СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Комнатные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю  познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений  в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями. Повторить правила поведения работы в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Комнатные растения"»

12.11.2019г. Учитель: Чернявская Т.В.

Урок № 19.Окружающий мир

2-А класс

Тема: «Комнатные растения»

Цель: познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классе; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями. Повторить правила поведения работы в группах.

Учебные задачи

Направленные на достижение личностных результатов обучения:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу по теме урока.



Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.



Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- систематизировать и расширять представление учащихся о комнатных растениях;

- определить роль комнатных растений в жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.





Оснащение урока:

Материалы для учащихся: доска, проектор, учебник «Окружающий мир», карточки для практической работы , тряпочки, опрыскиватель, лейка, палочки для рыхления почвы, комнатные растения.

Материалы для учителя: учебник «Окружающий мир», изображения растений.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап. Мотивации (самоопределение к учебной деятельности )

Создает доброжелательную обстановку в классе:

-Здравствуйте!

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.


- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.



- Скажите ребята, что вы ждете от урока? Вы хотите чтобы он был каким?

- Мы с вами постараемся, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.

Проверка домашнего задания. (Диференцированное)

Эмоциональный настрой на урок.



Приветствуют учителя.



-Познавательным! Увлекательным, интересным, бодрым



















  1. Рассказывают о своих домашних питомцах;

  2. Загадки о животных

  3. Пересказывают легенду о животных

  4. Работа с карточками

Личностные УУД:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

II. Этап

Актуализация знаний




-Посмотрите на доску? Что вы на ней видите? Как это можно назвать одним словом?



Растения











Познавательные

УУД:

Понимать

заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в

устной форме.


III. Постановка учебной работы


- Сегодня мы продолжим знакомство с растениями.

- С какими группами растений вы уже познакомились на уроках?

-Давайте вспомним, какие растения называют «дикорастущими»? «Культурными» ?








- Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

- Ребята, растения растут не только на улице, но и в доме, в помещении.

О каких растения мы поговорим сегодня, вы догадаетесь, отгадав загадку:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.


- Как называются такие растения?

Посмотрите в окно. На улице осень. Листья у растений начинают желтеть, опадать. В это же время комнатные растения себя так не ведут. Они зелёные, цветущие.

- Почему растения в природе желтеют, сбрасывают листья, увядают, а комнатные растения круглый год стоят зеленые?

- Вы уже догадались о чем будем говорить на уроке, какая тема урока?





- Какие задачи поставим перед собой?




Ответы учащихся:

Мы знаем, что существует две группы растений: дикорастущие и культурные.

- Культурные растения – это растения, которые выращивает человек в саду, в огороде, на клумбе.

- Дикорастущие растения – это растения, которые человек не сажал, их можно увидеть повсюду.



Ответы учащихся



- Комнатные растения



потому. что человек за ними ухаживает круглый год.



Комнатные растения







- учиться определять названия каких- либо комнатных растений

- научиться ухаживать за комнатными растениями.

-выявить роль комнатных растений в жизни человека.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.


V. Решение учебной задачи

- Названия каких комнатных растений, которые растут у вас в классе вы знаете?

- А какие комнатные растения есть у вас дома?

-Откройте в учебнике стр. 76. Рассмотрите рисунки.

- Знаете ли вы названия растений, которые изображены на рисунках?

-Как называются эти растения?

- Познакомимся с растением под цифрой 1?

- Проговорим название этого растения все вместе.

- Раньше цикламен называли свиным хлебом. Как вы думаете, почему?

- Оказывается, свиньи, разрывают землю и специально ищут клубни и корни цикламена, которыми с превеликим удовольствием питаются, поэтому цикламен и получил такое название.

- Ещё раз посмотрите на изображение этого растения. Посмотрите вокруг себя. Есть ли такое растение в вашем классе? Произнесём хором название этого растения.

- А теперь посмотрите на рисунок под № 2. - Как называется изображённое растение?

- Послушайте стихотворение про это растение:

С цветочного горшка

Вниз свесила я косы.

Я не цвету пока

На улице морозы.

Но только снег растает –

Я тут же расцветаю.


- Проговорим это сложное название все вместе.

- Что вы узнали из этого стихотворения?

- Верно, традесканция цветёт весной.

Есть ли это растение в вашем классе?

- Посмотрим на рисунок № 3.

Это растение всем известно, как оно называется?

- Что вы знаете об этом растении?

- Кактусы – очень необычные растения. Некоторые виды кактусов могут поедать мелких насекомых. Они испускают специфический «мясной» запах, который и привлекает мошек. Цветки у таких кактусов, обычно ярко красного цвета.

- Скажите, есть ли это растение в вашем классе? А в школе?

- Почему кактусов нет в школе?



- Переходим к следующему рисунку. Как называется это растение? Поищем его на окнах.

- Верно, это герань. А как по- другому называют это растение?

Родина этого цветка – Африка. Герань любит солнечные места , зимой ей нужно дополнительное освещение. Летом её нужно поливать обильно, а зимой умеренно. В конце зимы- начале весны герань нужно обрезать, чтобы она не вытягивалась и была похожа на куст. Название цветка произошло от греческого слова geranos – журавль, потому что плод герани напоминает длинный клюв журавля.( Сказка )

- Последнее растение на рисунке называется плющ.

С помощью своих корней-присосок это цепкое растение легко взбирается по деревьям, заборам, столбам.

