СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе " Зона арктических пустынь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  разработка подходит для 4 го класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе " Зона арктических пустынь"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Фролова Юлия Владимировна

ОУ

МОУ «Саловская СОШ»

Тема урока:

Зона Арктических пустынь

Тип урока:

урок "открытия" новых знаний.

Образовательная среда урока:

Карта природных зон России, учебник «Окружающий мир» А.Плешаков, рабочая тетрадь №1 к учебнику А.Плешакова, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Формы работы учащихся:

Индивидуальная, групповая, работа в парах

Технология критического мышления

Цель:

Создание условий для самореализации и формирования целостного представления о зоне Арктики, ее характерных особенностях. Воспитание экологической культуры младших школьников путем овладения способами решения учебных задач через изучение темы «Зона Арктики».

Задачи:

Обучающая

  1. Актуализировать знания детей о зоне Арктики, ее природных условиях, жизни людей, экологических проблемах.

  2. Расширить знания обучающихся через различные источники информации.

  3. Систематизировать знания детей о зоне Арктики путем сравнения, анализа, синтеза

Развивающая

  1. Развить предметные умения: уметь различать природные зоны по их отличительным признакам.

  2. Развивать личностные и коммуникативные умения через создание проблемных ситуаций, исследовательскую деятельность.

Воспитывающая

  1. Воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики.

  2. Воспитывать понимание правил экологической культуры; учить любоваться природой.

Планируемые результаты

Предметные:

Изучить Зону Арктических пустынь . Определить: Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.


Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя.

 Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, формулировать собственное мнение, читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное, выполняя различные роли в группе сотрудничать в совместном решении проблемы, развитию дружбы.

Познавательные УУД: выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, строить сообщения в устной форме, приводить сравнения классифицировать по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений.

Личностные:

воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формируемые УУД


Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте!














-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева , окажем им внимание.




«На свете нет ничего лучше, чем путешествие!»,- так воскликнул знаменитый французский писатель Ж. Верн. Вас тоже сегодня ждет необычное путешествие.


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)





Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.



Актуализация знаний

Для того, чтобы отправиться нашей экспедиции в новое путешествие по России, нужно вспомнить некоторые сведения

 

Игра «Найди лишний географический объект».

 













Познавательные УУД:  самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий,

Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Самоопределение к деятельности

Постановка цели и задач урока.



















Разработка проекта, плана




Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

На экране воспроизводится видеосюжет.

2 подготовленных ученика в это время читают отрывок из книги Г.Х.Андерсена «Снежная королева»













-Вы, конечно, узнали из какого произведения этот отрывок.

-О какой природной зоне мы будем с вами говорить? Что особенно интересного вы увидели в ролике.

Сформулируйте тему урока

Что мы должны сегодня узнать? Чему научиться?

Сегодня мы совершим путешествие на Северный полярный круг к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, и побываем в Арктике.



– «Арктос» - в переводе с греческого – медведь.

– Почему данную природную зону называют арктической пустыней?

Давайте вернемся к этому вопросу позже.







Изучение географического положения

Для того, что бы выяснить какая территория входит в зону Арктических пустынь, откройте карту природных зон в конце учебника и посмотрите:

– Каким цветом она обозначена?

А теперь выполните практическую работу(В ПАРАХ)

Практическая работа:(Приложение1)

Итак, какую же территорию занимает зона Арктических пустынь (показ на карте)

В каком тепловом поясе находится?

Молодцы, ребята.

 







Изучение климата

– Как вы думаете, какие климатические условия в этой природной зоне?

Прием-игра «Верите ли вы, что…

У вас на партах лежат карточки, прочитайте вопросы и поставьте + - да, - нет

– Где мы можем проверить свои предположения?

 – откройте учебник на с.129-130 -1-й абзац)– прочитайте текс. Повторно ответьте на вопросы. Кто закончил, встаньте.

Верите ли вы, что в Арктике зимой солнце не показывается из-за горизонта?

Как называется это время?

Верите ли вы, что в зоне арктических пустынь температура может повышаться до +50 С?

Верите ли вы, что летом в Арктике солнце совсем не скрывается за горизонтом?

Как называется это время?

Верите ли вы, что в Арктике даже летом больщая часть океана остается скованной льдом?











