Урок-путешествие (Окружающий мир, 3 класс).
Тема: «Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу России».
Цель урока: Познакомить учащихся с архитектурными памятниками городов России.
Задачи:
1. Показать красоту архитектурных памятников России.
2. Познакомить с историей, искусством городов «Золотого кольца России».
3. Познакомить с туризмом, развить интерес к нему.
4. Воспитывать любовь к Родному краю.
Планируемые результаты:
Предметные: знают названия, достопримечательности, историю городов «Золотого кольца России».
Метапредметные: умеют планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий при помощи учителя, работать с разными источниками информации, делать обобщения.
Личностные: умеют видеть красоту архитектурных памятников, уважительно относятся к истории страны.
Оборудование: презентация, карточки с названиями городов (развесить на стенах класса), карточки взаимооценки, учебники, фломастеры.
Подготовка
За неделю до проведения данного урока учащимся, поделенным на 5 групп, даны проектные задания. Каждая группа готовит заочную экскурсию по одному из пяти городов: читают книги об архитектуре, географическом положении, истории города, рисуют гербы, готовят рассказы об истории и современности города, оформляют полученный результат в видеслайдов презентации.
Ход урока:
Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация, самоопределение к учебной деятельности, актуализация имеющихся знаний -Скоро наступят каникулы. Каким образом вы можете отдохнуть с пользой для здоровья? - Что вы знаете о туризме? Кто такие туристы? (Туризм - путешествие по странам и городам с целью увидеть памятники старины, природу, красивые места.) - Путешествуя, туристы не только узнают много интересного, но и укрепляют свое здоровье. Как это возможно? - Каким видом транспорта могут пользоваться туристы? - Какие из них являются наиболее полезными для здоровья? - Сегодня я предлагаю вам отправиться в туристическую поездку. Готовы? | Участвуют в беседе. - Можем поехать к родственникам, в лагерь, с родителями к морю, отправиться в туристическую поездку. Высказывают свои мнения -Малоподвижный образ жизни вредит здоровью, а находясь в пути, туристы много двигаются) Автомобиль, поезд, теплоход, лошадь, лыжи, пешком, велосипед, мотоцикл | Личностные УУД: смыслообразование Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей, мнений |
Постановка учебной задачи. Звучит песня «У моей России» - Куда мы отправимся путешествовать? Сформулируйте тему урока (стр. 88 уч.) Тема «Золотое кольцо России» (размещается на доске) -Какова цель урока, как вы думаете? - Для чего же нам нужно знакомиться с городами? -В нашем путешествии, я уверена, вы будете выполнять разные роли: то туристами окажетесь, то экскурсоводами (гидами). Откуда у меня такая уверенность? III. Планирование деятельности - Прежде всего, нам необходимо наметить маршрут нашей экскурсии. Откройте учебник на с. 88. Прочитав второй абзац, мы узнаем, куда отправимся. - Итак, куда мы с вами отправляемся? - Рассмотрите карту на с. 88, прочитайте задание около красного квадрата. Учитель вывешивает подобную карту на доску. - Отметьте флажками на карте места наших остановок. - Подумайте, ребята, по какому плану лучше знакомиться с городами? Обсудите в группах. На доске появляется алгоритм знакомства с городами Золотого кольца: 1. Кто основал город? 2.Откуда произошло название города? 3. Главные достопримечательности города? (монастырь, кремль, собор, река, озеро и т. д.) 4. Знаменитые люди города. IV. Реализация проекта - У вас на партах путевые листы, на которых вы будете оценивать работу своих товарищей и свою. А в конце путешествия мы подведем итоги. - В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Покажите на карте. Нам нужно прибыть в город Сергиев Посад. В каком направлении будем двигаться? - Передаем слово гидам по Сергиеву Посаду. - Что означает слово «лавра»? - Кто запомнил, как называется главный монастырь города Сергиев Посад? - В честь кого был назван город Сергиев Посад? - Далее наш путь лежит в Ростов. Давайте подъедем к городу, остановимся и прислушаемся. (Звучит фонограмма колокольного звона.) - Что вы услышали? Какие чувства возникли у вас при прослушивании колокольного звона? - Сейчас мы узнаем, откуда разносится этот звон. - Передаю слово гидам по Ростову. Самая замечательная часть города - Ростовский кремль. 