ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
Ф.И.О. участника Фаргиева Эсет Амирхановна
Тема урока: «Водные богатства»
Класс 2
Цель фрагмента урока: познакомить с разнообразием водоёмов планеты
Задачи фрагмента урока:
Образовательная: учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
Развивающая: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
Воспитывающая: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от водоёмов родного края.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности (Ф фронтальная, И индивидуальная П-парная, Г групповая | Дидактические средства и интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самооценки | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
Актуализация знаний | мотивировать ученика | беседа | - Позвольте начать урок стихотворением. Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки .- Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира. - На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. -Ребята к нам в гости пришла Мудрая черепаха |
Приветствуют, слушают |
фронтальная индивидуальная
| Интерактивная доска | | | К: осознанное построение речевых высказываний своих действий, анализ, доказательство и аргументация своей точки зрения. П: осознанное высказывание-рассуждение в устной форме. Р: нацеливание на успешную деятельность. | Л: формирование желания выполнять учебные |
Открытие новых знаний | подвести детей к самостоятельному выводу | Беседа | - Ребята, Мудрая Черепаха приготовила для нас задание Филворд - Вы знаете ребята что такое филворд 1 Берег левый - берег правый, По воде есть переправа, Что же это за вода, И течет она куда? - Быстротечна, глубока Вдаль бежит-течет... 2 Кто в гости реки созывает И воды все в себя впускает? - Бунтуя в голубом просторе, Волною бьет о берег... 3 Никуда не вытекает, В своей ложе отдыхает, Зимой крышкой накрывают, Пресным в основном бывает! 4 Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился Теперь в нем разводят рыбу. - Что общего у этих ответов? -А как мы можем назвать их общим словом? - Мы можем узнать сложив слово из оставшихся слов? - Мы сегодня будем говорить не просто о водоёмах, а о водных богатствах. Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим на уроке? | -филворд – это разновидность кроссворда Река море озеро пруд вода водоемы водоемы узнать о разнообразии водоемов, как их сберечь | фронтальная индивидуальная | Интерактивная доска |
. | Получить представление о разнообразии водоемов; | Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему П: добывать новые знания: извлекать информацию; подведение под понятие. К: вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. | Л: у мение включаться в разговор; участвовать в диалоге; |
Продолжение работы над темой урока | закрепить полученные знания. | Рассказ Беседа Беседа | - Мудрая Черепаха решила попутешествовать по реке, и свои впечатления записала в свой дневник путешествий. Давайте с вами прочитаем, что интересного написала в своем дневнике Мудрая Черепаха. - Я отправилась в путешествие по реке Обь. Села в лодку. Началось мое путешествие с истока. Путь, по которому я плыла – русло. Он был непростой, извилистый и длинный. Посмотрела на левый берег, потом на правый. Увидела я большой полноводный приток - Иртыш. И когда я проплыла устье, то увидела прекрасное чистое озеро. На этом мое путешествие было закончено. Задание по схеме - На каждом столе лежит схема реки. Определить и обозначить части реки - Чем закончилось путешествие Мудрой Черепахи? - А кто из вас слышал о самом большом озере в мире? - Ребята! Самое большое озеро в мире – Каспийское. Его размер настолько большой, что прозвали его морем. -А как вы думаете, почему это озеро? - Посмотрите на это озеро! На его красоту. Почему оно такое красивое и чистое? - А кто создал всю это красоту – реки, моря, океаны? - Значит это, какие водоемы? -Естественные водоемы это: океаны, моря, озера и реки, - А есть водоемы, которые были созданы человеком. Как вы думаете, как их называют? - Посмотрите на картинке, как мы можем назвать эти водоемы? Каналы, пруды, водохранилища Задание на карточках Разделите эти водоемы на 2 группы: море, болото, родник, пруд, река, океан, водохранилище, озеро, канал. Естественные и искусственные Обсуждаем в парах. - Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранении этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. -Как вы можете охранять водоемы? -Вставьте пропущенные слова Модель Земли - _______________ . На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена _________. Место, где река берёт начало-__________________, Место, где река впадает в другую реку, озеро или море_______________. Планета Земля наш общий дом и её надо __________! | Дети слушают -она увидела озеро Каспийское -потому что у него нет выхода в океан -за ним следят, чтобы не загрязняли люди -природа -естественные искусственны | фронтальная парная индивидуальная парная | Интерактивная доска Документ камера Документ-камера | | - Познакомиться с основными частями реки: исток, устье, приток; | Р: определять степень успешности выполнения своей работы П: перерабатывать информацию, извлекать из текста необходимую информацию, обобщение полученных знаний К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли в письменном виде, уважительно относиться к позиции другого | Л:- осмысление, запоминание учебного материала; применение на практике полученных знаний. |
Рефлексия | Сделать самостоятельно выводы по теме | Беседа | -Какую тему мы изучали? - Как отличаются естественные водоемы от искусственных? - Достигли ли мы поставленной цели? | | фронтальная | Интерактивная доска | самооценка | - принимают учебное задание, в соответствии с уровнем своего развития | Р: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль К:- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности | Л: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. |
Девиз нашего урока «Не для школы, а для жизни учимся».