- Есть ли плющ у вас в классе?

Хойя ( плющ восковой) представляет собой тропическую вечнозеленую изысканную лиану, на поверхности листвы которой находится восковое покрытие. Если нужно озеленить комнату, то хойя подойдет для этого идеально, а благодаря своему эффектному внешнему виду она не только украсит помещение, но и сделает его более уютным. 

- Ребята, а как вы думаете, как появились комнатные растения?

- Ответить на этот вопрос нам поможет текст на стр. 77. Прочитаем его.

- Так откуда же у нас взялись комнатные растения?

- В тексте встретилось красивое слово «оранжерея». Кто знает, что оно обозначает?

- Оранжерея - это застеклённое помещение для выращивания и содержания комнатных растений в определённых условиях влажности, температуры и освещения.

ОРАНЖЕРЕЯ, и, ж. Застеклённое помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений. (Словарь Ожегова)













- Давайте подумаем, для чего вообще человек выращивает комнатные растения

- Замечали ли вы, что иногда комнатные растения выглядят не лучшим образом: листочки засыхают, растение выглядит увядшим? Отчего же это происходит?

Верно. А какие правила ухода за растениями вы знаете?

- Откроем учебник на стр. 78 и проверим, все ли правила ухода вы назвали.


Ответы детей.



Ответы детей.



Открывают учебники на стр. 76. Рассматривают рисунки растений.

Ответы учащихся.

Цикламен

предположения учеников.



- Цикламен.

Проговаривают название растения хором.

Ученики высказывают свои предположения





- Традесканция.













- Что традесканция цветёт весной.

Ответы учащихся



- Кактус.





Ответы учащихся

- Нет.



- Они опасны тем. что иголки их могут вонзиться в руку и вызвать воспаление..





Герань





- Пеларгония.



Слушают познавательный материал.













Слушают учителя.



Высказывают предположения.

Читают текст на стр.77



- Их привезли путешественники из далёких стран.

Ответы учащихся

Комнатные растения люди выращивают с целью украшения жилых и служебных помещений. Они радуют нас своей красотой, вызывают в нас восторг, заставляют удивляться. Ещё очень важная причина заключается в том, что комнатные растения очищают воздух в помещениях.













Да

- Потому что за растениями не ухаживают.

Ответы детей.

Читают о том, как ухаживать за комнатными растениями.

Познавательные

УУД:

Понимать

заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в

устной форме.


Физминутка

Показывает движение под музыку

Выполняют движения за учителем


VI. Этап первичного повторения закрепления с проговариванием во внешней речи.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Мышка-норушка. Я живу у бабушки с дедушкой, у нас в доме много комнатных растений, но я не умею за ними ухаживать, помогите мне научиться ухаживать за ними.

- Мы познакомились с правилами ухода за растениями, теперь мы можем смело приступать к практической работе, потом дать советы мышке

- В каждой вашей группе стоит 1 горшок с растением. Рядом с горшком лежит конверт. В этом конверте есть рекомендации по уходу за растениями. Ваша задача – расставить их в правильном порядке. Только после этого мы сможем дать правильные советы мышке.

- Итак, как правильно ухаживать за растениями?:

1). Полить растение.

2). Разрыхлить почву

3). Протереть тряпочкой листья тех растений, у которых листья большие.

4). Опрыскать листья тех растений, у которых они маленькие.

Слушают героя «Мышка-норушка»





Слушают учителя







Дети открывают конверт и восстанавливают порядок действий по уходу за растениями.



В каждой группе определяют порядок ухода за растениями

Поливают растение

Разрыхляют почву

Протирают тряпочкой листья



Опрыскивают листья растения у которого листья маленькие

Коммуникативные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Заполнение шаблона «Практическая работа»

- Соотнеси силуэты растений с их названием.




Выполняют задание



VIII. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Наш урок подходит к завершению.

- Давайте вспомним, с растениями какой группы мы познакомились на сегодняшнем уроке.

- Названия каких комнатных растений вы запомнили?

- Для чего выращивают комнатные растения?





- С комнатными растениями.



Ответы учащихся.

- Чтобы украшать дома.


Познавательные

УУД:

Понимать

заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ в

устной форме.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Оценивание.Домашнее задание.

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица 
И доброе лицо им показать.

- Чтобы наш урок вам запомнился надолго, я приготовила вам цветы, которые нужно разукрасить следующим образом: если вам урок понравился и было всё понятно-красным цветом; если были небольшие трудности-желтым; если был урок неинтересным-зеленым.

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Я вами очень довольна.

1) Выучить правила ухода за комнатными растениями. Ст.78-79

2)Нарисовать любое комнатное растение и рассказать о нём

3) Задание на карточках



- На этом наш урок окончен. До свидания.




Слушают учителя



















До свидания!

Личностные УУД:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности;































Знаете ли вы, что:

  • что цветы чувствуют атмосферу;

  • к ним надо относиться как к живым существам: говорить с ними, уметь слушать их;

  • у цветов характер как у маленьких детей;

  • обижать цветы нельзя!

Хорошо ли чувствуют себя ваши комнатные растения? Бывает ли так, что мы хорошо ухаживаем за комнатными растениями (как нам кажется), а они болеют, плохо себя чувствуют? У них желтеют кончики листьев, опадают цветы и листья? Что нужно учитывать при выращивании растений, чтобы растения чувствовали себя хорошо? (Свет, тепло, вода, почва)