СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обж смерчи 7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обж для 7 класса по теме "Смерчи" с ипользованием интерактивных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«смерчи»

СМЕРЧИ

Цель: Формирование знаний о стихийных явлениях в атмосфере на примере смерчей.

Задачи:

1 предметные:

  • формировать у  учащихся представление о строении, особенностях и  географии смерчей;

  • формировать у  учащихся знания о правильных действиях при ураганах, бурях, смерчах;

2. метапредметные:

  • развивать умение  работать с  текстом учебника, отбирать главное;

  • развивать  познавательный интерес к предмету;

  • создать условия для развития  коммуникативных способностей учащихся;

  • создать условия для развития любознательности, настойчивости в приобретении знаний.

Оборудование: карта Свердловской области, России, политическая мира; проектор, атрибуты для игры.

 Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Как называется тема , которую мы начали изучать. Давайте вспомним термины и основные понятия. Игра «на лбу написано»(первый надевает шапочку, на которой написан ответ, кто- то из класса говорит определение термина, первый должен термин назвать)Понятия: ураган, буря, ветер, циклон, шкала Бофорта.

Что объединяет эти понятия(ветры).

какие из перечисленных ветров относятся к стихийным бедствиям, какой группы.

Но не только ураганы и бури вызывают сильные разрушения, но и другие стихийные бедствия.


О каком стихийном бедствии рассказывается.

Воскресным вечером 5 июля 1994 года в городе Серове Свердловской области светило солнце. Стояла жаркая погода. Темно- свинцовая туча вынырнула из-за горизонта и быстро пошла на город. Страшный ветер с гулом и свистом завертел все вокруг. Из этой тучи к земле опустилась воронка, похожая на гигантский слоновий хобот. Он вращался, изгибался. Через секунду затрещали деревья, полетели с крыш шифер, железо. Упали столбы линий связи и электропередачи. Это стихийное бедствие оставило за собой полосу разрушений шириной 30-50 метров и длиной 4 км. За 4 минуты было разрушено около 100 домов.

Тема урока «Смерчи» Что сегодня мы на уроке узнаем? Задачи: узнать причины смерчей и способы защиты от них, где они могут возникать. Надо ли изучать эту тему.

По какому плану будем изучать тему, где найдем информацию.

Начинаем с определения. Смерч-это атмосферный вихрь. Почему и как он происходит? Назвать причину смерча.

Рассказ учителя.

Обычно смерчи начинаются так: в течение нескольких дней стоит сильно жаркая погода, однажды , на горизонте появляется грозовое облако, заливающее окружающую местность необычным зеленоватым светом, нарастает влажный зной, становится тяжело дышать. Сильное испарение, нагретый воздух поднимается в верхние слои тропоферы. А в верхних слоях дует холодный боковой ветер. Два ветра сталкиваются, раскручиваются, из облака вытягивается воронка, похожая на хобот слона , которая тянется к земле. Поднимается ветер, начинается дождь. И вдруг температура резко падает да 15 градусов. Гроза, молнии, сильный ветер. Гигантский «хобот», вращается с скоростью до 100 км . Навстречу ему с земли, похожий на опрокинутую воронку, тянется другой вихрь. Они смыкаются, образуется огромный столб, который вращается против часовой стрелки и одновременно поднимается по спирали вверх, втягивая с земли пыль, воду и различные предметы, срабатывает эффект пылесоса. Как только температура воздуха выравнялась, хобот втягивается обратно в тучу. Смерч закончился, а на земле остались руины. Продолжается смерч от нескольких минут до нескольких часов, путь- от нескольких метров до десятков километров. Скорость перемещения смерча 50-60 км\час

Причина смерча: столкновение теплого ветра, дующего с земли и холодного бокового. (ответы детей) – просмотр видеосюжета.

Классификация смерчей


Смерч представляет собой сильный маломасштабный атмосферный вихрь (диаметром до 1000 метров), в котором воздух вращается против часовой стрелки со скоростью 100 м/с. Смерч почти всегда хорошо виден, и при его подходе слышен оглушительный гул. Средняя скорость перемещения составляет 50-70 км/ч. Смерчи бывают во всех районах земного шара.


