СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Тема: В царстве грибов. Урок - путешествие. 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "В царстве грибов"»

Урок окружающего мира "В царстве грибов"

Тема: В царстве грибов.

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – путешествие

Цель урока:

познакомить обучающихся с особым царством природы - грибами.

Задачи урока:

1) образовательная: познакомить обучающихся с разнообразием грибов, строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни людей, способами различения съедобных и несъедобных грибов (на примере своей местности), правилами сбора;

2) развивающая: содействовать развитию умения устанавливать причинно - следственные связи, расширению кругозора обучающихся;

3) воспитательная: содействовать формированию бережного отношения к природе и своему здоровью.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс, А. А. Плешаков, предметные картинки, корзинки, грибочки для рефлексии, карточки для работы в группах, парах.

Ход урока

І. Организационный момент

— Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас третий год учу.

И верно, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Минутка синоптика

Погоду нужно наблюдать

И всё о ней нам рассказать.

ІІ. Актуализация опорных знаний

-Начну наш урок словами, которыми начинаются сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

-Какие царства живой природы вы знаете? (растения, животные)

- Сегодня к нам на урок пришел Старичок-Лесовичок с загадкой.

Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб.)

– Старичок-Лесовичок предлагает совершить путешествие ещё в одно царство природы- в мир Грибного царства.

ІІІ. Целеполагание:

-Как вы думаете, что можно узнать, путешествуя по грибному царству?

(высказывания детей)

Из этого путешествия вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, узнаете строение грибов.

- узнаем о разнообразии грибов, их строении;

-выясним роль грибов в природе и жизни людей;

-научимся различать съедобные и несъедобные грибы;

-познакомимся с правилами сбора грибов.

ІV. Изучение нового материала

Лесовичок решил Вас проверить. Он хочет узнать, знаете ли вы грибы . Отгадайте его загадки.

1. Группировка грибов

1. Загадки.

Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.
(Подберёзовик)

Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.
(Подосиновик)

Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

- Действительно хороши грибочки. В наших лесах растут грузди, белые грибы, рыжики, свинушки, сыроежки, подберёзовики, лисички, подосиновики, шампиньоны.

- Назовите их одним словом. (Съедобные грибы).

- А про этот гриб забыли!

(загадка открывается, отгадка - мухомор)

Под зелёной ёлкой
Спрятался Ермолка.
На красной одёжке.
Белые горошки.

- Что же мы его не сорвали? Посмотрите, какой он красивый и нарядный!

Гриб с яркой красной шляпкой и с белыми пятнами – один из красивейших лесных жителей, но при этом является и самым ядовитым. Но, если для кого-то этот красавец представляет смертельную опасность, то для оленей и лосей он служит лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости, эти крупные животные легко находят нужный гриб и с удовольствием его съедают.

- Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Ответы детей)

К несъедобным грибам относятся: мухомор, бледная поганка.

Старичок – Лесовичок очень доволен вашими знаниями и готов помочь вам узнать много нового и интересного о Царстве грибов.

Работать мы сегодня будем в лесных лабораториях.

Эксперты, пользуясь разными источниками, узнают, что такое грибы и сообщат об этом классу.

«Биологи» - изучат строение грибов.

«Грибники» расскажут, где можно найти в лесу грибы.

«Наблюдатели» познакомят с ловушками, которые могут встретиться при сборе грибов.

«Экологи» узнают, какое значение имеют грибы в природе, о правилах сбора грибов.

«Медики» расскажут о том, что может произойти, если не придерживаться этих правил.

И приготовят выступление. Инструкции, рабочие листы и необходимое оборудование у вас на столах. Для работы – 10 минут.

Физкультминутка. «Белый гриб».

- Пора идти за грибами. Проведём физкультминутку.

Мы шли, шли, шли,

Белый гриб нашли.

Раз — грибок, два — грибок -

Положили в кузовок

Проверка задания

1 группа – эксперты-биологи «Вот и шляпка, вот и ножка» - строение шляпочных грибов.

Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве – это подземная часть гриба, состоит он из белых тонких ветвящихся нитей – грибницы.

-Грибница всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами.

Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.

- Около 120 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 видов опасны для человека.

- Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы .

2 группа – эксперты-грибники «По грибы мы в лес пошли»

- Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)

- Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.

Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Подберезовик ищи под березами.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.


3 группа – эксперты-наблюдатели «Лесные ловушки»- знакомство с грибами- двойниками . Работа с учебником.

Сообщения о плесневых грибах и дрожжах

– Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб – мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.

Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.

Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.

Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.

– К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.

4 группа – эксперты-экологи «Грибы собирай - правила соблюдай»

Работа с учебником.


1.Когда ищешь гриб, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку.

Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.

2.Надо гриб срезать ножиком, нельзя выкручивать из земли.

Чтобы не повредить грибницу.

3.Нельзя собирать грибы, которые не знаешь.

Среди них могут оказаться ядовитые.

4.Не надо брать старые грибы.

В них может быть опасный для человека яд.

5.Не уничтожай несъедобные грибы.

Они нужны лесу. Ими лечатся такие животные, как лось


5 группа – эксперты-медики «Тихая охота»

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно  

    вызвать «скорую помощь» по телефону …. «103».

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

    Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

    Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

    В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для  

    исследования в лаборатории.

4. И вообще! (грозит пальцем) Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

V. Закрепление изученного материала.

Работа в парах «Почему грибы так назвали?

Соотнесите название грибов с их описанием. На какие две группы можно разделить все грибы?

Волнушка

Мух ловит. Отрава для людей и мух.

лисичка

Можно есть сырыми

маслёнок

Растёт под берёзами

мухомор

За цвет

опёнок

По краям шляпки – волны

подберёзовик

Шляпка словно маслом помазана

подосиновик

Растут семейкой кажутся рыжими по цвету

сыроежка

Растёт под осинами

белый гриб

Вокруг пня растёт

рыжик

Мякоть белого цвета


VІ. Итог урока

– Путешествие по царству грибов подошло к концу. Старичок – Лесовичок напоминает вам, чтобы вы помнили правила будущего эколога и выполняли их. Многие тайны леса уже раскрыты. Другие ещё ждут своих исследователей. Главное, не забывать, что в лес ходили наши прабабушки и прадедушки, и люди, жившие сотни лет до них. Хочется сберечь лесные богатства и для будущих поколений. Для этого надо не так уж и много. Нужно просто любить лес.

- Давайте протопчем экологическую тропинку к нашему грибочку.

Рефлексия: давайте посмотрим, как же мы работали на уроке. Выберите и продолжите любое высказывание: (Предложения записаны на доске)

А сейчас грибочек в корзинки положи и свою работу оцени

Зелёная - я очень хорошо работал на уроке

Желтая - не очень хорошо работал на уроке

Красная - я плохо работал на уроке

Зима, весна, лето, осень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес-

Это чудо из чудес!

Ну, а сейчас скажем:

До свиданья, лес!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем.

А вы, ребята...

Варите, солите и жарьте грибы.

Только грибницу не трогайте вы.

Она словно нить глубоко под землей,

Испортишь ее - и не будет другой.

VІІ. Домашнее задание

С. 112-116, прочитать, ответить на ?

- по желанию: сообщение о редких, необычных грибах.






Скачать

© 2018 378 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!