Урок окружающего мира в 1 классе
по теме «Что нам осень подарила»
Класс: 1а
УМК: «Начальная школа 21 века»
Учебный предмет: окружающий мир
Автор учебника: Н.Ф.Виноградова
Учитель: Наумова Галина Валентиновна, г.Донской
Тема урока: Что нам осень подарила
Цели урока: создать условия для систематизации знания детей о признаках осени, культурных растениях и местах их произрастания; способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле, умение работать в группах.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научиться определять понятия «культурные растения, плоды, овощи, фрукты», их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные: общеучебные– выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, местах их произрастания; выполнять классификацию овощей и фруктов, работать с текстом учебника.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация–ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: компьютер, презентация, проектор, учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир», 1 класс , тарелочки с кусочками овощей и фруктов для исследовательской работы, творческие проекты, вырезанные из цветной бумаги солнышка и тучки
Ход урока
2.Организационный этап
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
Сядем правильно сейчас,
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час! /слайд 1/
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
/слайд 2/Учитель показывает изображение солнышка и говорит: «У меня вот такое настроение, а у вас?» Если хорошее- солнышко, если тучка-плохое.
/ На столах у ребят вырезанные солнышки и тучки. Они выбирают соответствующий знак./ Я рада, что у вас хорошее настроение.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
Гость какой-то к нам спешит…
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. Кто это?( Осень) /слайд 3/
-Какие приметы осени вы знаете? /слайд 4/
-Умнички! Всё правильно!
/слайд 5 /- А сейчас осенний подарок для вас стихотворения «Осень» М.Ивенсен и «Осень- ласковое слово» Н.Майданик читают победители школьного конкурса чтецов Ксения Иванова и Валерия Бородина.
/слайд 6/ Песню «Осень постучала…» с просмотром клипа, поют учащиеся и инсценируют песню листочками, приготовленными на уроке технология.
/слайд 7-/Девушка-осень гуляет,
Ножкой сбивает росу,
В сумку дары собирает,
Листья вплетает в косу.
-Ребята, сегодня к нам в гости пришла Золотая осень. Осень дарит людям много подарков. Осень подарила нам целую корзину красивых листьев. Но листьями мы можем только любоваться. А есть у осени подарки, которыми мы можем полакомиться.
И в садах, и в огороде приготовила природа
Всевозможные плоды-дары.
Как можно назвать тему нашего урока?
-Вы все правы. Мы сегодня постараемся определить, какие дары приносит нам осень. /слайд 8/ Тема нашего урока «Что нам осень подарила».
Учитель: - А что же ещё нам приносит (дарит) осень? /слайд 9 /Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно переставить буквы и прочитать ответ.
2 5 1 3 4 6
*Р а у о ж й (урожай)
3. Первичное усвоение новых знаний
/слайд 9/- Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
а) Составление схемы: Где люди собирают осенью урожай? /слайд 11/
Ребятам задаётся вопрос со слайда. Они отвечают и приходят к выводу, что урожай люди собирают в саду и на огороде. Высвечиваются надписи с этими словами.
-Чтобы узнать, что люди собирают в саду, на огороде, отгадаем загадки. /слайд 12/
Видео-загадки про овощи с ответами.
Как можно назвать их одним словом? слайд 13/
-Молодцы !
А теперь отгадайте мои загадки. /слайд 14/
Ребята отгадывают загадки, а отгадки-картинки появляются на схеме.
Я на дереве вишу, круглое, большое.
У меня румяный бок, откуси - и брызнет сок
Кислый или сладкий. Кто узнал, ребятки? (Яблоко)
На кустах висят шары, посинели от жары. (Сливы)
В саду есть плод, он сладок как мёд,
Румян, как калач, но не круглый как мяч.
Он под самой ножкой вытянут немножко. ( Груша)
Как можно назвать их одним словом? слайд 15/
Мы познакомились с дарами осени. На какие группы мы можем их разделить ? (фрукты, овощи)
- Где растут фрукты? (Дети отвечают: в саду, на деревьях)
- А где же растут овощи ? (Дети отвечают: на грядках, в земле, на огороде)
/слайд 16/ Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и Свёклу. Ох!
