Предмет: окружающий мир
Класс 3 класс. УМК «Школа России»
Тема урока: В царстве грибов
Тип урока: изучение нового
Цель урока: познакомить учащихся с царством грибов.
Задачи:
Предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
Метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для формирования УУД:
Личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты:
понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
познакомиться со строением грибов;
научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями; раздаточный материал с изображением контуров грибов; тестовые задания; компьютер; презентация.
Ход урока.
I.Мотивация к учебной деятельности.
-Поздоровайтесь.
-Улыбнулись друг другу.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
II.Повторение изученного.
1. Повторение пройденного.(У одних детей вопросы у других ответы. (Приложение 1.)
- А чтобы узнать тему нашего урока, разгадаем кроссворд. (слайд 1)
(Загадка появляется при нажатии на стрелку напротив нужных клеток, после отгадывания при нажатии на эту же стрелку появляется слово-разгадка.)
(После разгадывания последнего слова учитель спрашивает детей)
- Как одним слово назвать всех живых существ, названных в кроссворде? (животные).( При нажатии последней стрелки появляется слово «Животные»)
- Каких животных мы вспомнили?
-К каким группам они принадлежат? (гусь – птица, улитка – моллюск, остальные – звери).
III.Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока.
-Догадайтесь, в путешествие по какому царству мы отправимся?
- Если вы внимательно посмотрите на кроссворд, то узнаете тему нашего урока. (Грибы)
(При нажатии на стрелку возле последнего слова появляется вертикальная стрелка и выделяется слово «Грибы».)
-Так какая тема нашего урока?
-А что бы вы хотели узнать о грибах? ((Какие грибы, где растут, можно ли их есть, кто питается ими, чем полезны лесу, как прекрасно собирать грибы.)
– Какие бывают грибы?
– Где растут?
– С кем дружат?
– Для чего нужны грибы?
– Вот на эти вопросы мы и будем искать ответы. На уроке мы обсудим следующие вопросы:
– Рассмотрим строение гриба.
– Поговорим о том, какие бывают грибы.
– Какую роль в жизни леса играют грибы.
– В конце урока нам предстоит ответить на контрольный вопрос:
грибы – враги или друзья?
– Для этого вы должны внимательно слушать, активно работать на уроке. Мы с вами виртуально отправляемся на лесную поляну.
-У вас на столе таблички (Приложение 2). Заполните первую вертикальную колонку знаком «+», если вы это знаете и знаком « - », если не знаете
-А конце урока заполните вторую вертикальную колонку и посмотрите пополнились ли ваши знания, или нет.
- Сегодня мы будем говорить о грибах.
- Но сначала проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. У вас на столе лежит таблица. У некоторых «Растения», а у других «Животные». Вы должны заполнить таблицу.
(Одни пары заполняют признаки растений другие животных).
-Кто выполнит первыми - поднимите руку.
(Работа в парах. Приложение 3.)
План исследования:
(Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
Могут ли передвигаться самостоятельно?
Какие условия нужны для роста и развития?)
- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 3)
- А что мы знаем о животных? (слайд 4)
- На уроке эти таблички нам понадобятся.
IV. Актуализация знаний.
Изучение нового материала. Постановка проблемы.
- А в какое царство вы отнесете грибы – растения или животные? Обоснуйте свой ответ.
(слайд 5)
( По щелчку появляется вопрос.)
- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать. Может, вы хотите что-то спросить у меня? (К какому царству относятся грибы?
И почему?)
(слайд 6).
- Вот на эти вопросы мы и найдем ответы сегодня на уроке.
1. Строение гриба.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о строении гриба, но сначала прочитайте информацию в учебнике на с.112 .
-Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка, грибница) –
слайд 7
- А если мы заглянем под шляпку, то на какие группы мы сможем разделить грибы, в зависимости от строения шляпки?
(слайд 8)
-Почему они так называются?
( -Пластинчатые – нижняя часть шляпки состоит из пластинок, а у трубчатых – похожа на губку).(Валя)
2.Новое знание. Рассказ учителя с элементами беседы.
-- Прочитайте всё на с.112, 113.
-Что такое грибница?
– Грибница – это и есть сам гриб.
А мы собираем плодовые тела грибов или сам гриб?
-- Под землёй от ножки гриба тянутся в разные стороны тонкие белые нити.
Это грибница. Грибница растет более 100 лет, плодовое тело вырастает за 3–7 дней.
--Что всасывает грибница из почвы?
(Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
--Грибы могут сами производить питательные вещества? ( Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения.)
-- Поэтому какой вывод можно сделать? (Их нельзя отнести к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов.)
--Откуда они поглощают питательные вещества?
(Грибы поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых остатков растений и животных.)
--И чему они способствуют?
(При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
( слайд 9)
- Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
-Из чего состоят шляпочные грибы?
(Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик. )
(слайд 10)
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
(слайд 11) (Рассказывает Ульяна.)
- А вот это – грибы-карлики
(слайд 12, 13)(Рассказывает Катя .)
(РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) СЛАЙД 14
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы – с.113.
СЛАЙД 15
-Почему они занесены в Красную книгу?
( Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко.)
Физминутка «Грибы»
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
– Многие грибы дружат с определенными видами деревьев и часто селятся под ними. Такая «дружба» полезна и грибам, и деревьям. Грибница оплетает корни дерева и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Если грибницу боровика перенести на грядку, то плодовое тело расти не будет потому, что рядом нет сосны или ели.
--С кем дружат грибы?
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ в природе.
3.Съедобные и несъедобные грибы.
-На какие две группы делятся грибы? (съедобные и несъедобные)
(Слайды 16,17.)
-Прочитайте информацию на с.114 и поработайте в парах. (на столах таблички - приложение 4)
(Работают в парах, сверяем информацию с доской.)
(Дети рассказывают о грибах. (Мухомор, белый гриб и бледная поганка)
(Кира, Егор, Лиза.)(СЛАДЫ 18,19,20)
Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем, –
Крылья сложили вперёд.
- А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя.»
(слайд 21)
-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
Слайд 22.
- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения)
- А давайте вспомним, что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)
(слайд 23)
- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)
- А грибам свет не требуется? –Нет. Они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами.)
- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) (СЛАЙД 24)
- Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах)
- Давайте прочитаем учебник на странице 112,113. Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)
- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они… не растения, но может тогда они животные?
- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться)
.СЛАЙД 25
-Так можно их отнести к растениям или животным? (нет)
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.
СЛАЙД 25
- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 25 (по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)
Физкультминутка
«ВЕТЕР »
V.Обобщение знаний.
- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку? (Слайд 26)
- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их аккуратно.
(ТЕСТ,проверка )слайд №27 ( Проверка по доске)
(Заполняют таблички на конец урока)
Самооценка- таблички с мордашками.
СЛАЙД № 28
(Дом.з. на столах.)
VI.Итог урока.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Что было трудно?
Грибы это враги или друзья?
Так почему грибы не относятся ни к царству растений ни к царству грибов?