СМЕРЧИ
Цель: Формирование знаний о стихийных явлениях в атмосфере на примере смерчей.
Задачи:
1 предметные:
формировать у учащихся представление о строении, особенностях и географии смерчей;
формировать у учащихся знания о правильных действиях при ураганах, бурях, смерчах;
2. метапредметные:
развивать умение работать с текстом учебника, отбирать главное;
развивать познавательный интерес к предмету;
создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;
создать условия для развития любознательности, настойчивости в приобретении знаний.
Оборудование: карта Свердловской области, России, политическая мира; проектор, атрибуты для игры.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Как называется тема , которую мы начали изучать. Давайте вспомним термины и основные понятия. Игра «на лбу написано»(первый надевает шапочку, на которой написан ответ, кто- то из класса говорит определение термина, первый должен термин назвать)Понятия: ураган, буря, ветер, циклон, шкала Бофорта.
Что объединяет эти понятия(ветры).
какие из перечисленных ветров относятся к стихийным бедствиям, какой группы.
Но не только ураганы и бури вызывают сильные разрушения, но и другие стихийные бедствия.
О каком стихийном бедствии рассказывается.
Воскресным вечером 5 июля 1994 года в городе Серове Свердловской области светило солнце. Стояла жаркая погода. Темно- свинцовая туча вынырнула из-за горизонта и быстро пошла на город. Страшный ветер с гулом и свистом завертел все вокруг. Из этой тучи к земле опустилась воронка, похожая на гигантский слоновий хобот. Он вращался, изгибался. Через секунду затрещали деревья, полетели с крыш шифер, железо. Упали столбы линий связи и электропередачи. Это стихийное бедствие оставило за собой полосу разрушений шириной 30-50 метров и длиной 4 км. За 4 минуты было разрушено около 100 домов.
Тема урока «Смерчи» Что сегодня мы на уроке узнаем? Задачи: узнать причины смерчей и способы защиты от них, где они могут возникать. Надо ли изучать эту тему.
По какому плану будем изучать тему, где найдем информацию.
Начинаем с определения. Смерч-это атмосферный вихрь. Почему и как он происходит? Назвать причину смерча.
Рассказ учителя.
Обычно смерчи начинаются так: в течение нескольких дней стоит сильно жаркая погода, однажды , на горизонте появляется грозовое облако, заливающее окружающую местность необычным зеленоватым светом, нарастает влажный зной, становится тяжело дышать. Сильное испарение, нагретый воздух поднимается в верхние слои тропоферы. А в верхних слоях дует холодный боковой ветер. Два ветра сталкиваются, раскручиваются, из облака вытягивается воронка, похожая на хобот слона , которая тянется к земле. Поднимается ветер, начинается дождь. И вдруг температура резко падает да 15 градусов. Гроза, молнии, сильный ветер. Гигантский «хобот», вращается с скоростью до 100 км . Навстречу ему с земли, похожий на опрокинутую воронку, тянется другой вихрь. Они смыкаются, образуется огромный столб, который вращается против часовой стрелки и одновременно поднимается по спирали вверх, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы, срабатывает эффект пылесоса. Как только температура воздуха выравнялась, хобот втягивается обратно в тучу. Смерч закончился, а на земле остались руины. Продолжается смерч от нескольких минут до нескольких часов, путь- от нескольких метров до десятков километров. Скорость перемещения смерча 50-60 км\час
Причина смерча: столкновение теплого ветра, дующего с земли и холодного бокового. (ответы детей) – просмотр видеосюжета.
Классификация смерчей
Смерч представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 метров), в котором воздух вращается против часовой стрелки со скоростью 100 м/с. Смерч почти всегда хорошо виден, и при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость перемещения составляет 50-70 км/ч. Смерчи бывают во всех районах земного шара.
Невидимые – сопровождаются вовлечением в движение только частиц воздуха, и их воронка не касается земли.
Водяные – при движении внутрь вовлекается большое количество воды.
Огненные – массовое выделение тепла в результате вулканических извержений, пожаров, взрывов.
Малые смерчи короткого действия – проходят незначительную длину пути до 1 км, но обладаю большой разрушительной силой.
Малые смерчи длительного действия – обладают меньшей разрушительной силой, но большей длиной пути - до нескольких километров.
Смерчи – ураганные вихри – обладают большим пространственным воздействие, до нескольких десятков километров, и значительной разрушительной силой.