– От таких суровых климатических условий что-то стало холодно, давайте отдохнём и согреемся

ФИЗ_МИН

«Чудеса Арктики»

К чудесам Арктики можно отнести полярный день и полярную ночь, когда

шесть месяцев длится день и шесть месяцев ночь.

Во время полярного дня Солнце может не опускаться за горизонт на протяжении многих дней, а описывать круг вдоль линии горизонта

В переводе на русский слово «айсберг» означает «ледяная гора».

Самый большой айсберг в Арктике площадью около 260 км² и толщиной до 50 метров был зафиксирован в 2010 году


Послушайте стихотворение

Резвится звёзд поток, искрясь,
переплетаясь и сверкая,
чудесный котильон из страз
сиянье северного края.

То распадаясь на лучи,
то всеми красками сливаясь,
танцуют в небесах огни
сияньем северного края.

То закружит как серпантин,
то дождиком прольёт, играя.
Янтарь, рубин, аквамарин-
в сиянии северного края.

То радугой, то лисий хвост
повиснет, шлейфом полыхая,
с небес на землю, словно мост
сиянье северного края.


Полюбуемся северным сиянием (видео)

Просмотр ролика «Северное сияние»

Ваши впечатления? Понравилось?

Полярное сияние – это свечение частиц воздуха. На планете «Солнце»происходят различные вспышки, взрывы, из-за которых появляются частицы солнечного ветра. Каждая частица имеет свой цвет: зеленый, желтый и т.д. Лучше его видно в полярную ночь.






Организует деятельность в группах по применению новых знаний.

Давайте ещё раз вспомним, на какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?



Нашей экспедиции предстоит выяснить может ли существовать жизнь в этих суровых условиях?

Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 2 группах.

Мы знаем, что отправляемся в царство холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции?

Вспомним правила работы в группах.

Говорить не громко.

Не перебивать.

Обсуждать решение.

Работать дружно.



Изучить жизнь растительного мира предстоит «ботаникам» – 1 группа (у учеников инструкции)































Изучать жизнь животного мира – будут ребята группы «зоологов» – 2 группа (у учеников инструкции)










































1. Там вечный снег и лед. Да, там вечный снег и лед, чудо как хорошо! Там прыгаешь себе на воле по бескрайним сверкающим ледяным равнинам!

2. Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой. Как холодно, как пустынно было в этих белых сверкающих чертогах! »



Познакомиться с природной зоной Арктики.)

  1. Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

  2. Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

  3. Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

  4. Узнать, чем занимается население этой зоны.

  5. Выяснить какая там экология.









Ответы детей























серым

Работа с картой природных зон.

(работа в парах)

(Несколько человек у доски показывают зону Арктических пустынь)

– моря Северного Ледовитого океана: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.

– острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля;

– узкая полоса материка, п-ов Таймыр



Дети высказывают свои предположения)













– в учебнике, энциклопедии.

Самостоятельная работа по карточкам 

– ответы детей

(показ слайда 3, 4)

– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны.

Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 40 0С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +4. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.





В зоне арктических пустынь мороз

Ну-ка, все взялись за нос

Ни к чему нам бить баклуши

Ну-ка, все взялись за уши.

Покрутили, повертели

Вот и уши отогрели.

Наклоняемся вперёд

Руки в стороны Ветер дует, завывает

Нас работать призывает.




























– Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь

 























Самостоятельная работа в группах по плану: 

-Ботаники, используя гербарий, учебник, карточки с изображением растений (мхи,

полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)


- Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Животный мир:

Животных арктической зоны кормит__________________. Морскими зелёными водорослями питаются ____________ и ________________ , а ими питаются _________ В северной части океана встречаются:_____________________________ , а в южной - _________________________________________________________________

На скалистых берегах собирается очень много __________ , образуя птичьи ____________ . Это: ________________________________________________ , здесь они выводят своё _____________________ .

Все птицы хорошо ____________________ и _______________ . Основная пища птиц – это ________________________

  1. Животный мир:

Среди льдов встречаются ________________ и ____________ . Большую часть жизни они проводят в ________ , поэтому приспособлены для _____________ и _____________. От холода их защищает ___________________ . У моржей на верхней челюсти находятся _____________ , которые _____________ им ____________________ .

