Урок 55. Зачем нужны поезда?
Цели деятельности учителя: познакомить с назначением и устройством поездов (поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования, высокоскоростные поезда, эстакада, локомотив) и железных дорог.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся классифицировать поезда в зависимости от их назначения; рассказывать об устройстве железной дороги; получат возможность научиться сравнивать старинные и современные поезда; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: рисунки с видами поездов.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.
Подготовка рабочего места.
II. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о видах поездов и их назначении; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
1. Беседа.
Учитель. Однажды Муравей увидел интересную машину и сочинил о ней загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Ученики. Поезд и рельсы.
Земля дрожит, силач бежит;
Тянет за собою он
Хвост огромный, стальной.
Учитель. Что за силач?
Ученики. Паровоз.
Учитель. А хвост?
Ученики. Вагоны.
Учитель. Паровоз называется локомотивом. (Показ рисунка.)
Учитель. А как устроена железная дорога?
Ученики. Железная дорога – это рельсы.
Учитель. Покажите рельсы. Посмотрите, на чем они лежат? Это шпалы. Как вы думаете, для чего они нужны?
Ученики. Держать рельсы.
Учитель. Как автомобили, так и поезда бывают разные.
2. Работа по учебнику (с. 62–63).
Учитель. Рассмотрите рисунок (с. 62). Предположите, как будет называться поезд, который перевозит грузы, товары?
Ученики. Грузовой.
Учитель. Да, этот поезд товарный. И вагоны у него есть открытые, есть цистерны, есть платформы.
Муравей. На товарных поездах перевозят грузы. А если я захочу сам куда-нибудь поехать в гости на поезде? Что мне делать?
Ученики. Можно, если ехать далеко, сесть в пассажирский поезд.
Учитель. Да, этот поезд называется поездом дальнего следования. А если ехать недалеко, например в другой район, то можно на поезде, который называется электричка.
Муравей. А я видел, как люди спускались под землю, спешили к поездам. А там что, под землей?
Ученики. Метро. Там тоже ездят поезда по подземным коридорам. В этих поездах можно приехать в другой район города.
III. Практическая работа.
Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике логические – анализируют объект, выделяют главное.
Регулятивные УУД: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Учитель. Отметьте красной галочкой тот поезд, на котором вы ездили (с. 62 учебника).
IV. Задание в рабочей тетради.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Выполнить задание в рабочей тетради (с. 42–43).
V. Итоги урока.
Учитель. Что нового узнали на уроке?
Ученики. Поезда бывают разные: пассажирские, товарные, поезда метро, электрички, поезда дальнего следования. Все они служат человеку. Облегчают ему жизнь.