-Как вы понимаете эти слова?
Филворд – это разновидность кроссворда
1 Берег левый - берег правый,
По воде есть переправа,
Что же это за вода,
И течет она куда? -
Быстротечна, глубока
Вдаль бежит-течет... (река)
2 Кто в гости реки созывает
И воды все в себя впускает? -
Бунтуя в голубом просторе,
Волною бьет о берег... (море)
3 Никуда не вытекает,
В своей ложе отдыхает,
Зимой крышкой накрывают,
Пресным в основном бывает!
Ответ: Озеро
4 Когда-то здесь был овраг,
по дну которого протекал ручей.
Люди утроили запруду,
и на этом месте появился
Теперь в нем разводят рыбу. пруд.
- Что общего у этих ответов? (вода)
-А как мы можем назвать их общим словом?
- Мы можем узнать, сложив слово из оставшихся слов? (водоемы)
- Посмотрите на глобус. Оттенков, какого цвета больше всего?
- Почему?
-Можно ли воду на земле назвать богатством? Почему?
-Можно назвать богатством Земли водоёмы?
-Как вы думаете, какую цель мы с вами поставим на уроке? ( Узнать о разнообразии водоемов, как их сберечь)
-Какие задачи мы поставим перед собой?
А почему водоёмы называют богатством Земли? Поэтому нужно бережно относиться к водоёмам. Не загрязнять их.
Работа по теме
- Какие водоёмы существуют на Земле?
- Попробуйте разделить на две группы, представленные на доске водоёмы.
- На какие группы можно разделить водоёмы?
- Почему не смогли выполнить? (Мы не знаем…)
- Какую цель поставите для себя? (Узнать ....)
- А кто создал всю это красоту – реки, моря, океаны? (природа)
- Значит это, какие водоемы? (естественные) океаны, моря, озера и реки,
- А есть водоемы, которые были созданы человеком. Как вы думаете, как их называют? (искусственные)
- Посмотрите на картинке, как мы можем назвать эти водоемы? (перечисляют) Каналы, пруды, водохранилища
Первичное закрепление
- А теперь мы проверим правильно ли вы все поняли?
-Закройте учебники, сейчас мы будем работать в парах?
- 1 пара на карточках должны составить кластер и написать на какие группы делятся водные богатства
- 2 пара к интерактивной доске должны соотнести водоемы к правильным группам
- 3 пара к интерактивному столу должны вставить и разделить водные богатства на две группы
Продолжение работы над темой
-Какие водные богатства есть в Нальчике? (самое глубокое в мире озеро Байкал, река Лена – одна из крупнейших рек в мире)
-А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течёт?
- А хотите узнать?
-Какие задачи мы поставим перед собой?
- Мы сейчас с вами возьмем кораблики и каждый сейчас будет капитаном, сейчас мы все вместе отправимся в плавне по реке . И вы по рации должны сказать в какой части реки вы именно находитесь
- Место, где река берёт начало, называется истоком. Таким истоком может быть ручей или лесной родник, бьющий из-под земли. Место, где река заканчивается, называется устье. Устье– место, где река впадает в другую реку, в озеро или море. Углубление в земле, по которому течёт река, называется русло реки. У реки есть два берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева - левый.
- Бывает так, что две реки сливаются в одну. Тогда говорят, что одна река впадает в другую. Река, которая впадает, называется притоком, она как бы притекает к большей, более длинной реке. Та река, в которую втекает приток, становится полноводной. Но на своём пути эта река сама может стать притоком, если встретит более длинную реку.
- Покажите на схеме все части реки. Назовите их.
Вторичное закрепление новых знаний
Задание по схеме
-Разделитесь на группы
- На каждом столе лежит схема реки. Определить и обозначить части реки.
ТЕСТЫ
Рефлексия
-Какую тему мы изучали?
- Как отличаются естественные водоемы от искусственных?
- Достигли ли мы поставленной цели?
Карточки
5