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка и свёкла? Ох!
- Кто спорил? (картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, свёкла)
- Как их можно назвать одним словом? (овощи)
- О чём же спорили овощи? (кто самый нужный, кто самый вкусный)
- Назовите самый вкусный овощ (разные варианты ответов). - Почему это трудно сделать? (разным людям могут нравиться разные овощи, кто-то их вообще не любит).
- А самый нужный овощ? (нет определённого ответа). - Почему нельзя сделать выбор? (все овощи полезны, и в каждом – свои витамины и другие нужные человеку вещества).
- Где ещё много витаминов? (в ягодах и фруктах)
-Чтоб здоровым, сильным быть.
Надо фрукты, овощи любить.
Все без исключенья.
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь: кто из них вкуснее, кто из них важнее.
Что ещё нужно помнить, когда мы употребляем в пищу овощи и фрукты?(Мыть руки и овощи с фруктами перед употреблением.)
7. Игра «Собери урожай в корзинки» , на столе лежат муляжи овощей, фруктов, ягод . /слайд 17/
Задание: по сигналу занять группа детей собирает урожай в корзины и выбирают надпись те, у кого фрукты- надпись «Сад», овощи – надпись «Огород». . /слайд 18/
Каждый второй ребёнок из пары становится «экспертом» и проверяет и доказывает правильность выполнения задания.
/слайд 20/
- Ну, что ж, молодцы! С заданиями справились! Как выглядят овощи, фрукты и ягоды вы знаете. Где они растут, тоже правильно определили.
/слайд 19/ Пока группа детей « собирают урожай» мы с вами поиграем. Физкультминутка. Осенью часто идут дожди и наша игра называется «Дождик». Учитель произносит в произвольном порядке слова «капелька», «2 капельки», «3 капельки», «сильный дождь», «ливень», сопровождая слова движениями. Дети повторяют движения. Когда он говорит 1 капелька — одним пальцем стучат по ладошке, 2 капельки — двумя пальцами, 3 капельки — тремя пальцами, сильный дождь — хлопают в ладоши, ливень — очень сильно хлопают.
5. Первичная проверка понимания
(Слайд 21)1. Работа в печатной тетради «Окружающий мир». Выполнение заданий на с. 11 («найди ошибки», «объясни поговорку», «сравни плоды»
2. Работа с учебником. Чтение и работа с текстом «Кто как «одет» ( с.18-19)
Текст читает учитель.
-Как автор рассказа описал овощи?
Огурцы-голыши.
Лук - в бумажных рубашках.
Капуста - 77 одёжек.
6. Первичное закрепление
Работа в группах. «Я - исследователь» (Слайд 22)
Детям раздаются тарелочки с кусочками фруктов и овощей. По цвету, вкусу и запаху учащиеся определяют яблоко, грушу, морковь, картофель, чеснок, лук. Делают выводы. (Слайд 23)
(Слайд 24)
Результаты исследования и доказательства.
Выполняется проверка.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
- Понравился ли вам урок?
Дети высказывают своё мнение.
/ слайд 25/ Песня- клип «Что нам осень принесет»
Что вы хотели бы сказать Осени на прощание?
Учитель благодарит ребят за работу.
-Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнышко). А какое настроение у вас? / слайд 26/
Звучит песня «Хорошее настроение» с показом клипа. / слайд 27/
Список используемой литературы
Окружающий мир: программа: 1-4 классы/Н.Ф.Виноградова.-М.:Вентана-Граф, 2012.
Окружающий мир. 1класс: система уроков по учебнику Н.Ф.Виноградовой/авт.-сост. Т.В.Бут, Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2012.
Приглашаем на урок. 1класс/авт.-сост. Т.В.Алтынова, О.А.Юдина. – Волгоград: Учитель, 2011.
Окружающий мир: 1класс: учебник: в 2ч.Ч. 1/ Н.Ф. Виноградова. – М.:Вентана-Граф, 2012.
Окружающий мир: 1класс: рабочая тетрадь для учащихся/ Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Гаф, 2012.