3а белыми стенами кремля видно множество куполов церквей. Их колокола очень мелодично звучат. Ростовские звоны записаны на кассеты, диски и известны во всем мире. -Прочитайте о Ростове в учебнике на с. 90. Ответьте на вопросы: - Какая самая важная достопримечательность города? - Что вы можете сказать про ростовские колокола? - Что такое финифть? (Показ слайдов) - Из Ростова мы на теплоходе отправляемся в Ярославль. Физкультминутка «Теплоход» От зеленого причала Оттолкнулся теплоход, Раз, два Он назад шагнул сначала, Раз, два, А потом шагнул вперед, И поплыл, поплыл по речке, Набирая полный ход. - И вот мы в Ярославле. Передаем слово гидам по Ярославлю. - Кем был основан Ярославль? - Что создал Федор Григорьевич Волков? - О каком монастыре города Ярославля вы узнали? - Продолжаем путешествие, отправляемся в Суздаль. - Гиды по Суздалю, вам слово. - От Суздаля совсем недалеко до Владимира. - Передаю слово гидам по Владимиру. -Кто основал город Владимир? -На берегу какой реки находится город? -Как называют замечательный памятник старины в городе Владимире? - Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось. - Прочитайте вопрос «Подумай!» на с.99. Почему кольцо? - А почему же кольцо России названо золотым? - Каким является кольцо, сделанное из золота? - Вот и эти города очень красивы и ценны для нас, для России. V. Закреление изученного - Еще раз «пробежим» глазами по карте? А теперь найдите глазами названия изученных городов на стенах в классе (Гимнастика для глаз). - Блиц-конкурс для групп. Ответьте как можно быстрее на вопросы: На гербе этого города изображен медведь. (Ярославль) Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. (Суздаль) Парадный въезд в этот город когда-то проходил через Золотые ворота. (Владимир) Здесь находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. (Сергиев Посад) Звоны этого города записаны на кассеты и диски. (Ростов) Этот город - «столица» русской игрушки. (Сергиев Посад) Этот город называют родиной русского театра. (Ярославль) Этот город называют городом-музеем. (Суздаль) Этот город славится своими вышивками. (Владимир) VI. Рефлексия - Что вы можете сказать о нашем путешествии? - Хотелось бы вам увидеть эти города своими глазами? - Возможно, став взрослыми, вы совершите настоящую туристическую поездку по Золотому кольцу. А пока на каникулах вы можете совершить туристические походы по своему родному краю. Это позволит вам отдохнуть с пользой, узнать много нового о своей местности, а также набраться сил для того, чтобы успешно учиться в следующей четверти - А теперь оцените работу на уроке. | Ответы детей «Путешествие по России» Познакомиться с достопримечательностями городов России. Мы должны знать о своей Родине как можно больше. Отвечают, что для урока группами выполнены задания, подобраны материалы, готовы их представить. Ответы детей (По городам Золотого кольца) Находят города, отмечают. Обсуждают, предлагают порядок изучения городов Групповая работа На северо-восток. Ученики первой группы рассказывают о городе по плану. «Лавра» - главный, самый важный монастырь. Троице – Сергиева лавра. В честь святого Сергия Радонежского Слушают, отмечают, что колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Ученики второй группы рассказывают о городе. Другие группы слушают, задают вопросы, оценивают работу группы Групповая работа по учебнику Ростовский кремль Их звон слышен на много километров. Это очень красивые эмалевые украшения. Выполняют упражнения Ученики третьей группы рассказывают о городе по плану. Другие группы слушают, задают вопросы, оценивают работу группы. Отвечают на вопросы. Ученики четвертой группы рассказывают о городе по плану. Другие группы слушают, задают вопросы, оценивают работу группы Ученики пятой группы рассказывают о городе по плану. Другие группы слушают, задают вопросы, оценивают работу группы. Отвечают на вопросы. Города расположены в форме кольца. Красивым, ценным Работа групп, ответы на вопросы. Делятся впечатлениями. Оценивают работу своей группы, свой вклад и урок в целом | Познавательные УУД: общеучебные, логические действия Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей, мнений Регулятивные УУД: планирование Коммуникативные УУД: высказывание своих мыслей, мнений Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, владение монологической и диалогической речью Познавательные УУД: общеучебные Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, владение монологической и диалогической речью Познавательные УУД: общеучебные Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, владение монологической и диалогической речью Познавательные УУД: общеучебные Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, владение монологической и диалогической речью Познавательные УУД: общеучебные Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество, высказывание мыслей. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: оценка |
Материалы к уроку
Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Я прочитала книгу о Сергии Радонежском. Из нее я узнала, что после смерти родителей Варфоломей (так его звали до принятия монашества) вместе с братом поселился в глубоком лесу недалеко от Радонежа. Братья построили келью и малую церковь, которая была освящена в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Троице-Сергиевой Лавре. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь.
