МОУ «Малореченская школа» г. Алушты
Конспект урока
окружающего мира по теме

1 класс
Учитель начальных классов
Селиванова Татьяна Александровна
2016г.
Урок . Откуда берутся снег и лёд?
Цели деятельности учителя: исследовать свойства снега и льда; продолжить практические исследования природных объектов и явлений; развивать интерес к познанию окружающего мира.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать форму снежинок и отображать ее в рисунках; получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах льда и снега; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают
1
информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Образовательные ресурсы: презентация на тему «Откуда берутся снег и лёд?» [Электронный ресурс].
Сценарий урока
Организационный момент:
Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
а) Подготовка рабочего места.
б) Повторение изученного материала.
Учитель. О чем говорили прошлом уроке?
Ученики. О реках и морях.
Учитель. Откуда же берут начало реки и куда впадают?
Ученики. Исток - это начало реки, а впадают они в другие реки или моря.
Постановка учебной задачи.
На доске иллюстрация зимнего пейзажа.
Учитель. Какое время года изображено на картине?
Ученики. На картине зима.
Учитель. А по каким признакам вы определили, что на картине зима?
Ученики. Снег, деревья без листьев, лед на лужах.
Учитель. Вспомните, где вы видели снег и лёд. Откуда они берутся ?.
Ответить на это т вопрос вы сможете с помощью загадок..
Работа по учебнику (с. 68).
Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о свойствах снега и льда; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.
2
Учитель. Ребята. Снеговик нам загадает загадки, отгадайте их. (Чтение загадок, с. 68.)
Ученики. Снег и лед.
Учитель. А где образуется снег?
Ученики. В небе, в облаках.
Учитель. А вот поэт В. Мусатов ответил на этот вопрос так:
Туча по небу гуляла И случайно задремала.
Ветры буйные на воле Увидали: туча спит,
Как перину,
Распороли - И оттуда пух летит...
Пух летит - В глазах рябит,
А поймаешь - холодит.
Учитель. Что это за пух?
Ученики. Снежинки.
Учитель. Поднимите руку, кто видел снежинки? На что они похожи? Ученики. На звездочку, на цветочек.
Учитель. Отгадав загадки и прослушав стихотворение, о чём вы узнали? Ученики. Узнали "Откуда берутся снег и снежинки".
IV. Самостоятельная работа.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные УУЦ: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Физкультминутка
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Первые снежинки Что вот-вот настанут
В воздухе кружатся, Зимние деньки.
Упадут на землю. Что пора готовить
Но не залежатся. Лыжи и коньки,
3
Первые снежинки –
Первые снежинки На руке растают .. Холодят, волнуют И напоминают,
Что пора готовить
Санки детворе.
И каток, и горку
Делать во дворе...
От зимы привет,
Словно проверяет:
Ждете или нет.
В. Мусатов
V. Практическая работа в паре.
Выполним опыты со снегом и льдом, (учебник с 68)
-С помощью учебника сформулируйте цель опытов.
-Рассмотрите и назовите предметы оборудования.
-О каждом выполненном опыте расскажите по плану:
-а) что делали; б) что наблюдали; в) какой сформулировали вывод.
-Обобщите выводы о свойствах снега и льда.
Регулятивные У УД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные УУД: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.
(На столе учителя стакан с подтаявшим льдом, снегом)
Ребята, назовите учебные задачи, которые нам нужно выполнить:
-Изучим свойства снега льда.
Будем учиться проводить опыты.
Уч-ль. Узнаем лексическое значение слова -прозрачный.
Прозрачный-пропускающий сквозь себя свет.
По рисункам-заданиям проделайте опыты. Используйте слова- помощники: хрупкий, бесцветный, прозрачный, тают, вода.
На столе учителя стаканы с подтаявшим снегом и льдом
4
Опыт № 1
Сожмите в одной руке немного снега, а в другой - кусочек льда. Что вы можете сказать?
Вывод:
Снег сжимается, он - рыхлый Лёд не сжимается, он - плотный
Опыт №2
Сравните снег и лёд по цвету с листками цветной бумаги Вывод:
Снег - белый. Лёд - голубой.
Опыт №3
Положите на картонку комочек снега и кусочек льда.
Вывод:
Снег непрозрачный. Лёд прозрачный
Опыт №4
Подержите снег и лёд в руках. Что происходит?
Вывод:
Снег и лёд тает под действием тепла, превращается в воду.
Опыт №5
Положите в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега.
Что вы наблюдаете?
Вывод:
Снег и лёд не тонет, они легче воды.
-Оцените результаты работы (достигнута ли цель опытов).
-Сообщите ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.
5
Свойства снега и льда
Снег | Лёд |
Белый Непрозрачный Рыхлый Тает, превращается в воду Легче воды | Бесцветный Прозрачный Плотный Тает, превращается в воду Легче воды |
Вывод: научились проводить опыты по исследованию снега и льда.
Изучили свойства снега и льда.
Работа по карточкам (в паре)
Учитель. Соедините стрелками свойства снега и льда.
Рыхлый Непрозрачный
Белый Лёд Снег Хрупкий
Прозрачный Бесцветный
Работа в рабочей тетради.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Учитель. Рассмотрите фотографии (с 46-47)
Итоги урока.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Учитель. Что нового узнали на уроке? А что не знали?
Ученики. Откуда берутся снег и лед.
Учитель. Что же такое снег и лед?
Ученики. Снег и лед - это замерзшая вода.
Учитель. Чему научились?
Ученики. Научились проводить опыты по исследованию снега и льда.
Узнали что снег и лёд легче воды.
Рекомендации родителям: в рабочей тетради дорисовать с детьми снежинки,
наблюдать форм) снежинок и отображать её в рисунке.
6