СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературному чтению по произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературному чтению по произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков". Знакомство с повестью.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению по произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков"»

Тема. Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков». Знакомство с повестью.

Цель. Ознакомление с историей создания повести, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения.

Задачи:

  • научить анализировать литературное произведение;

  • формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

  • учить овладевать навыками актерского искусства;

  • организовать работу учащихся в группах по методу сотрудничества;

  • формировать навыки коммуникативного характера.

Оборудование:

Урок проходит по следующим этапам:

  1. Организационный момент, где идет обсуждение эпиграфа урока.

  2. Первичное знакомство с повестью Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» начинается с расшифровки названия, рассказа учителя о повести и инсценировки начала повести подготовленными детьми.

  3. Физкультминутка, с помощью которой дети отправляются вслед за героями в Страну невыученных уроков.

  4. Работа с первыми главами повести происходит по этапам: чтение, словарная работа (индивидуальная работа), работа в группе по содержанию текста и над образом героя, используя дифференцированные задания.

  5. Рефлексия с помощью веселого и грустного человечков.

ХОД УРОКА

Ученья корень горек, да плод сладок.

  1. Обсуждение с учащимися смысла пословицы, связать с темой раздела «Уроки и перемены»

На доске написана пословица.

- Ребята, прочитайте про себя пословицу. Объясните ее.

- Как связана пословица с разделом учебника, который мы сейчас изучаем? (раздел «Уроки и перемены»)

- Как вы думаете, о чем мы будем читать? (о школе)

II. Знакомство с повестью-сказкой Л. Гераскиной

1.Работа с текстом до чтения.

- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав запись на доске. (антиципация гласных букв).
В      СТРН      НВЧННХ      РКВ. («В стране невыученных уроков»)
- откройте учебник с.147 и прочитайте имя автора. (Лия Гераскина).

-О чем бы вы хотели порассуждать, какие вопросы задать перед началом чтения произведения?
– Полистав учебник, определите, какое по жанру это произведение? (В нашем учебнике только фрагмент повести.)
-Существует ли в жизни такая страна? И как попасть в эту страну, кто ее жители?

- О чем хотел рассказать художник, который уже прочитал эту повесть? Изобразил ли художник на своей иллюстрации жителей Страны невыученных уроков?

Сплошные тайны и загадки. Значит, это повесть – сказка. Эта повесть вышла в свет в 1961 году, издавалась у нас в стране более 10 раз и является самой популярной из книг писательницы. И уже есть книга 2 и 3. (Книги № 2, 3.)
– Почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?
– Сразу ответить трудно, но думаю, что после прочтения и вдумчивой работы над повестью, мы сумеем ответить на этот вопрос.




2. Работа с текстом повести.

А) чтение 1 главы (по абзацам с комментированием незнакомых слов)

Широта- расстояние от экватора по меридиану, выражаемое в градусах.

Долгота- расстояние от определенного (начального )меридиана по дуге экватора или другой параллели, выраженное в градусах.

Анализ прочитанного

-От какого лица идет повествование? (от лица главного героя-мальчика)

-Назовите героев повести. (мальчик, кот Кузя, человечки-учебники Грамматики, География)

-Чем занимался мальчик? Почему он не мог убежать с ребятами на улицу?

-работа в группах по рядам:

1 ряд: Найдите описание учебников, которые лежали на столе. ( В чем была «сила этих учебников?)

2 ряд: Найдите слова, которые показывают отношение мальчика к учению. (Что же произошло? Почему учебники ожили?)



3 ряд: Найдите описание, как выглядели человечки-учебники. (Как мальчик догадался, что эти человечки - его учебники?)

-Какое оправдание придумал герой повести?

-Кто же такие Сережа Петькин и Люся Карандашкина?

-Какое «наказание» придумали учебники своему хозяину?

Понял ли мальчик от чего его надо спасать?

-Как вы думаете, какой план спасения придумали учебники?

Чтение диалога по ролям. ( мальчик, автор, Грамматика, География)

б) физкультминутка

Как возьму я мяч большой,

Подниму над головой,

Как прогну я спину,

А мяч назад закину.

Чтоб ногам работу дать,

Будем дружно приседать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторить спеши опять.

в) Чтение 2 части учителем.

- Что же предложила География?

-Почему учебники были единодушны в своем решении?

-Как можно попасть в Страну невыученных уроков?

-Что значит «шарообразное»? Какие шарообразные предметы вы знаете?

_что вы знаете о глобусе? (лат. Слово глобус-шар. Держа в руках глобус, вы держите земной шар).

-Какой же предмет заменил клубок?

г) Чтение 3-й части про себя.

-Если футбольный мяч заменил собой сказочный клубок, то должны быть непременно волшебные слова, которые помогут мячу не сбиться с пути, вести за собой Витю. Эти слова Витя повторил за Грамматикой. Прочитайте заклинание с доски (экрана)

Ты лети, футбольный мяч,

Не вприпрыжку и не вскачь,

Не сбивайся на пути,

Прямо в ту страну лети,

Где живут ошибки Вити,

Чтобы он среди событий,

Полных страхов и тревог,

Сам себе помочь бы смог.

Чтение про себя 3 части.

– Что вас удивило и обрадовало? (Спутником стал кот Кузя.)
– Почему кот вызвался пойти с хозяином?
– Что написано о Стране?

3. Итог урока.

На экране вопросы. Работа в парах.

1. Сколько двоек получил Витя Перестукин в тот день, когда с ним случилось Приключение?

2. К Вите пришли странные человечки в балахонах из покрытой кляксами мятой бумаги. Кем они были?

3. Куда отправили учебники Витю для исправления?

4. Какой предмет был проводником Вити по стране Невыученных уроков?

5. Кто вместе с Витей отправился в страну Невыученных уроков?

- Дайте характеристику главному герою.

- В наши дни и у нас в школе есть дети, которые ленятся учиться, как это было с Витей.
– Что бы вы посоветовали Вите, пожелали бы что?

4. Рефлексия.

- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?

– Кто доволен своей работой на уроке, покажите веселого человечка. А кто испытывал затруднения – грустного человечка.

5. Оценивание,д.з. с.147-151(1-4ч.), р.т. с.26 №1