ФИО: Хвалова Софья Дмитриевна.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3 «Б».
Тема урока: «Огонь, вода и газ».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация учебной к деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию к учебной деятельности. – Здравствуйте, меня зовут Софья Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, рабочая тетрадь, ручка. - На слайде показаны качества на уроке, выберете те, которые сделают наш урок успешным. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Определяют, какие качества необходимы на уроке. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. - Прочитайте пословицу на доске: «Мой дом- моя крепость». Как вы понимаете данную пословицу? Ребята, ответьте на вопрос, что такое безопасность? Безопасность- спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей. - значительную часть своей жизни мы проводим в своем доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности, но часто мы пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности. - Тема нашего урока очень важна и связана с опасностями, которые могут возникнуть в доме или в квартире. | - Отвечают на вопрос | | К: соблюдать правила ведения диалога. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: воспринимать суждения. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящую к теме и цели беседу. – Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадки: Шипит и злится, воды боится С языком- а не лает, без зубов- а кусает? (Огонь) Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода) На железной клумбе Цветы голубые Помогаю стряпать Кушанья любые. (Газ ) - Тогда какая тема урока у нас будет? Организует работу с учебником. – Откройте учебники на странице 4 и проверьте, правильно ли мы определили тему урока? – А для того, чтобы определить цель нашего урока прочитайте текст, подчёркнутый красной линией. – Прочитайте нашу цель со слайда, вставляя пропущенные слова. | Огонь, вода и газ. Огонь, вода и газ. Да. Узнаем, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире или доме. Научимся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Цель: узнать, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире или доме; научится правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный(беседа) Наглядный (демонстрация) | – А сейчас давайте восстановим пункты плана в правильном порядке. | План: Узнать, какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире или доме. Научиться правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. Выяснить как правильно нужно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей) - С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары. -Как случаются пожары? Назовите причины. - Давайте проверим ваши ответы. неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…) забывчивость людей (забыл выключить) искра (печь, камин, бенгальские огни) перегрузка электросети спички (игры со спичками) керосин, бензин, газ. -Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди) - А если пожар все - таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни? А теперь давайте прочитаем текст на стр 4, как нужно вести себя при пожаре. Работа по рядам: 1 ряд – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану. 2 ряд – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия. 3 ряд – Пожар. Сильное задымление. Что делать? Игра «Запрещается-разрешается» - Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите. Бросать горящие спички в помещениях. Защищать дом от пожара. Небрежно, беспечно обращаться с огнём. Кричать и звать на помощь взрослых. Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы. Дышать через мокрое полотенце. | Отвечают на вопрос Формулируют высказывание Формулируют высказывание Читают текст Выполняют задание | Узнают, какправильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. . | К: воспринимать суждения. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Ребята, а что сильнее огня? (вода) -Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер» . Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер? Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире. Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа) - Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6) - А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» - это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе. Работа в малых группах (проблемная ситуация) 1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия. 2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия» 3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия» Если чувствуешь газ: - Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу) - Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт - это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей) Во-первых, им можно отравиться. Во-вторых, скопившись на кухне, газ может взорваться. - Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6 - Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? Если ты почувствовал запах газа в квартире, Помни: газовой службы телефон – 04. | Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Формулируют определения Читают текст Выполняют задание | Как действовать при пожаре аварии водопровода и утечке газа. Как действовать при пожаре аварии водопровода и утечке газа. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Формировать понимание связи как себя действовать при чс ситуации в доме. Формировать понимание связи как себя действовать при чс ситуации в доме. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Наглядный (демонстрация) Практический (задание) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Сейчас вам необходимо самостоятельно выполнить задание 2, 3. 4 в рабочей тетради на стр.3- 4. - Обменяйтесь тетрадями, чтобы проверить 2,3,4 задание по слайду эталону. | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют взаимопроверку. | Как действовать при пожаре аварии водопровода и утечке газа. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании вопроса, огонь, вода и газ. Формировать понимание связи как себя действовать при чс ситуации в доме. |
8. Включение изученного в систему знаний и повторений. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Сейчас я буду задавать вопросы по теме, ваша задача ответить на вопросы. Возник пожар. Что делать? (звонить 01) Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце) По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма) Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного) В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям) Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112) Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем) | Устно отвечают на вопросы. | Как действовать при пожаре аварии водопровода и утечке газа. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. | Формировать понимание связи. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Какая была тема нашего урока? Выполнили ли мы цель и план урока? Что вам запомнилось больше всего? - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «лесенки успеха». | Выполняют рефлексию. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |