Урок по ОБЖ для 10 класса Абагинской СОШ.
Учитель ОБЖ Аржаков Дмитрий Иванович.
Тема: Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества.
Время: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, презентация.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
«Мозговая разминка» - задание, способствующее включению учащихся в работу по теме урока.
Ученикам предлагается написать несколько ассоциаций со словом «Патриот». На выполнение задания дается 1 мин. В это время необходимо пройтись по классу и понаблюдать за работой учащихся, выслушать варианты ответов, ни в коем случае не критиковать, но обязательно обобщим,. При этом устанавливается контакт с учащимися. И вот она, тема урока - «Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества». Записываем ее на доске.
2.Повторение пройденного материала.
Сообщения учащихся на тему «Предназначение внутренних войск МВД».
Контрольные вопросы:
- Какие войска относятся к войскам не входящим в состав ВС РФ?
- Какие задачи возлагаются на внутренние войска?
- Могут ли возлагаться на внутренние войска другие задачи?
- Почему, на ваш взгляд, войска гражданской обороны согласно Женевским конвенциям не предназначен для участия в боевых действиях?
- Каково предназначение внутренних войск, войск ГО?
- Какие задачи возлагаются на войска ГО?
- Из каких соединений и частей состоят войска ГО?
3. Изучение новой темы
Военнослужащий – защитник Отечества , и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.
Отечество – это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.
Патриотизм – это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.
Воинский долг – нравственно-правовая норма поведения военнослужащего.
Военнослужащий – это прежде всего гражданин РФ. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.
Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать РФ, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.
Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства – РФ.
Чувство патриотизма – основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами.
Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.
Родина – это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.
Отечество – понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.
Наша Родина – это русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.
Родина – это все то, создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.
Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.
Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть не зависим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество, в свою очередь, предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Одна часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности.
Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятие долг и честь.
Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности РФ и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.
В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение.
Мораль (нравственность) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. п.
4.Определение усвоения изученного материала.
Класс разбивается на две группы: одна решает тест на ПК, другая половина решает тест на карточках.
1.Тест: Боевые традиции Вооруженных Сил России
1. Боевые традиции — это:
а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию, — это:
а) героизм;
б) мужество;
в) воинская честь.
3.Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа, в опасных ситуациях проявлять высокую боевую активность, — это:
а) мужество;
б) воинская доблесть;
в) героизм.
4.Самоотверженное, мужественное исполнение военнослужащим своего воинского долга и служебных обязанностей в мирное время — это:
а) воинская доблесть;
б) воинская честь;
в) мужество.
5.Внутренние, нравственные качества, достоинство воина, характеризующие его поведение, отношение к коллективу, к выполнению воинского долга, — это:
а) воинская честь;
б) воинская доблесть;
в) героизм;
6.Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения воинского долга:
а) решительность, выдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей, которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;
б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.
7.Воинский коллектив — это:
а) группа военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле;
б) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ним боевого задания;
в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или военное время.
8.Морально-правовая норма взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе, влияющая на его сплоченность и боеспособность, — это:
а) войсковое товарищество;
б) воинский коллективизм;
в) воинский долг.
5. Подведение итогов урока.
Патриотом нельзя родиться. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства. В разные годы, не мало наших соотечественников в поисках лучшей жизни уехали за границу, но много из них так и не приобрели новую родину, тоскуют по России. Даже долгая жизнь на чужбине не делает ее родной, не смотря на привыкание к чужому быту и природе. Поэт Викулов написал:
И ты, великодушная, на диво,
Казни меня забвеньем, коль солгу…
И без меня ты можешь быть счастливой –
Я без тебя Россия не могу.
С.Викулов.
* Когда ты, будущий солдат России, наденешь форму с армейскими погонами, возьмешь в руки автомат и будешь принимать военную присягу, ты произнесешь слова о своей верности воинскому долгу,о том, что ты безоговорочно готов к вооруженной защите страны.
Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоять от соблазнов, от неверного шага, сохранить чистой совесть и достоинство. Вот как об * этом сказал великий писатель И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».
«Первой мерой поднятия безопасности армии должно быть возбуждение в ней народного патриотизма».
Прославленный русский генерал Брусилов.
Сегодня мы говорили о боевых традициях ВСР, важнейшими из которых, являются
Патриотизм.
Преданность Родине.
Верность воинскому долгу.
6.Домашнее задание.
Так как большую роль в воспитании играет семья, то домашнее задание предусматривает изучение каждым учащимся своей семьи. Например, рассказа о члене своей семьи, воевавшем в годы Великой Отечественной воины, о прохождении военной службы родителями.
Литература:
Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004.
Герои Отечества (Сборник документальных очерков). – М.: МВД России, 2004 г.
Достоин звания героя (О героях Советского Союза – воспитанниках внутренних войск). – М.: Издательство ДОСААФ, 2006 г.
Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006.