Орг.момент. II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. III. Выдвижение версий. IV. Актуализация имеющихся знаний. V.Составление плана решения учебной проблемы. VI. Поиск решения проблемы, открытие нового знания. VII. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике. IX. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. | - Здравствуйте, дети! 1.Побуждающий диалог - постановка проблемы. На доске неоформленная схема-человечек ! - Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? - Что же мы сегодня будем «открывать»? - Что необычного заметили у схемы-человечка? -Ребята, этим знаком схема-человечек хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других изученных вами звуков. Какой у вас возникает вопрос? -Чем новый звук отличается от других звуков? Вот это нам предстоит сегодня открыть. 2. Проведение звуковой разминки. - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. -Вспомните, какой звук издаёт змея? -Как шумит чайник при кипении? - Как шуршат осенние листья под ногами? -А теперь давайте прошуршим все вместе: Ш-ш-ш 3. Подведение к формулированию темы. - Проживает ли такой звук в нашем «городе букв»? (На доске висит проект «Город букв») - Сформулируйте тему нашего урока - Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? (Прикрепляет кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока) -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? Когда он произносится, выдыхаемый воздух встречает преграду? Каким цветом разукрасим согласный звук? (Разукрашиваем «платье» человека синим цветом.) -Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков? - Тогда давайте решать эту проблему. 1. Побуждающий диалог. - Нам нужно всё узнать про этот звук. Раз он согласный, что мы можем про него узнать? -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? --Как узнать, бывает ли он твёрдым или мягким? -Сначала определите, какое место занимает этот звук в словах? 1. Предлагает взять картинки из конверта с изображением шара, машины, малыша. 2. Руководство групповой работой. - Составьте звуковые схемы этих слов. - Ответственные дети в группах дайте характеристику нового звука. - Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Закрашивает башмачок человечка синим цветом. 3. Побуждающий диалог. - Может быть, в других словах этот звук произносится мягко? Послушайте стихотворение, а самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произносится, твёрдо или мягко? -Назовите слова с новым звуком. Какой он? 4. Подведение к формулированию вывода. - Сделайте вывод: может ли звук [ш] быть мягким? Закрашивает второй башмачок синим цветом. - Посмотрите на схему нашего звука, сравните с другими схемами и скажите, чем же отличается новый звук от других звуков нашего «города»? 5.Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [ш]? - Что напоминает вам эта буква? Ах, табуретка хороша! Перевернул – и буква Ш. Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл - На какой улице мы поселим нашего нового жителя в «городе букв»? - Откройте азбуки и на стр. 17 ответим на вопросы. Звук ш гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? -Решили мы с вами первую задачу? Убирает один кружок. 1. Анализ с учащимися написания строчной буквы ш. -Наша задача – научиться писать строчную букву ш. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? -Я напишу эту букву под счёт: раз-и, два-и, три-и. - Попробуйте указательным пальцем написать эту букву на ладони под мой счёт. -Возьмите ручки. Пишем все вместе под счёт. Приготовились: раз-и…. 2. Физминутка для глаз. 3. Письмо буквы ш с написанием лишнего элемента на доске. - Что вы заметили? 4. Обведение буквы ш в словах. - Прочитайте и обведите в словах только букву ш. Возьмите ручки и соедините ш со следующей буквой. Что получилось? -Вы научились писать новую букву? Вы справились с этой задачей? Без ошибок и затруднений? Вам нужна была помощь? Каким знаком вы себя наградите? Нарисуйте себе этот знак. У бирает второй кружок, обозначающий задачу. 5.Физминутка. Под ногами листопад, Листья желтые лежат, Листья жёлтые летят, А под листьями шуршат Шурш, шуршиха и шуршонок- Папа, мама и листёнок 6. Организация работы по чтению и анализу слогов. - Какие слоги со звуком [ш] в стихах повторялись? - Ваша задача – научиться читать слоги с новой буквой. Подготовьтесь прочитать слоги. -Прочитайте слоги на с.17. -Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией - Дополните до слова: Шу… ша… ши… 7. Организация чтения и анализа слов с буквой ш.(на доске слова) - Прочитайте слово, называющее фрукт. -Слово, называющее насекомое. - Зимний головной убор. -Жилище, построенное в лесу -Какая последняя задача стояла перед нами на уроке? -Вы справились с этой задачей? Убирает последний кружок, обозначающий задачу урока. - У кого были затруднения? Какие? - Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке. - Нарисуйте эту оценку в своих тетрадях. | Приветствие учителя, самоорганизация Садятся девочки. Садятся мальчики. 1.Диалог с учителем. - Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы - Новый звук и новую букву. - Восклицательный знак. 2.Проговаривание звуков. -Ш-ш-ш 3.Формулирование темы. - Нет. - Звук [ш], буква ш. - Узнать всё про новый звук, новую букву. Научиться писать новую строчную букву ш. Научиться читать слоги и слова с буквой ш - В районе согласных. - Разукрасим синим цветом. 1.Выдвигают версии. 1.Диалог с учителем. - Мягкий он или твёрдый, звонкий или глухой? - Он глухой. - Послушать, как он звучит в словах. 1. Определение места звука в словах, работа в группах. 1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова. 2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова. 3 группа – в середине слова. 2. Работа в группах, индивидуальная работа. Составляют звуковые схемы выбранных слов. Один ученик у доски составляет схему слова «шишка». Ответственные дети характеризуют новый звук -Звук [ш] – твёрдый. -Твёрдый. 3.Прослушивание стихотворения Слушают стихотворение, которое читает ученица. Шуба, шапка, шляпа, шар, Шли однажды на базар. Шли пешком, неспешно шли, И шалаш в лесу нашли Посмотрели на шалаш: Был ничей, а будет наш. - Звук [ш] всегда твёрдый. -Буква Ш. Предположения учащихся. - В районе согласных, на улице глухих. - Звук ш согласный, глухой, всегда твердый. - Да. 1. Анализ строчной буквы ш. -Из коротких палочек с закруглением вправо внизу. Пишут на ладони. Пишут в тетради. Водят глазами за движущимися предметами. - Лишний элемент. -Обводят буквы. - Слоги. Рисуют себе знак-награду: 2.Чтение и анализ слогов. 1. Чтение слогов про себя, выделяя согласные твёрдые звуки. 2. Чтение слогов вслух. 3.Чтение слогов хором. 4.Участие в игре «Доскажи словечко». 3.Чтение и анализ слов. - груша -мошка -шапка -шалаш -Научиться читать слоги и слова с новой буквой. -Да. Рассказывают о своих затруднениях. Показывают сигналы. |