Середина урока | Вводное задание. Для понимания значения числа 0 предложите учащимся игру «Таинственный мешок». Предложите всем учащимся встать в круг. Положите в мешок пять игрушек. Завяжите его и дайте учащимся на ощупь угадать, сколько в нём предметов. Развяжите мешок и попросите учащихся вынимать по одной игрушке, каждый раз фиксируя результат на числовой прямой (прикрепляйте к бельевой верёвке с помощью прищепки карточки счислами 5, 4, 3, 2, 1 на одинаковом расстоянии другот друга). Продолжайте до тех пор, пока мешок не опустеет. Продемонстрируйте учащимся, что внутри мешка пусто. Обратите внимание учащихся на то, что сначала в мешке были игрушки, их количество уменьшалось, и в итоге мешок опустел. Задайте вопросы: «А сколько сейчас игрушек в мешке? (Нисколько, в мешке нет игрушек.) «Как вы думаете, если бы было число, которое обозначает «нисколько», где бы оно стояло на числовой прямой?». Предложите учащимся придуматьназвание этому числу и записать его. Учащиесямогут предложить свои варианты записи, возможно, среди них кто-то знает о числе 0. Подведите итог, сообщите, что если в мешке нет игрушек, то можно сказать: «В мешке ноль игрушек», а число 0 означает, что предметов нет. Покажите его символьную запись. Прикрепите карточку с записью числа в начале числовой прямой, перед числом 1. На предметно-практическом уровне объясните свойства числа 0: Если к числу прибавить 0, то получится это же число. Если от числа отнять 0, то получится это же число. Если от числа отнять это же число, то получится 0. Выполнив задание рубрики «Реши», закрепите понимание свойств числа 0. Воздушные шары. Попросите учащихся посмотреть на изображение и рассказать, что произошло с шарами. Спросите: Какое количество шаров было у мальчика в начале? (было 3 шара, один улетел) Что произошло с шарами на второй картинке? Cколько шаров осталось? (остался 1 шар). Ответ Ноль шаров осталось. Расставь числа в прямом и обратном порядке. Для выполнения задания организуйте работу в парах. Попросите учащихся расставить числа впрямом и обратном порядке. Обратите внимание, на какое место учащиеся поставят число 0. Если возникнут затруднения, предложите учащимся воспользоваться числовой прямой. Ответы В прямом порядке: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;в обратном порядке: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Реши. Данное задание позволит закрепить знания о свойствах нуля при сложении и вычитании. Предложите выполнить его в группах. Проверку выполнения проведите фронтально. Подумай. Предложите учащимся решить задание без опоры на картинку. Ответ 0 яблок. Попробуй. Предложите учащимся внимательнопосмотреть на цифру 0 и определить, на чтоона похожа. Предложите нарисовать, как они еепредставляют. Ответы Учащиеся могут нарисовать воздушный шарик,нору, мяч, обруч, руль, штурвал, спасательный круг, колесо машины, яйцо или другие предметы овальной формы. | Учебник: Число и цифра 0, стр. 32-33Рабочая тетрадь: Рабочий лист 27 «Число и цифра 0», стр. 29Рабочий лист 28 «Рыбалка», стр. 30 Ресурсы бельевая верёвка с прищепками, протянутаячерез классную комнату; карточки с числами от 0 до 10; непрозрачный мешок из ткани; пять детских игрушек маленького размера. |
Конец урока | Знаешь ли ты? Сообщите учащимся интересныефакты о числе 0. Спросите учащихся, с каким словом созвучно арабское слово «сифр»? Развитие языковых компетенций Объясните учащимся, что число 0 произносят как«ноль» и как «нуль». Оба варианта верны. Для запоминания ключевого слова на трёх языках в течение урока спрашивайте у учащихся: «А как слово ноль будет звучать на английском/казахском языке?». Дополнительные задания Вставь пропущенные числа на числовой прямой. В задании необходимо восстановить числа в порядке их следования на числовой прямой,начиная с нуля. Ответы Пропущенные числа: 3, 4, 6, 8, 9. Нарисуй листья на ветке соответственно числам. Предложите внимательно рассмотреть рисунки и числа под ними. Сопоставив рисунок ветки с тремя листами и число 3, учащиеся должны догадаться, что на следующих рисунках они должны нарисовать столько листьев, сколько показываетчисло под рисунком. Под последним рисунком стоит число 0. Значит, на ветке не должно быть листьев. Научись писать цифру 0. Для развития письменных навыков учащихся предложите учащимся прописать цифру 0. Покажите образец написания цифры 0. Помоги поймать рыбок. В данном задании учащемуся нужно соединить рыбок в водоёме сведром в лодке. Из всех рыбок в водоёме нужно выбрать только те, на которых написаны прим | |