Хозяином Арктики называют ____________________ . У них длинная густая шерсть _____________ цвета и _____________ лапы, чтобы удобнее было _______________ по льду и снегу. Пищей ему служат ____________ и ______________ .

Самый крупный обитатель Северного Ледовитого океана - _______________________

Карточка - помогайка:

На островах прямо на голых ...(камнях) встречаются ...(лишайники), они очень ...(малы). Также приспособились к жизни на камнях ...(мхи) и ...(полярные маки). В толще воды, не покрытой ...(льдом), большое количество .. .(планктонных растений водорослей). Существует такой вид мха, который приспособился к жизни на …( льду), в морях встречаются …(зелёные) льдины.


Карточка - помогайка:

Животных арктической зоны кормит ...(море). Морскими водорослями питаются ...(рачки), а ими - ...(рыбы). Основная пища птиц и животных - это ...(рыба). На скалистых берегах собираются ...(чайки),...(кайры) и ...(гагарки), здесь они выводят...(потомство). Птиц с необычными клювами называют ...(тупики). Все звери - прекрасные ...(пловцы). От холода их защищает ...(слой жира). Это ...(моржи) и ...(тюлени). На тюленей охотятся ...(белые медведи). У них длинная густая шерсть ...(белого) цвета и ...(широкие) лапы, чтобы удобнее было .. .(передвигаться по льду и снегу).


Регулятивные УУД:

обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; принимать и понимать алгоритм выполнения заданий















Регулятивные УУД:

определение темы и цели занятия, контроль действий




Познавательные УУД: выявление географического положения и климатических условий природной зоны

Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество

Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем












Обобщение и систематизация знаний

Выявление полученных знаний

Растут ли растения в этих суровых условиях и какие?

Проверка карточки с помощью документ-камеры

Выберите из предложенных вариантов растений те, которые, как вы считаете, растут в зоне арктических пустынь. Слайд

Определить название растений Слайд



Итак, некоторые растения смогли приспособиться к холодным условиям жизни.

А смогли ли приспособиться животные? – нам расскажут зоологи.






Это интересно!

1.Несмотря на то, что мы видим на фотографиях, белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми.

2. Белые медведи – отличные пловцы. Благодаря строению лап они изящно и довольно быстро плавают. У медведей на лапах перепонки. Средняя скорость составляет 10 км /ч., а проплыть 161 километр без остановки медведям не составит никакого труда. Кстати, они проводят так много времени в воде, что некоторые учёные относят этих животных к морским млекопитающим.

















Итак, как же животные приспособились к Арктическим условиям жизни?

Оценивание работы групп.

-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-Что помогло? Что помешало?












К сожалению, из-за освоения Арктики человеком оказалась в опасности её природа. Долгие годы люди охотились здесь на белых медведей, моржей, китов. В результате неумеренной охоты все эти замечательные животные стали редкими, они внесены в Красную книгу России. В морях Арктики люди занимаются и рыболовством. Это делают зачастую хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

Охране природы Арктики необходимо уделять очень большое внимание, чтобы не нанести ей непоправимый урон.

Об арктическом заповеднике «Остров Врангеля» нам расскажет ….






Дети сообщают изученный материал

1. сообщение о растительном мире. СЛАЙД 9

---По памятке





На доске





На доске



ВЫВОД :Густой длинный мех, плотное оперение, которые позволяют задерживать воздух и сохранять тепло.

У морских животных – толстый слой жира, небольшие размеры выступающих частей тела: короткие уши, ноги.

У птиц тоже небольшие клювы.

У медведей на лапах перепонки.

Их белая окраска. 










2.Сообщение о животных

На скалистых берегах – птичьи базары, здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные чайки, полярная сова. По побережью живут гуси, утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий тёплый пух.



1.Моржи и тюлени (сообщение) СЛАЙД 11-15

Моржи — самые крупные ластоногие, обитающие в Северном полушарии. Моржам и тюлям не дает замёрзнуть толстый слой подкожного жира.

Тюлени живут как в Арктике, так и в Антарктике. Моржи – близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться на лёд для отдыха. У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков в день.

