СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Пустыни" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру "Пустыни" (4 класс)»

Государственное учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 имени маршала К.Е.Ворошилова»














Разработка урока по окружающему миру

для 4 класса по теме

«Пустыни»









составила

Пантелеева Светлана Викторовна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории











Луганск

2019




Тема. Пустыни

Цель. Познакомить детей с природной зоной пустынь.

Задачи:

Образовательные:

-формировать представление о природной зоне пустынь;

-ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;

Развивающие:

-развивать умение работать с географической картой,

-развивать умение работать с дополнительной литературой;

- способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы;

- расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование: карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь, тетради, учебники, телевизор, презентация.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

1. Назовите природную зону, о которой идет речь.

а) … (тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;

б) … (лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники;

в) ... (арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники;

г) … (степь) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

2. Беседа.

-С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?

-Расскажите о климате степей.

-Какие растения растут в степях? Как они приспособились к жизни?

-Каких животных можно встретить в степи?

-Расскажите об экологических проблемах зоны степей.

3. Сообщения учащихся.

- Кто хочет поделиться интересными фактами о растениях и животных степи?

III. Физкультминутка.


IV. Самоопределение к деятельности.

-Разгадайте ребус.

Разгадали? (Пустыни.)

Сегодня мы с вами отправимся туда,

Где много солнца и не видна вода.

Юго-запад России раскроет свои тайны нам.

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут

И почему так природную зону зовут.


V. Изучение нового материала.

1. Работа с картой.

— Найдите на карте зону пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)

— От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)

Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги.

2. Работа в группах.

(Экологи, зоологи, ботаники, метеорологи приглашаются на ученый совет.— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы.

VI. Физкультминутка.


VII. Первичное закрепление.

1. Сообщения учащихся.

Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга.

Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).

Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.

Рассказ об экологических проблемах. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков — животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 г. создан заповедник «Черные земли».

2. Игра «Узнай меня».

• Сколько важности в походке!

По пустыне-сковородке.

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)

• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)

• Я — пища «корабля пустыни». (Верблюжья колючка.)

• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)

• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

.)

VIII. Подведение итогов урока.

(Оценивание работы групп.)


IX. Рефлексия.

Продолжи фразу:

На уроке я узнал…

Мне было интересно…

Эти знания мне пригодятся в жизни…

X. Домашнее задание. c. 118-125, подготовить сообщения.