На гербе этого города нарисованы стена и купол монастыря.
Сергиев Посад - «столица» русской игрушки. Здесь изготовляли игрушки разных видов. Из обычного полена делали резные игрушки.(показ) Здесь же производили механические игрушки: дама заводит граммофон, мишка ревет. Широко развивалось производство лепной бумажной игрушки из папье-маше. Особое место занимали Сергиевские куклы.
Город Ярославль стоит на реке Волге. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь.
Федор Григорьевич Волков создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. Здесь же можно увидеть театр имени Волкова.
Суздаль - это всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества , где собраны старинные постройки из дерева - церкви, избы, мельницы.
Город Владимир основал князь Владимир Мономах. Гербом города Владимира является лев - символ власти и силы. Давайте пройдемся по улицам Владимира. Парадный въезд в город когда-то проходил через Золотые ворота. Створки ворот были обиты золоченой медью. Под лучами солнца они сверкали словно золото. Пять позолоченных куполов Успенского собора видны издалека. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.
Вышивка - один из видов искусства. В прошлом вышивкой занимались девушки в каждой крестьянской семье. Во Владимирской области и сегодня работают мастерицы. Владимирские швы - крупные стежки гладью. Ведущим цветом является красный.
В 12 веке во Владимир была привезена знаменитая икона Богоматери, написанная евангелистом Лукой. От названия города икону стали называть Владимирской.
Самоанализ
открытого урока «Окружающий мир» 3 класс.
Тема урока: «Золотое кольцо России».
Урок был дан в 3 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием. Данный урок является третьим по теме «Золотое кольцо России» в разделе 6. Путешествие по городам и странам(13 часов).
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.
Задачи урока:
образовательные:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
знать достопримечательности и гербы городов,
моделировать маршрут золотого кольца,
формулировать выводы по изученному материалу,
отвечать на итоговые вопросы по теме,
оценивать свою деятельность на уроке.
развивающие:
самостоятельно находить информацию из дополнительных источников,
развивать познавательную активность, образное мышление, речь учащихся,
формировать умения слушать,
воспитательные:
воспитывать любовь к Родине, интерес к её культурно-историческому и духовному наследию,
создать условия для воспитания коммуникативных умений.
Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По результатам проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
Планируемые результаты:
обучающиеся смогут:
называть и показывать по карте города и достопримечательности,
осознать эстетическую потребность в изучении и познании истории и культуры своей страны,
описывать историческое прошлое страны.
обучающиеся научатся:
называть и различать города, гербы, рассказывать о достопримечательностях,
активно использовать речевые, информационные технологии,
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Данный урок имеет
Тип урока: систематизация и обобщение учебного материала.
Данный тип урока выбран, убеждена - верно, так как это третий (заключительный) урок по теме «Золотое кольцо России»
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: проблемный, игровой, моделирования.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир», карта России, компьютер, презентация «Золотое кольцо России».
Содержание, оборудование, организация активной мыслительно- познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, использование индивидуальных и фронтальных форм организации учебной деятельности обучаемых, применение словесных, наглядных, проблемных, интегративных и дифференцированных методов, использование игровых, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий, всё это способствовало достижению целей и задач урока, стимулировало познавательную активность и образное мышление учащихся, позволило создать на уроке комфортную среду для воспитания коммуникативных умений учащихся, позитивного диалога «учитель-ученик-учитель».
