Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганское общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 38 имени маршала К.Е.Ворошилова»
Разработка урока по окружающему миру
для 4 класса по теме
«Пустыни»
составила
Пантелеева Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Луганск
2019
Тема. Пустыни
Цель. Познакомить детей с природной зоной пустынь.
Задачи:
Образовательные:
-формировать представление о природной зоне пустынь;
-ознакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей;
Развивающие:
-развивать умение работать с географической картой,
-развивать умение работать с дополнительной литературой;
- способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы;
- расширять кругозор учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Оборудование: карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь, тетради, учебники, телевизор, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
1. Назовите природную зону, о которой идет речь.
а) … (тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;
б) … (лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники;
в) ... (арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники;
г) … (степь) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.
2. Беседа.
-С какой природной зоной познакомились на прошлом уроке?
-Расскажите о климате степей.
-Какие растения растут в степях? Как они приспособились к жизни?
-Каких животных можно встретить в степи?
-Расскажите об экологических проблемах зоны степей.
3. Сообщения учащихся.
- Кто хочет поделиться интересными фактами о растениях и животных степи?
III. Физкультминутка.
IV. Самоопределение к деятельности.
-Разгадайте ребус.
Разгадали? (Пустыни.)
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет свои тайны нам.
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут
И почему так природную зону зовут.
V. Изучение нового материала.
1. Работа с картой.
— Найдите на карте зону пустынь. Что вы можете по карте рассказать о них? (Пустыни расположены на юго-западе страны по берегам Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Это небольшая по площади природная зона. Поверхность пустыни равнинная.)
— От какого слова произошло слово «пустыня»? (От слова «пусто».)
Пустыни в России занимают небольшую площадь к западу и востоку от низовьев реки Волги.
2. Работа в группах.
(Экологи, зоологи, ботаники, метеорологи приглашаются на ученый совет.— Сначала каждый ученый читает текст учебника (с. 120— 124) и выделяет необходимую ему информацию: зоологи изучают животный мир, а ботаники — растительный мир, экологи выявляют экологические проблемы.
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление.
1. Сообщения учащихся.
Рассказ о растениях. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни — верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 м. Листья у растения в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка — растение невысокое. Джузгун — это небольшой кустарник. Его листья — зеленые веточки, корни хорошо закреплены в песке и удерживают его от передвижения. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья. В пустыне встречаются и деревья, например саксаул. Это низкие деревья, не более 4—5 м, и растут на большом расстоянии друг от друга.
Что такое оазис. Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы. Такие места называют оазисами. Величайшим оазисом среди высоких гор является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник. Там так много трав и цветов, но через 2—3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак).
Рассказ о животных. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Окраска под цвет песка — это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка корсак и ушастый еж имеют большие уши (показ рисунков). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, другие — тушканчики — быстро передвигаются большими прыжками до 3 м в длину. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, скарабеи.
Рассказ об экологических проблемах. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю, — это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков — животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием. Для сохранения природы в 1990 г. создан заповедник «Черные земли».
2. Игра «Узнай меня».
• Сколько важности в походке!
По пустыне-сковородке.
По колючкам босиком
Кто идет с горбом-мешком? (Верблюд.)
• Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик.)
• Я — пища «корабля пустыни». (Верблюжья колючка.)
• Я ростом невелик, мои листья — зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)
• Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица-круглоголовка.)
• Мой ствол как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
.)
VIII. Подведение итогов урока.
(Оценивание работы групп.)
IX. Рефлексия.
Продолжи фразу:
На уроке я узнал…
Мне было интересно…
Эти знания мне пригодятся в жизни…
X. Домашнее задание. c. 118-125, подготовить сообщения.