Тема: Вычитание числа из суммы
Цель: сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы разными способами.
Задача: учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач.
Предметные результаты:
Сформулировать правило о вычитании числа из суммы. Продолжать формирование представлений о рационализации вычислений. Учить читать и записывать выражения со скобками и без скобок.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: определять тему урока, исследовать разные способы записи, обобщить их.
Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать различные способы вычитания.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, уважать другую точку зрения, продолжать учиться работать в парах и группе.
Личностные УУД: проявлять интерес к изучению темы.
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Фронтальная работа
Учитель: Прочитайте текст задачи.
Ученики: В магазине стройматериалов в одном ящике было 23 кг гвоздей, а в другом – 19 кг. Продали 15 кг гвоздей. Сколько гвоздей осталось в двух ящиках?
Учитель: О чем идет речь в задаче?
Ученики: В задаче говорится о продаже гвоздей.
Было | Продали | Осталось |
23 кг и 19 кг | 15 кг | ? кг |
Работа в парах
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Помните! Хороший результат будет только в том случае, если вы будете работать сообща, прислушиваясь и слышав друг друга. Герои нашего учебника решили задачу разными способами. По данному выражению объясните решение задачи. Расскажи, как ребята решали задачу.
Ученики (1 пара): Первое выражение (23+19) – 15. Сначала находим общее количество гвоздей в двух ящиках: 23+19=42. Из общего количества гвоздей вычитаем 15 кг – это гвозди, которые продали: 42 – 15 = 27 . Находим, что осталось 27 кг гвоздей.
Ученики: Второе выражение (23 - 15) + 19. В первом магазине было 23 кг гвоздей и из них продали 15 кг гвоздей: 23 – 15 = 8. Сначала находим, сколько гвоздей продали из 1 ящика. К оставшимся гвоздям добавили 19 кг гвоздей из второго ящика: 8+19=27. Узнали, что осталось 27 кг гвоздей.
Ученики: Третье выражение 23 + (19 - 15). Во втором ящике было 19 кг гвоздей, из них продали 15 кг. Сначала узнаем, сколько продали гвоздей из второго ящика: 19 – 15 = 4. К оставшимся гвоздям добавили 23 кг гвоздей из первого ящика: 23 + 4 = 27. Осталось 27 кг гвоздей.
Учитель: Мы нашли значение каждого из трех выражений, а теперь сравним эти значения.
Ученики: Значения одинаковы.
Учитель: Рассмотрим выражение. На ИД изображено следующее выражение: (23+19) – 15. Прочитайте еще раз это выражение.
Ученики: Из суммы чисел 23 и 19 вычесть 15.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Нашли сумму 23 и 19 и вычли 15.
Учитель: Как называется число 23 в сумме 23+19.
Ученики: 23 – это первое слагаемое суммы чисел 23+19
Учитель: Как называется число 19 в сумме 23+19.
Ученики: 19 – это второе слагаемое суммы чисел 23+19
Учитель: Рассмотрим второе выражение. На ИД изображено следующее выражение: (23 - 15) + 19. Прочитайте данное выражение.
Ученики: К разности чисел 23 и 15 прибавить 19.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Нашли разность чисел 23 и 15 прибавили 19.
Учитель: Что заметили?
Ученики: Из первого слагаемого вычли 15 и прибавили второе слагаемое 19.
Учитель: Рассмотрим третье выражение. На ИД изображение следующее выражение: 23 + (19 - 15). Прочитайте его.
Ученики: К 23 прибавить разность чисел 19 и 15.
Учитель: Как мы нашли значение этого выражения?
Ученики: Из 19 вычли 15 и прибавили 23.
Учитель: Что заметили?
Ученики: Из второго слагаемого вычли 15 и прибавили первое слагаемое.
Учитель: Сравните значения выражений и сделайте вывод.
Ученики: Значения трех выражений равны: 27.
Учитель: Как называется выражение (23 + 19) – 15 (выражение на ИД).
Ученики: Вычитание числа из суммы.
Учитель: Проверим наше предположение по учебнику. Поработаем с текстом учебника (учебник, с. 38). Как можно вычесть число из суммы?
Ученики: (ученики зачитывают три способа, представленных на ИД). 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.
Учитель: Обратите внимание на ИД, пример (19 + 50) – 30. Все ли три способа подходят для нахождения значения этого выражения?
Ученики: Нет. Второй способ не подходит. Из первого слагаемого вычесть нельзя: 19 – 30. Так как первое слагаемое меньше, чем число, которое нужно вычесть.
Учитель: Рассмотрите второй пример на ИД (63 + 9) – 13. Все ли три способа подходят для нахождения значения данного выражения?
Ученики: Нет. Третий способ не подходит. Из второго слагаемого нельзя вычесть число: 9 – 13. Так как слагаемое меньше числа, которое нужно вычесть.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься в дальнейшем?
Ученики: Будем учиться вычитать число из суммы тремя способами.
Учитель: А для чего необходимо уметь вычитать разными способами?
Ученики: Находит удобный, рациональный способ вычислений.