Анализ структуры урока.
Этапы урока, на мой взгляд, четко выдержаны и соблюдены, соответствуют современным требованиям, предъявляемым к структуре данного типа урока. Чётко прослеживалась структура всего урока, присутствовала научная организация учебного процесса.
Организационный момент проведён организованно, детям был задан эмоциональный настрой на предстоящий урок, в котором они сами принимали участие.
Дети привлекались к целеполаганию, сами старались определить тему и цель урока, не стеснялись высказывать своё мнение, даже если ошибались, и поэтому ребята были мотивированы на активную учебную деятельность.
При проверке домашнего задания была использована самостоятельная тестовая работа, которая носила системный и дифференцированный характер, следуя основным принципам ЛОО, так как работаю по данной теме.
Обобщение и систематизация знаний проводились от простого к сложному. Рациональное использование времени, хороший темп урока позволил привлечь к работе всех детей. На всех этапах урока осуществлялась внутрипредметная и межпредметная связь. Каждый этап урока был логически завершён, но имел связь с другими: дети сами подводили итог своей работы, анализируя учебную деятельность, учитель только давал рекомендации по исправлению ошибок.
Домашнее задание было дано с учётом познавательных и творческих возможностей учащихся, с опорой на их интересы: задания учащимся были предложены на выбор.
Учебная деятельность каждого ребёнка была оценена, оценки были выставлены и мотивированы, дети сами участвовали в анализе.
Рефлексия была проведена полно и объёмно, она показала яркое эмоциональное восприятие учебного материала. Учащиеся имеют навыки познавательной и личностной рефлексии.
Каждый этап урока имел конкретные цели и задачи, по завершении подводился итог и делались выводы.
Анализ содержания:
Так как урок заключительный, то наибольший объём работы учащиеся выполняли самостоятельно, но под руководством учителя.
Учебный материал обеспечил научность и доступность информации урока, связан с жизнью, реалистичен. Объём использованного материала, который я предложила для усвоения учащимся, считаю оптимальным, он большой, но так как класс сильный и, зная его возможности, считаю достаточным. Материал яркий, интересен детям, носит не только познавательный, обучающий, но и воспитывающий характер. Дети узнали много новых интересных и дополнительных сведений об историческом прошлом нашей Родины.
Психологическая атмосфера была, на мой взгляд, достаточно доброжелательной, располагающей к диалогу. На протяжении всего урока я старалась соблюсти нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик».
Считаю, что запланированный учебный материал урока был усвоен, это подтверждается работой учащихся на уроке. На протяжении всего урока, на всех его этапах хочется отметить высокий уровень познавательной активности учащихся: читали стихи, отвечали на вопросы, делали сообщения, с удовольствием играли.
Анализ методов:
Использование проблемного метода позволило активизировать учебный процесс, он имел не только познавательный, но и развивающий, воспитывающий характер.
Применение компьютерных технологий дало возможность для более целостного восприятия материала урока, помогло построению визуального ряда воспринимаемого, позволило разнообразить деятельность учащихся, активизировало внимание и интерес детей.
Игровой метод на уроке вовлёк всех учащихся в активную познавательную деятельность, заинтересовал их, помог активизировать мыслительную деятельность.
Использование метода моделирования способствовало развитию познавательных интересов, дети с интересом работали по карте, приобретая новые умения и навыки.
Применение фронтальных и индивидуальных форм работы позволили каждому учащемуся проявить свои способности, знания, уровень развития речи, умения не только говорить самому, но и слушать товарищей, давать оценку действиям.
Дифференцированный метод проверки опорных знаний позволил раскрыть индивидуальные познавательные возможности каждого ребёнка, проверить уровень ранее изученного материала, создал оптимальную образовательную среду для самореализации ребёнка.
Анализ работы:
Я считаю, что выбранные мною тип урока, методы и формы организации учебной деятельности были оптимальны, соответствовали требованиям, предъявляемым к современному уроку и поэтому достаточно эффективными. Моим деткам это нравится, они всегда с удовольствием работают на уроках такого плана.