Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мирновская школа»
Урок по музыке
в 6 классе
Тема:
Инструментальный концерт.
Учитель музыки : Сулейманова Г. Р.
Класс: 6-Б Предмет: музыка №15
Тема: Инструментальный концерт.
Планируемый результат
Личностные: Прививать и воспитывать эстетический вкус у учащихся, любовь к классической музыке. Развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.
Предметные: Познакомить с творчеством А. Вивальди и его произведением, концертом «Времена года». В ходе урока сформулировать понятие, что такое инструментальный концерт и определить его особенности. Совершенствовать умение высказываться о характере музыки.
Метапредметные: Умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе. Умение работать с текстом, выделять главное. Развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Восприятие и первичное осознание нового материала
-Уважаемые учащиеся, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним музыкальным жанром. Тема сегодняшнего урока - «Инструментальный концерт».Слово «концерт» произошло из двух источников: латинское concertare — «состязаться»,итальянское concerto — «гармония, согласие».А вот кто и с кем в концерте состязается и согласуется, мы узнаем вовремя прослушивания музыкального произведения. Знакомится с жанром концерт, мы будем на примере музыке Антонио Вивальди. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит текст с определенным этапом биографии композитора. Вы читаете, отвечаете на вопросы по тексту и составляете небольшой рассказ. Далее каждая группа расскажет, что она узнала о творчестве А. Вивальди.
- Вершиной творчества Вивальди стал цикл инструментальных концертов «Времена года». Цикл состоит из 4 концертов. Как вы думаете, какое название дал композитор каждому из концертов?
- Найдите в учебнике, по какому принципу строил свои концерты Вивальди и сколько частей, как правило, в концерте. Перед тем как приступите к работе скажите мне, пожалуйста, что такое принцип?
- Что такое камерная музыка?
Концерт — циклическое произведение для какого-либо солирующего
инструмента (фортепиано, скрипки и др.) и симфонического оркестра.
Жанр концерта возникает в XVII веке в связи с интенсивным развитием скрипичного исполнительства.
Инструментальный концерт - концерт для одних только музыкальных инструментов, без пения.
- Известно около 450 концертов Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику:насыщенность сменялась спокойствием, нежность – мощью, соло прерывалось оркестром.
В композициях концертов Вивальди чередовались сольные и оркестровые части.
Цикл «Времена года»
Вершина творчества Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания * скрипки - solo * оркестра – tutti (в переводе с итальянского значит все) (слайд 6)
- Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент и послушать 1-ю часть концерта.
Какие чувства выражает эта музыка?
В какой форме написана 1-я часть концерта?
С каким временем года может ассоциироваться эта музыка?
- при прослушивании 3 части концерта предлагаю вам ответить на вопрос: Какой принцип использовал Вивальди при создании своих концертов?
- Что такое контраст?
- Назовите мне, какие контрасты бывают в музыке.
Принцип контраста произведения
быстрая, энергичная, обычно без медленного вступления
2-я часть – Largo e pianissimosempre (Спящий пастух) лирическая, певучая, более скромная по размерам
3-ячасть – Allegro danzapastorale. (Деревенский танец) финал, подвижный, блестящий.
- Цикл концертов «Времена года» - программное сочинение, в основе которого лежат стихотворные сонеты, с помощью которых, композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла. Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.
Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи, как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий, и щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав, и тявкает чуть слышно пес.
Пастушеской волынки звук
разносится гудящий над лугами, инимф, танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
- Тема времен года всегда была популярна в искусстве. Объясняется это несколькими факторами:
она давала возможность средствами данного конкретного искусства запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года.
во-вторых, она всегда наделялась определенным философским смыслом: смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни
* весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность
* зима - конец пути - старость.
В изобразительном искусстве времена года, главным образом сельскохозяйственные, изображались в самых разных жанрах, от скульптуры до графики.
В наше современное время тоже есть произведения вокального жанра о времени год