Районы распространения смерчей- сообщение ученика
Доклад
«Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом: в одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной, обычно шли занятия.
Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице, тесно прижались к ней. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необыкновенное: все поднялось в воздух и полетело.
Потом учительница рассказывала: «Как будто невидимые крюки подняли меня, детей и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне страшно, и я потеряла сознание…»
Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все тринадцать детей погибли…
Доклад 2- о смерче в г. Сочи.-видеосюжет
. Вывод: смерчи бывают во всех районах земного шара.
Действия населения при смерчах – решение задач в группах с помощью учебника стр. 89.задача: составить общими усилиями алгоритм действий при ураганах, смерчах. Работа в группах. (звучит лирическая музыка)
1.группа. Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь на улице.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу)
2 группа. Решите задачу. Находясь на улице, вы увидели приближающийся смерч, до ближайшего дома примерно 100 метров, Времени укрыться в доме или постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.
а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы смерча;
б) быстро рассчитаете время, когда смерч приблизится к вам;
в) прыгните в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле;
г) быстро забежите и спрячетесь за угол первого попавшего на пути здания;
д) будете ждать, когда утихнуть порывы ветра;
е) перебежите и спрячетесь в дом и укроетесь в нем.
3.группа. Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь дома один.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу)
4 группа. Решите задачу.
Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении смерча. Радио и телевизор не работают. Выглянув в окно, вы определили, что смерч уже свирепствует примерно в 3-4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.
А) станете кричать и звать на помощь;
Б) отойдете от окон;
В) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;
Г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;
Д) спрячетесь в шкаф или под стол.
5.группа.Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь на улице.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу, подчеркнуть то, что ребята должны записать в тетрадь)
Слушание ответов.
Сделаем вывод: что является самым безопасным местом при смерче, какие действия самые главные при смерче?
Проверка знаний. Тест.
Укажите, кто из ученых создал шкалу силы ветра:
а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.
2.Перед вами набор бытовых приборов:
а) утюг;
б) газовая плита;
в) телевизор;
г) пылесос;
д) холодильник.
Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор?
3.Лучшая защита от смерча
а) автобусная остановка;
б) мосты, большие деревья;
в) подвальные помещения, подземные сооружения.
4.Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана
а) овраг;
б) большие деревья;
в) крупные камни.
5. При заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей необходимо
а) перенести на верхний этаж дома ценные вещи;
б) включить телевизор, прослушать информацию по местному каналу и выполнить все рекомендации;
в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.
Подведение итогов урока- составление синквейна.
Дома: найти информацию о фактах смерча.
Работа в группах.
Оценочный лист группы | | | | | |
| Фамилии участников группы |
1.Список группы | | | | | |
2.Устный ответ | | | | | |
3.Распределение ролей в группе (дополнительный бонус к отметке за урок) Организатор Оформители Докладчики | | | | | |
| | | | | |
4.Участие в работе группы Генератор идей (5 баллов) Активный участник(4 балла) Наблюдатель (3балла) | | | | | |
5.Тест | | | | | |
Итоговая отметка за урок (среднее арифметическое № 3.4,5) | | | | | |
Материалы для составления алгоритма.
Правила поведения при заблаговременном оповещении о приближении смерча, урагана, бури.
Услышав звуки сирен, внимательно прослушайте по имеющимся приемным средствам (телевизор, SMS мобильного телефона) информацию о времени и направлении урагана, смерча.
Закройте двери, окна с наветренной стороны и откройте с подветренной.
Подготовьте запас продуктов, воды и медикаментов, фонари.
Уберите вещи с балконов и подоконников. Закройте водопроводные и газовые краны.
При приближении урагана, смерча возьмите с собой запас продуктов, воды, медикаментов, документы и займите место в надежном укрытии (подвале дома)
Правила поведения людей, находящихся при внезапном приходе смерча, урагана в помещении.
Отойдите от окон, заняв места в нишах стен или дверном проеме. Используйте для защиты прочную мебель.
При снижении силы ветра быстро отключите газ, электричество, воду и перейдите в более надежное укрытие.
Правила поведения людей, находящихся при внезапном приходе смерча, урагана на улице.
Займите для защиты овраг, яму, кювет дороги: лягте на дно и прижмитесь к земле.
Находитесь подальше от линии электропередачи, опасных объектов, трубопроводов.
При снижении силы ветра постарайтесь перейти в более надежное укрытие.
Когда буря закончилась, соблюдайте мера предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.