Киты

В просторах океана живут огромные морские звери – киты, которые питаются маленькими рачками. Один из видов китов – гренландский, или полярный кит. Он достигает в длину 15 -18 метров. Как и у многих других китов, во рту у него вместо зубов особые пластинки – «китовый ус». Они служат для добывания пищи.

Белый медведь (видео)


Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти места, когда лёд тает и море очищается ото льда

ВЫВОД :Густой длинный мех, плотное оперение, которые позволяют задерживать воздух и сохранять тепло.

У морских животных – толстый слой жира, небольшие размеры выступающих частей тела: короткие уши, ноги.

У птиц тоже небольшие клювы.

У медведей на лапах перепонки.

Их белая окраска. 


4. сообщение об экологических проблемах

Заповедник был организован в 1976 году. Он расположен на двух островах:

о. Врангеля и о. Геральда . Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. Одно из животных острова - овцебык

На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют “родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.

Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного

Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация








Самостоятельная работа и проверка по эталону.




- Большое всем спасибо за интересные сообщения!

Вы проделали большую исследовательскую работу.

Наша экспедиция приближается к завершению. Нам осталось проверить нашу работу.


Разноуровневые задания:

1.Эксперты заполняют таблицу

2.Кроссворд-2 группы

3.Цепь питания 2 группы

- Восстановите цепочки.

Рачки – водоросли – рыбы – птицы;
Тюлени – рыбы – водоросли – рачки;
Белые медведи – рачки – водоросли – тюлени - рыбы


Географическое положение

Северный Ледовитый океан, Северные моря, острова

Климат

Зима – длинная, полярная ночь, северное сияние, t – -50° С
лето короткое, прохладное, полярный день

Растительный мир

Лишайники, мхи, камнеломка, полярный мак

Животный мир

Рачки рыбы, чайки, гагарки, тупики, морж, тюлень, белый медведь, полярный кит.

Деятельность человека

Научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота




Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Организует рефлексию

– На какой вопрос мы искали ответ сегодня на уроке?

– Смогли ли мы ответить на этот вопрос?

- Каких животных в зоне арктических пустынь больше: травоядных или хищных?

- Можно ли назвать Арктику пустыней?

– Что бы вы ещё хотели узнать?

Подведение итогов работы.

Как вы считаете, мы достигли поставленных целей?

Да! Со всеми проблемами мы справились.

Знания, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

Обязательно пригодятся. Ведь мы учились самостоятельно добывать знания, работали с информацией, сотрудничали в группах.


Самооценка деятельности групп «Горка».

У вас на столах лежат карточки, где нарисован айсберг. Вы поставите крестик на айсберге там, где вы считаете находится сейчас вы и ваша группа. Чем лучше работа, тем выше крестик.




Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.



Да

Хищных

 



Историю освоения Арктики









У меня все получилось

Было сложно, но я справился

У меня остались вопросы



Домашнее задание

-Подготовить сообщение о любом животном или о любом растении Арктики, занесенных в Красную книгу России.

-Рабочая тетрадь стр.51

- Сделать сообщение об истории освоения Арктики.

-Уважаемые учёные, сегодняшняя наша экспедиция была успешной. Приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

Я бы хотела познакомить Вас с литературой, в которой вы можете почитать об Арктике.
























ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации


Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фото-сайт Природа. Арктика

Иллюстрации

Фото Арктики


http://900igr.net/photo/priroda/Arktika.files/Arktika.html

2

Фото-сайт Природа. Арктика

Иллюстрация

Фото растений: лишайники, мхи, мак,кар-ликовая берёза, карликовая ива.

http://900igr.net/photo/priroda/Arktika.files/Arktika.hatml

3

Фото-сайт Природа. Арктика.

Природа - зеркало души

Иллюстрации

Фото живот-ных: тюлень, белый медведь, морж, гагарка, кайра, чайка.

http://900igr.net/photo/priroda/Arktika.files/Arktika.html


http://www.o-prirode.com/publ/8-1-0-30


4

Youtube

Аудио и видео-фрагмент

Аудио и видеозапись песни «Где-то на белом свете»

http://www.youtube.com/watch?v=7tZOq84ne9s&feature=related

5

Youtube

Видео-фрагмент

Видео «Хозяин острова Вран-геля» (о белых медведях).

http://www.youtube.com/watch?v=Tr2p3ljXdzI&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=SyA9EIPhqCw&feature=related









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!