Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Конспект урока
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
(ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ)
в 1 классе
«Знакомство со схемой звукового состава слова»
Подготовила: учитель начальных классов
Степанченко Светлана Николаевна
Ржевка
2016
Конспект урока литературного чтения (обучение чтению) в 1 классе по учебной предметной программе «Литературное чтение/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова - М: Вентана-Граф, 2012» (по системе «Начальная школа XXI века»).
Тема урока: Знакомство со схемой звукового состава слова.
Цели деятельности педагога: формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; обеспечить условия для развития произвольного внимания, умения ставить вопросы, воспитания чувства отзывчивости и коллективизма.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают, какое значение для человека имеет умение чисто и правильно произносить первые звуки в словах; о том, что согласные звуки образуют пары по твёрдости-мягкости; умеют объяснять значение слов, различать звучание и значение слова, произносить слово, интонационно выделяя первый звук, характеризовать и сравнивать первые звуки в словах по твёрдости-мягкости; произносить скороговорки, находить пару к заданному слову.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление пространственных отношений между объектами; классификация предметов по заданному признаку; сравнение первых звуков в словах правого и левого столбца; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой проблеме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, презентация «Звуковой состав слова», таблички для схем, картинки с изображениями животных.
Ход урока
1.Организационный этап
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
В путешествие пойдем, в страну сказок попадем.
2. Актуализация знаний
Слайд №2
Учитель или хорошо читающие дети читают отрывки из сказок.
Отрывок 1.
…Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Слез он с воза, подошел к лисичке, а она лежит себе, как мертвая.
– Вот будет подарок жене! – сказал... взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди…
Слайд№3
– О ком этот отрывок, назовите сказку. (Дед из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».)
Слайд №4
Отрывок 2.
…Взяла она крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила… (Бабка, сказка «Колобок».)
Слайд №5,6
Отрывок 3.
Не садись на пенек, не ешь пирожок,
Неси дедушке, неси бабушке.
(Внучка, сказка «Маша и медведь».)
Слайд №7
3. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
– Отгадайте загадку и определите сказку, которую будем сегодня рассказывать.
Выросла она на грядке.
И тянули по порядку:
дедка, бабка, внучка, Жучка –
не смогли! – большая штучка!
Кошка с мышкой лишь пришли –
сразу вытянуть смогли! Слайд №8
(«Репка»)
– Итак, начинаем сказку сказывать…
4.Первичное усвоение новых знаний
1. Коллективный пересказ сказки.
– Как начинается сказка? (Посадил дед репку.)
– Какая схема соответствует данному предложению? (Схема-полоска.)
– Что было дальше? Сколько слов в следующем предложении? (Выросла репка большая.)
– Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды похожи, прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)
2.Слушание звуков природы
– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках.)
– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, пение птиц. А какие еще? (Шум дождя, звон трамвая, бой часов и т. д.)
– Те звуки, о которых вы говорите, – это неречевые звуки. Мы начинаем изучать речевые звуки.
3.Работа по учебнику.
– Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно.
(Звук.)
– Обратите внимание на условное обозначение:
– выдели голосом этот звук.
– Какой звук нас просят выделить голосом? (Первый.)
– Произнесите слово «репка» с интонационным выделением первого звука: р-р-репка.
Дети должны произносить звук р’ вместе со словом – рьрьрьэпка.
– Послушайте, как долго можно произносить этот звук: рьрьрь.
– Назовите всех персонажей сказки «Репка», выделяя голосом первый звук.
5.Физкультминутка
6. Первичное закрепление
Игра «Хор животных». Слайд №9
Класс учащихся делится на несколько групп и выбирает животного.
Задание: исполните песню, но только вместо слов произносить надо неречевые звуки животных.
Классификация предметов по заданному признаку.
– Разделите предметы на тематические группы. (Одежда, обувь, головные уборы, зимняя одежда и обувь, летняя одежда и обувь.)
– Вспомните, что такое слово?
– Произнесите слова-названия данных предметов, выделяя первый звук. (В-в-варежки и т. д.)
– Подберите пары слов по первому звуку. (Шапка – шорты, варежки – валенки, босоножки – ботинки, пальто – платье.)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
– О чем говорится в загадке?
Он бывает тихим, громким.
А еще глухим и звонким,
Может быстро проскочить,
А захочет – будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
(Звук.)
Список использованной литературы
Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.
Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Журова Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова.- 2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 2011.- (Начальная школа XXI).
Интернет-источники
1.Загадка о сказке http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/641-o-skazke-repka.html
Источники иллюстраций
1.Волшебная книга: http://www.indiesunlimited.com/wp-content/uploads/2012/04/dreamstime_8075293.jpg
2. Сказка: http://bigslide.ru/images/5/4381/960/img1.jpg
3.Бабка: https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/06cd/000536ec-391a604c/hello_html_6dedb7c5.jpg
4.Медведь: http://img1.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/999/4999265_10.jpg
5.Репка: http://nochdobra.com/wp-content/uploads/2016/04/Detskie-fotooboi.jpg
6.Дождь: http://file.mobilmusic.ru/e3/50/c2/1268062.gif
7.Гусь: http://smiles24.ru/data/smiles/anime-pticy-111.gif
8.Петух: http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/13942_255aca24ae9fc4cf3b1ada1f76bda70d.jpg.jpg
9.Корова:http://www.coollady.ru/puc/4/korova/8.jpg
Приложение №1


