1 класс
Тема: «Звуки [д], [д`]. Буквы Д, д».
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.
Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.
Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся
Формирование УУД.
Планируемые результаты –
Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)
Ход урока.
I. Орг. момент.
Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.
II. Повторение изученного материала.
На уроке придется много говорить, читать, поэтому давайте сделаем зарядку для губ и зуб.
Море шумит (ш-ш-ш)Повторяем за экраном
Чайки кричат - (а-а-а)
Мухи звенят - (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
- Что вы произнесли? (звуки).
- Ребята, произнесите начальные звуки каждого слова. Что у вас получилось?
(бабочка, улитка, кот, волк, акула - буква)
- Да, сегодня мы познакомимся с новой буквой. А чтобы встретить её, нужно повторить то, что вы уже знаете о буквах и звуках.
- На какие две группы делятся все звуки русского алфавита? (гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки.
- Назовите теперь согласные.
- Почему буквы согласных стоят в два ряда?
- Назовите пары букв, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости и глухости.
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Буквы рады,
Что вы их не забыли повторить.
- А сейчас для вас загадка.
Где же спряталась отгадка?
- Над волной плывёт плавник-
Это что за баловник?
С виду рыба, но, поверьте,
Молоко пьют его дети.
Очень умный, добродушный,
Если кто попал в беду-
На спине своей бесстрашно
Он доставит к берегу. (Дельфин.)
- Что вы узнали о дельфине?
- Да, дельфины очень умные животные. К нам на урок приплыл дельфинёнок, который знает даже цифры. Какие? Отгадайте!
- На ножке цифра приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт-
Прямо лебедем плывёт. (2)
- Эта цифра акробатка:
Если на голову встанет,
То сразу вдруг шестёркой станет. (9)
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новыми звуками.
- Ребята, какой первый звук слышится в слове «два»? ([д])
- Произнесите еще раз звук и дайте ему характеристику ([д]- согласный, звонкий, твёрдый.)
- А какой первый звук слышится в слове «девять»? ([д,])
- Произнесите первый звук в слоге-слиянии [д`э] и дайте ему характеристику. ([д`]- согласный, звонкий, мягкий.)
- Итак, звуки [д], [д`]. Что общего у этих звуков? (согласные, звонкие)
- Чем отличаются? (Твёрдый - мягкий)
2. Знакомство с новыми буквами.
- Звуки [д], [д`] обозначает буква дэ. Вот она. (Показать картинку с буквой)
- На что похожа буква дэ? (ответы детей)
- В каком домике она будет жить? ( В домике парных согласных)
- Придумайте слова, которые начинаются с буквы д.
Физминутка. Игра «Услышь звуки!» (Если слово начинается с твёрдого звонкого звука [д], то стой, а с мягкого звонкого [д`]- присядь.)
- Дом, дым, диван, душ, дело, Даша, дельфин.
1. – Итак, какие звуки обозначает буква дэ?
- Какое последнее слово я назвала? (Дельфин)
- Где живёт дельфин? (Ответы детей)
- Если посмотреть на Землю из космоса или на глобус, то сразу можно заметить преобладание голубого и синего цветов. Это моря и океаны, которые занимают71% всей поверхности земного шара. Всё водное пространство земного шара разделяют на четыре части: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Дельфины живут в водах Северного, Атлантического и Индийского океанов. (показ на глобусе)
4. Работа по учебнику.
-Ребята, а как называется профессия, которая позволяет нам увидеть и узнать о морских животных? Отгадайте загадку.
(Ученик читает стихотворение)
С аквалангом я и в маске,
Здесь, на дне морском, как в сказке!
Но не в сказке я плыву,
В новых ластах наяву! (Водолаз.)
3. -Рассмотрите рисунок на с.104-105.
- Что нашли водолазы? (Водолазы нашли сокровища: кувшин, кинжал, сундук с золотыми монетами)
- Как вы думает, откуда взялись эти сокровища? (С затонувшего корабля)
- Теперь мы можем прочитать текст на стр.105. (Хорошо читающие дети)
- Что сказано о работе водолазов? Работа водолазов трудна.
Рассказ учителя:
-Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино. ( Рассказ иллюстрируется слайдами)
- Какую работу выполняли водолазы?
- Опоры, какого моста? (железнодорожного)
- У кого папы водолазы?
- Подчеркните все буквы д в тексте.
- Работа водолазов трудна, но очень интересна и разнообразна.
- Тут как тут наш дельфинёнок.
Слоги просит прочитать.
Вы, ребята не зевайте
Хором дружно все читайте.
Проговаривание чистоговорок. (в парах)
Да-да-да –бежит вода.
Ду-ду-ду – тебя найду.
До-до-до – звучит гудок.
Ды-ды-ды – цветут сады.
(На доске слоги: да, до, ду, ды, ди, де; ад, од,уд,ыд,ид,ед) Индивидуальное чтение.
Закрепление изученного материала.
РАБОТА В ПАРАХ.
Распределить картинки по местонахождению звука д.
Определение места звука Д в словах:
Дыня, дом, подарок, карандаши, подушка, и т. д.
Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Звукарик») .
Педагог: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в начале слова?
Дети: - две.
П.: - Назовите какие?
Дети: - Дыня и дом.
П.: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?
Дети: - три.
П.: - Назовите какие?
Дети: - Карандаши и подушка, подарок
Оцените у кого также.
V. Итог урока.
- С какой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает? Что нового, интересного узнали на уроке?
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ.
- На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить закладки с обитателями морских глубин- дельфинёнком.
Фонематическая разминка. (Р)
А). Игра «Узнай звук»
-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д] - зелёную.
Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.
-Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д]. (П)
- Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?