Тема. Лия Гераскина «В Стране невыученных уроков». Знакомство с повестью.
Цель. Ознакомление с историей создания повести, знакомство с персонажами и языковыми особенностями произведения.
Задачи:
научить анализировать литературное произведение;
формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
учить овладевать навыками актерского искусства;
организовать работу учащихся в группах по методу сотрудничества;
формировать навыки коммуникативного характера.
Оборудование:
Урок проходит по следующим этапам:
Организационный момент, где идет обсуждение эпиграфа урока.
Первичное знакомство с повестью Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков» начинается с расшифровки названия, рассказа учителя о повести и инсценировки начала повести подготовленными детьми.
Физкультминутка, с помощью которой дети отправляются вслед за героями в Страну невыученных уроков.
Работа с первыми главами повести происходит по этапам: чтение, словарная работа (индивидуальная работа), работа в группе по содержанию текста и над образом героя, используя дифференцированные задания.
Рефлексия с помощью веселого и грустного человечков.
ХОД УРОКА
Ученья корень горек, да плод сладок.
Обсуждение с учащимися смысла пословицы, связать с темой раздела «Уроки и перемены»
На доске написана пословица.
- Ребята, прочитайте про себя пословицу. Объясните ее.
- Как связана пословица с разделом учебника, который мы сейчас изучаем? (раздел «Уроки и перемены»)
- Как вы думаете, о чем мы будем читать? (о школе)
II. Знакомство с повестью-сказкой Л. Гераскиной
1.Работа с текстом до чтения.
- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав запись на доске. (антиципация гласных букв).
В СТРН НВЧННХ РКВ. («В стране невыученных уроков»)
- откройте учебник с.147 и прочитайте имя автора. (Лия Гераскина).
-О чем бы вы хотели порассуждать, какие вопросы задать перед началом чтения произведения?
– Полистав учебник, определите, какое по жанру это произведение? (В нашем учебнике только фрагмент повести.)
-Существует ли в жизни такая страна? И как попасть в эту страну, кто ее жители?
- О чем хотел рассказать художник, который уже прочитал эту повесть? Изобразил ли художник на своей иллюстрации жителей Страны невыученных уроков?
Сплошные тайны и загадки. Значит, это повесть – сказка. Эта повесть вышла в свет в 1961 году, издавалась у нас в стране более 10 раз и является самой популярной из книг писательницы. И уже есть книга 2 и 3. (Книги № 2, 3.)
– Почему книга пользуется на протяжении стольких лет необычайной популярностью, почему ее читают и перечитывают много раз с большим удовольствием?
– Сразу ответить трудно, но думаю, что после прочтения и вдумчивой работы над повестью, мы сумеем ответить на этот вопрос.
2. Работа с текстом повести.
А) чтение 1 главы (по абзацам с комментированием незнакомых слов)
Широта- расстояние от экватора по меридиану, выражаемое в градусах.
Долгота- расстояние от определенного (начального )меридиана по дуге экватора или другой параллели, выраженное в градусах.
Анализ прочитанного
-От какого лица идет повествование? (от лица главного героя-мальчика)
-Назовите героев повести. (мальчик, кот Кузя, человечки-учебники Грамматики, География)
-Чем занимался мальчик? Почему он не мог убежать с ребятами на улицу?
-работа в группах по рядам:
1 ряд: Найдите описание учебников, которые лежали на столе. ( В чем была «сила этих учебников?)
2 ряд: Найдите слова, которые показывают отношение мальчика к учению. (Что же произошло? Почему учебники ожили?)
3 ряд: Найдите описание, как выглядели человечки-учебники. (Как мальчик догадался, что эти человечки - его учебники?)
-Какое оправдание придумал герой повести?
-Кто же такие Сережа Петькин и Люся Карандашкина?
-Какое «наказание» придумали учебники своему хозяину?
Понял ли мальчик от чего его надо спасать?
-Как вы думаете, какой план спасения придумали учебники?
Чтение диалога по ролям. ( мальчик, автор, Грамматика, География)
б) физкультминутка
Как возьму я мяч большой,
Подниму над головой,
Как прогну я спину,
А мяч назад закину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторить спеши опять.
в) Чтение 2 части учителем.
- Что же предложила География?
-Почему учебники были единодушны в своем решении?
-Как можно попасть в Страну невыученных уроков?
-Что значит «шарообразное»? Какие шарообразные предметы вы знаете?
_что вы знаете о глобусе? (лат. Слово глобус-шар. Держа в руках глобус, вы держите земной шар).
-Какой же предмет заменил клубок?
г) Чтение 3-й части про себя.
-Если футбольный мяч заменил собой сказочный клубок, то должны быть непременно волшебные слова, которые помогут мячу не сбиться с пути, вести за собой Витю. Эти слова Витя повторил за Грамматикой. Прочитайте заклинание с доски (экрана)
Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страхов и тревог,
Сам себе помочь бы смог.
Чтение про себя 3 части.
– Что вас удивило и обрадовало? (Спутником стал кот Кузя.)
– Почему кот вызвался пойти с хозяином?
– Что написано о Стране?
3. Итог урока.
На экране вопросы. Работа в парах.
1. Сколько двоек получил Витя Перестукин в тот день, когда с ним случилось Приключение?
2. К Вите пришли странные человечки в балахонах из покрытой кляксами мятой бумаги. Кем они были?
3. Куда отправили учебники Витю для исправления?
4. Какой предмет был проводником Вити по стране Невыученных уроков?
5. Кто вместе с Витей отправился в страну Невыученных уроков?
- Дайте характеристику главному герою.
- В наши дни и у нас в школе есть дети, которые ленятся учиться, как это было с Витей.
– Что бы вы посоветовали Вите, пожелали бы что?
4. Рефлексия.
- Ответили ли вы на вопросы, поставленные в начале урока?
– Кто доволен своей работой на уроке, покажите веселого человечка. А кто испытывал затруднения – грустного человечка.
5. Оценивание,д.з. с.147-151(1-4ч.), р.т. с.26 №1