Невидимые – сопровождаются вовлечением в движение только частиц воздуха, и их воронка не касается земли.

Водяные – при движении внутрь вовлекается большое количество воды.

Огненные – массовое выделение тепла в результате вулканических извержений, пожаров, взрывов.


Малые смерчи короткого действия – проходят незначительную длину пути до 1 км, но обладаю большой разрушительной силой.

Малые смерчи длительного действия – обладают меньшей разрушительной силой, но большей длиной пути - до нескольких километров.

Смерчи – ураганные вихри – обладают большим пространственным воздействие, до нескольких десятков километров, и значительной разрушительной силой.



Районы распространения смерчей- сообщение ученика

Доклад


«Удивительный и единственный в своем роде случай произошел осенью 1920 года в одной из сельских школ штата Канзас. Школа представляла собой небольшой дом: в одной из комнат жила учительница, в другой, более просторной, обычно шли занятия.

Однажды во время урока в классе неожиданно потемнело, раздался какой-то шум. Дети испугались, бросились к учительнице, тесно прижались к ней. Вдруг двери и окна с грохотом вылетели прочь, в комнату ворвался черный вихрь. А затем случилось необыкновенное: все поднялось в воздух и полетело.

Потом учительница рассказывала: «Как будто невидимые крюки подняли меня, детей и весь класс с партами в воздух. Мы все летели, и мне казалось, что некоторые дети и предметы несколько раз вращались вокруг меня. Мне страшно, и я потеряла сознание…»

Когда учительница очнулась, то увидела вокруг степь. К ней бежали ученики, но не все тринадцать детей погибли…

Доклад 2- о смерче в г. Сочи.-видеосюжет

. Вывод: смерчи бывают во всех районах земного шара.

Действия населения при смерчах – решение задач в группах с помощью учебника стр. 89.задача: составить общими усилиями алгоритм действий при ураганах, смерчах. Работа в группах. (звучит лирическая музыка)

1.группа. Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь на улице.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу)

2 группа. Решите задачу. Находясь на улице, вы увидели приближающийся смерч, до ближайшего дома примерно 100 метров, Времени укрыться в доме или постройках у вас фактически нет. Неподалеку от себя вы увидели канаву. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

а) внимательно, но быстро определите расстояние до границы смерча;

б) быстро рассчитаете время, когда смерч приблизится к вам;

в) прыгните в канаву, ляжете на дно и прижметесь к земле;

г) быстро забежите и спрячетесь за угол первого попавшего на пути здания;

д) будете ждать, когда утихнуть порывы ветра;

е) перебежите и спрячетесь в дом и укроетесь в нем.

3.группа. Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь дома один.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу)

4 группа. Решите задачу.

Находясь дома один, вы услышали крики соседей о приближении смерча. Радио и телевизор не работают. Выглянув в окно, вы определили, что смерч уже свирепствует примерно в 3-4 км от вашего дома. Подвала в доме нет. На расстоянии примерно 300 м от дома есть глубокий овраг. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

А) станете кричать и звать на помощь;

Б) отойдете от окон;

В) быстро выйдете на улицу и побежите к оврагу;

Г) останетесь в доме и спрячетесь в безопасном месте с подветренной стороны;

Д) спрячетесь в шкаф или под стол.

5.группа.Составьте алгоритм действий при внезапном приходе смерча, урагана, если вы находитесь на улице.(алгоритм действий оформить на листе бумаги и представить классу, подчеркнуть то, что ребята должны записать в тетрадь)


Слушание ответов.

Сделаем вывод: что является самым безопасным местом при смерче, какие действия самые главные при смерче?

Проверка знаний. Тест.

  1. Укажите, кто из ученых создал шкалу силы ветра:

а) Рихтер; б) Ломоносов; в) Бофорт; г) Менделеев.

2.Перед вами набор бытовых приборов:

а) утюг;

б) газовая плита;

в) телевизор;

г) пылесос;

д) холодильник.

Принцип работы одного из них напоминает принцип действия смерча. Что это за прибор?

3.Лучшая защита от смерча

а) автобусная остановка;

б) мосты, большие деревья;

в) подвальные помещения, подземные сооружения.

4.Безопасное естественное укрытие на улице во время урагана

а) овраг;

б) большие деревья;

в) крупные камни.

