СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по обучению грамоте Звук [д] и буква д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по обучению грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обучению грамоте Звук [д] и буква д.»

1 класс

Тема: «Звуки [д], [д`]. Буквы Д, д».


Цели урока:

  • Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.

  • Развивающая: учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь.

  • Воспитательная: воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, интерес к школе, самостоятельность в работе, чувство ответственности за качество своего труда.

Здоровьесберегающая: создание благоприятных условий на уроке для учащихся

Формирование УУД.

Планируемые результаты –

Предметные умения: Сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует; освоить способы определения мягкости и твёрдости согласного звука; сформировать умения различать звонкость и глухость согласного звука, выделять согласные звуки, давать им характеристику.

Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре)

Ход урока.


I. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.


II. Повторение изученного материала.

 На уроке придется много говорить, читать, поэтому давайте  сделаем    зарядку для губ и зуб.

Море шумит (ш-ш-ш)Повторяем за экраном

Чайки кричат - (а-а-а)

Мухи звенят - (з-з-з)

Ветер воет – (у-у-у)

- Что вы произнесли? (звуки).


- Ребята, произнесите начальные звуки каждого слова. Что у вас получилось?

(бабочка, улитка, кот, волк, акула - буква)

- Да, сегодня мы познакомимся с новой буквой. А чтобы встретить её, нужно повторить то, что вы уже знаете о буквах и звуках.

- На какие две группы делятся все звуки русского алфавита? (гласные и согласные)

- Назовите гласные звуки.

- Назовите теперь согласные.

- Почему буквы согласных стоят в два ряда?

- Назовите пары букв, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости и глухости.

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?


- Буквы рады,

Что вы их не забыли повторить.


- А сейчас для вас загадка.

Где же спряталась отгадка?


- Над волной плывёт плавник-

Это что за баловник?

С виду рыба, но, поверьте,

Молоко пьют его дети.

Очень умный, добродушный,

Если кто попал в беду-

На спине своей бесстрашно

Он доставит к берегу. (Дельфин.)



- Что вы узнали о дельфине?

- Да, дельфины очень умные животные. К нам на урок приплыл дельфинёнок, который знает даже цифры. Какие? Отгадайте!

- На ножке цифра приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт-

Прямо лебедем плывёт. (2)


- Эта цифра акробатка:

Если на голову встанет,

То сразу вдруг шестёркой станет. (9)


III. Изучение нового материала.


1. Знакомство с новыми звуками.


- Ребята, какой первый звук слышится в слове «два»? ([д])

- Произнесите еще раз звук и дайте ему характеристику ([д]- согласный, звонкий, твёрдый.)

- А какой первый звук слышится в слове «девять»? ([д,])

- Произнесите первый звук в слоге-слиянии [д`э] и дайте ему характеристику. ([д`]- согласный, звонкий, мягкий.)

- Итак, звуки [д], [д`]. Что общего у этих звуков? (согласные, звонкие)

- Чем отличаются? (Твёрдый - мягкий)


2. Знакомство с новыми буквами.

- Звуки [д], [д`] обозначает буква дэ. Вот она. (Показать картинку с буквой)

- На что похожа буква дэ? (ответы детей)

- В каком домике она будет жить? ( В домике парных согласных)

- Придумайте слова, которые начинаются с буквы д.

Физминутка. Игра «Услышь звуки!» (Если слово начинается с твёрдого звонкого звука [д], то стой, а с мягкого звонкого [д`]- присядь.)

- Дом, дым, диван, душ, дело, Даша, дельфин.


1. – Итак, какие звуки обозначает буква дэ?

- Какое последнее слово я назвала? (Дельфин)

- Где живёт дельфин? (Ответы детей)


- Если посмотреть на Землю из космоса или на глобус, то сразу можно заметить преобладание голубого и синего цветов. Это моря и океаны, которые занимают71% всей поверхности земного шара. Всё водное пространство земного шара разделяют на четыре части: Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Дельфины живут в водах Северного, Атлантического и Индийского океанов. (показ на глобусе)


4. Работа по учебнику.

-Ребята, а как называется профессия, которая позволяет нам увидеть и узнать о морских животных? Отгадайте загадку.

(Ученик читает стихотворение)

С аквалангом я и в маске,

Здесь, на дне морском, как в сказке!

Но не в сказке я плыву,

В новых ластах наяву! (Водолаз.)


3. -Рассмотрите рисунок на с.104-105.

- Что нашли водолазы? (Водолазы нашли сокровища: кувшин, кинжал, сундук с золотыми монетами)

- Как вы думает, откуда взялись эти сокровища? (С затонувшего корабля)

- Теперь мы можем прочитать текст на стр.105. (Хорошо читающие дети)

- Что сказано о работе водолазов? Работа водолазов трудна.

Рассказ учителя:

-Люди давно хотели посмотреть, что делается на дне моря. Но как это сделать? Ведь под водой нельзя дышать! Самый первый “водолаз” опустился на дно в … бочке. Потом появились водолазные костюмы, к которым по резиновым шлангам с берега накачивали воздух. Чтобы водолаз не всплывал, на ноги ему одевали тяжелые свинцовые ботинки. Работать в таком костюме было опасно и тяжело, так как воздушный шланг часто запутывался, и водолаз погибал. Сейчас у водолазов есть легкие резиновые костюмы. За спиной по два баллона с жатым кислородом. В таких костюмах водолазы ремонтируют корабли, достают со дна затонувшие сокровища и даже снимают кино. ( Рассказ иллюстрируется слайдами)


- Какую работу выполняли водолазы?

- Опоры, какого моста? (железнодорожного)

- У кого папы водолазы?

- Подчеркните все буквы д в тексте.

- Работа водолазов трудна, но очень интересна и разнообразна.


Тут как тут наш дельфинёнок.

Слоги просит прочитать.

Вы, ребята не зевайте

Хором дружно все читайте.

Проговаривание чистоговорок. (в парах)

 Да-да-да –бежит вода.

 Ду-ду-ду – тебя найду.

 До-до-до – звучит гудок.

 Ды-ды-ды – цветут сады.

(На доске слоги: да, до, ду, ды, ди, де; ад, од,уд,ыд,ид,ед) Индивидуальное чтение.

Закрепление изученного материала.

РАБОТА В ПАРАХ.

Распределить картинки по местонахождению звука д.

 Определение места звука Д в словах:

 Дыня, дом, подарок, карандаши, подушка, и т. д.

 Дети обозначают местонахождение звука в «звуковом домике» (дидактическая игра «Звукарик») .

 Педагог: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в начале слова?

 Дети: - две.

 П.: - Назовите какие?

 Дети: - Дыня и дом.

 П.: - Сколько картинок, в названии которых звук [Д] в середине слова?

 Дети: - три.

 П.: - Назовите какие?

 Дети: - Карандаши и подушка, подарок

Оцените у кого также.

V. Итог урока.

- С какой буквой мы познакомились? Какие звуки она обозначает? Что нового, интересного узнали на уроке?

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ.

- На память о сегодняшнем уроке я хочу вам подарить закладки с обитателями морских глубин- дельфинёнком.


Фонематическая разминка. (Р)

А). Игра «Узнай звук»





-Услышав звук [д ], поднимите синюю карточку; звук [д] - зелёную.

Дом, девочка, дочка, Дюймовочка, Дима, дружба, дерево, дятел, дупло, доброта.

-Назовите слова, в которых встречаются звуки [д], [д]. (П)

- Кто знает, какой буквой обозначают звуки [д], [д`]?