Урок окружающего мира "В царстве грибов"
Тема: В царстве грибов.
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – путешествие
Цель урока:
познакомить обучающихся с особым царством природы - грибами.
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся с разнообразием грибов, строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни людей, способами различения съедобных и несъедобных грибов (на примере своей местности), правилами сбора;
2) развивающая: содействовать развитию умения устанавливать причинно - следственные связи, расширению кругозора обучающихся;
3) воспитательная: содействовать формированию бережного отношения к природе и своему здоровью.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, А. А. Плешаков, предметные картинки, корзинки, грибочки для рефлексии, карточки для работы в группах, парах.
Ход урока
І. Организационный момент
— Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас третий год учу.
И верно, что каждого ждёт свой успех,
Душою болею за вас за всех.
Минутка синоптика
Погоду нужно наблюдать
И всё о ней нам рассказать.
ІІ. Актуализация опорных знаний
-Начну наш урок словами, которыми начинаются сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
-Какие царства живой природы вы знаете? (растения, животные)
- Сегодня к нам на урок пришел Старичок-Лесовичок с загадкой.
Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб.)
– Старичок-Лесовичок предлагает совершить путешествие ещё в одно царство природы- в мир Грибного царства.
ІІІ. Целеполагание:
-Как вы думаете, что можно узнать, путешествуя по грибному царству?
(высказывания детей)
Из этого путешествия вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, узнаете строение грибов.
- узнаем о разнообразии грибов, их строении;
-выясним роль грибов в природе и жизни людей;
-научимся различать съедобные и несъедобные грибы;
-познакомимся с правилами сбора грибов.
ІV. Изучение нового материала
Лесовичок решил Вас проверить. Он хочет узнать, знаете ли вы грибы . Отгадайте его загадки.
1. Группировка грибов
1. Загадки.
Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.
(Подберёзовик)
Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.
(Подосиновик)
Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)
- Действительно хороши грибочки. В наших лесах растут грузди, белые грибы, рыжики, свинушки, сыроежки, подберёзовики, лисички, подосиновики, шампиньоны.
- Назовите их одним словом. (Съедобные грибы).
- А про этот гриб забыли!
(загадка открывается, отгадка - мухомор)
Под зелёной ёлкой
Спрятался Ермолка.
На красной одёжке.
Белые горошки.
- Что же мы его не сорвали? Посмотрите, какой он красивый и нарядный!
Гриб с яркой красной шляпкой и с белыми пятнами – один из красивейших лесных жителей, но при этом является и самым ядовитым. Но, если для кого-то этот красавец представляет смертельную опасность, то для оленей и лосей он служит лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости, эти крупные животные легко находят нужный гриб и с удовольствием его съедают.
- Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Ответы детей)
К несъедобным грибам относятся: мухомор, бледная поганка.
Старичок – Лесовичок очень доволен вашими знаниями и готов помочь вам узнать много нового и интересного о Царстве грибов.
Работать мы сегодня будем в лесных лабораториях.
Эксперты, пользуясь разными источниками, узнают, что такое грибы и сообщат об этом классу.
«Биологи» - изучат строение грибов.
«Грибники» расскажут, где можно найти в лесу грибы.
«Наблюдатели» познакомят с ловушками, которые могут встретиться при сборе грибов.
«Экологи» узнают, какое значение имеют грибы в природе, о правилах сбора грибов.
«Медики» расскажут о том, что может произойти, если не придерживаться этих правил.
И приготовят выступление. Инструкции, рабочие листы и необходимое оборудование у вас на столах. Для работы – 10 минут.
Физкультминутка. «Белый гриб».
- Пора идти за грибами. Проведём физкультминутку.
Мы шли, шли, шли,
Белый гриб нашли.
Раз — грибок, два — грибок -
Положили в кузовок
Проверка задания
1 группа – эксперты-биологи «Вот и шляпка, вот и ножка» - строение шляпочных грибов.
Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве – это подземная часть гриба, состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы.
-Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.
Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.
- Около 120 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 видов опасны для человека.
- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы .
2 группа – эксперты-грибники «По грибы мы в лес пошли»
- Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)
- Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.
Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.
Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.
Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.
Подберезовик ищи под березами.
Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.
Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.
Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.
В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.
Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.
А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.
3 группа – эксперты-наблюдатели «Лесные ловушки»- знакомство с грибами- двойниками . Работа с учебником.
Сообщения о плесневых грибах и дрожжах
– Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб – мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.
Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.
Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.
Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.
– К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.
4 группа – эксперты-экологи «Грибы собирай - правила соблюдай»
Работа с учебником.
1.Когда ищешь гриб, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку. | Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть. |
2.Надо гриб срезать ножиком, нельзя выкручивать из земли. | Чтобы не повредить грибницу. |
3.Нельзя собирать грибы, которые не знаешь. | Среди них могут оказаться ядовитые. |
4.Не надо брать старые грибы. | В них может быть опасный для человека яд. |
5.Не уничтожай несъедобные грибы. | Они нужны лесу. Ими лечатся такие животные, как лось |
5 группа – эксперты-медики «Тихая охота»
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать «скорую помощь» по телефону …. «103».
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для
исследования в лаборатории.
4. И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!
V. Закрепление изученного материала.
Работа в парах «Почему грибы так назвали?
Соотнесите название грибов с их описанием. На какие две группы можно разделить все грибы?
Волнушка | Мух ловит. Отрава для людей и мух. |
лисичка | Можно есть сырыми |
маслёнок | Растёт под берёзами |
мухомор | За цвет |
опёнок | По краям шляпки – волны |
подберёзовик | Шляпка словно маслом помазана |
подосиновик | Растут семейкой кажутся рыжими по цвету |
сыроежка | Растёт под осинами |
белый гриб | Вокруг пня растёт |
рыжик | Мякоть белого цвета |
VІ. Итог урока
– Путешествие по царству грибов подошло к концу. Старичок – Лесовичок напоминает вам, чтобы вы помнили правила будущего эколога и выполняли их. Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.
- Давайте протопчем экологическую тропинку к нашему грибочку.
Рефлексия: давайте посмотрим, как же мы работали на уроке. Выберите и продолжите любое высказывание: (Предложения записаны на доске)
А сейчас грибочек в корзинки положи и свою работу оцени
Зелёная - я очень хорошо работал на уроке
Желтая - не очень хорошо работал на уроке
Красная - я плохо работал на уроке
Зима, весна, лето, осень
Чудеса всегда приносят,
Но грибы, что дарит лес-
Это чудо из чудес!
Ну, а сейчас скажем:
До свиданья, лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
А вы, ребята...
Варите, солите и жарьте грибы.
Только грибницу не трогайте вы.
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее - и не будет другой.
VІІ. Домашнее задание
С. 112-116, прочитать, ответить на ?
- по желанию: сообщение о редких, необычных грибах.