5. При заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей необходимо

а) перенести на верхний этаж дома ценные вещи;

б) включить телевизор, прослушать информацию по местному каналу и выполнить все рекомендации;

в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.


Подведение итогов урока- составление синквейна.

Дома: найти информацию о фактах смерча.



Работа в группах.

Оценочный лист группы







Фамилии участников группы

1.Список группы






2.Устный ответ






3.Распределение ролей в группе (дополнительный бонус к отметке за урок)

Организатор

Оформители

Докладчики




















4.Участие в работе группы

Генератор идей (5 баллов)

Активный участник(4 балла)

Наблюдатель (3балла)







5.Тест






Итоговая отметка за урок (среднее арифметическое № 3.4,5)







Материалы для составления алгоритма.

  1. Правила поведения при заблаговременном оповещении о приближении смерча, урагана, бури.

    1. Услышав звуки сирен, внимательно прослушайте по имеющимся приемным средствам (телевизор, SMS мобильного телефона) информацию о времени и направлении урагана, смерча.

    2. Закройте двери, окна с наветренной стороны и откройте с подветренной.

    3. Подготовьте запас продуктов, воды и медикаментов, фонари.

    4. Уберите вещи с балконов и подоконников. Закройте водопроводные и газовые краны.

    5. При приближении урагана, смерча возьмите с собой запас продуктов, воды, медикаментов, документы и займите место в надежном укрытии (подвале дома)

  1. Правила поведения людей, находящихся при внезапном приходе смерча, урагана в помещении.


    1. Отойдите от окон, заняв места в нишах стен или дверном проеме. Используйте для защиты прочную мебель.

    2. При снижении силы ветра быстро отключите газ, электричество, воду и перейдите в более надежное укрытие.

  1. Правила поведения людей, находящихся при внезапном приходе смерча, урагана на улице.

  1. Займите для защиты овраг, яму, кювет дороги: лягте на дно и прижмитесь к земле.

  2. Находитесь подальше от линии электропередачи, опасных объектов, трубопроводов.

  3. При снижении силы ветра постарайтесь перейти в более надежное укрытие.

  4. Когда буря закончилась, соблюдайте мера предосторожности при возвращении домой. Не дотрагивайтесь до оборванных проводов.




Просмотр содержимого презентации
«смерчи»

Смерчи

Смерчи

Задачи урока Узнать: Что такое смерч Как и почему образуется В каких районах мира возникает Научиться :

Задачи урока

Узнать:

  • Что такое смерч
  • Как и почему образуется
  • В каких районах мира возникает

Научиться :

  • Правильно действовать при смерче
Смерч – атмосферный вихрь. Возникает в грозовом облаке и распространяется вниз до самой земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Смерч – атмосферный вихрь.

Возникает в грозовом облаке и распространяется вниз до самой земли в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров.

Зоны возможного образования смерчей в России

Зоны возможного образования смерчей в России

Последствия смерчей

Последствия смерчей

Классификация смерчей По происхождению Н е в и д и м ы е В о д я н ы е О г н е н н ы е По строению П л о т н ы е Р а с п л ы в ч а т ы е   Малые короткого действия По времени действия и охвату пространства Малые длительного действия Смерчи – ураганные вихри

Классификация смерчей

По

происхождению

Н е в и д и м ы е

В о д я н ы е

О г н е н н ы е

По строению

П л о т н ы е

Р а с п л ы в ч а т ы е

Малые короткого действия

По времени

действия

и охвату

пространства

Малые длительного действия

Смерчи – ураганные вихри

Действия населения при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей

Действия населения при заблаговременном оповещении об угрозе ураганов, бурь, смерчей

Действия людей , находящихся при внезапном возникновении урагана, бури, смерча на улице

Действия людей , находящихся при внезапном возникновении урагана, бури, смерча на улице

Действия людей, находящихся при внезапном приходе урагана, бури, смерча   в помещении

Действия людей, находящихся при внезапном приходе урагана, бури, смерча в помещении

Проверка знаний Ответы 1 2 3 4 5

Проверка знаний

Ответы

1

2

3

4

5

Смерчи

Смерчи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!