Урок по окружающему миру в 3 классе на тему:
«Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ»
27.09.16
Тема урока: Тела, вещества, частицы, разнообразие веществ.
Цель: 1. Формирование понятий о телах, веществах, частицах.
2. Формирование представления о том, что все вещества состоят из частиц.
3. Развитие исследовательских мыслительных процессов.
ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, гвоздь, ложка, линейка, гранит, марганец, вода в ёмкости, рисунки-отгадки, пробирка, воздушный шарик.
ХОД УРОКА:
Организационный момент: Отгадайте загадки.
(Учитель предлагает детям рисунки-отгадки выставить на доске)
Сидит бык, у него шесть ног – и все без копыт. (жук)
Без языка, без голоса, а всё расскажет. (книга)
Маленький Ивашка, красная рубашка,
Где носом ткнет, там черту проведет. (карандаш)
Мохнатенька, усатенька, сядет – песенки поёт. (кот)
Серовато, зубовато – по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк)
Тонка, длинна, одноуха, остра, всему миру красна. (игла)
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (река)
Белая морковка зимой растёт. (сосулька)
Поднялись врата, всему миру красота. (радуга)
Посмотрите на картинки. Все эти предметы и живые существа называют телами. Тела бывают естественными и искусственными, т.е. сделанными руками человека.
Разделите эти тела на две группы. Придумайте ещё несколько предметов – тел.
Кто сделал искусственные тела? Из чего? Давайте заполним таблицу:
тела
вещества | |
Стакан Гвоздь Ложка Линейка Капля | Стекло Железо Алюминий Дерево Вода |
Посмотрите на кусочек гранита. Из каких веществ состоит гранит, как вы думаете?
Ученики убеждаются, что он состоит из нескольких веществ: кварц, слюда, полевой шпат. Рассмотрите отдельные образцы составляющих гранит веществ. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: все тела состоят из веществ. Назовите тела, которые образованы разными веществами.
Работа с учебником:
Стр.34 – 35 (до выделенных слов)
Посмотрите на таблицу ещё раз. Назовите вещество, состояние которого качественно отличается от других. Правильно, это вода!
Вещества могут находиться в трёх состояниях: твёрдые тела, жидкости, газы.
Попробуйте сжать, смять крышку стола. Удалось ли это? А возможно ли изменить форму воды? Учитель показывает детям стакан с водой. Переливает в пробирку или мензурку. Что произошло? Какой вывод можно сделать?
Вывод: жидкость принимает форму сосуда.
Кто желает надуть воздушный шарик? Какое вещество для этого используется? (углекислый газ, который мы выдыхаем из лёгких) Что происходит с шариком? Что произойдёт, если надувать шарик ещё больше? Почему? Прочитайте текст на стр. 35 до конца.
Почему одни тела меняют форму легко, а другие с трудом? Прочитайте текст на стр. 36 (1 – 2 абзац).
Опыт: растворение марганца в воде. Цель: доказать, что вещества состоят из частиц-молекул.
Демонстрация опыта: нальём в стакан воды. Это однородное вещество. Всыплем в воду несколько кристалликов марганца. Это тоже однородное вещество. Сначала марганец лежит на дне стакана, потом молекулы марганца начинают распределяться между частицами воды. Цвет воды начинает изменяться. Отольём немного окрашенной воды и добавим в мензурку чистой. Цвет стал бледнее. Почему? В стакане увеличилось число молекул воды.Вывод: вещества состоят из невидимых частиц.
Рассмотрите рисунок с изображением частиц твёрдого, жидкого и газообразного вещества на странице 36. Обратите внимание на промежутки между частицами веществ.
Использование ИКТ: посмотрите на экран и определите, какое это тело, из чего оно состоит? Сначала в презентации я вам буду подсказывать, а потом вы будете определять это самостоятельно. Показ презентации.
Приблизительные ответы учащихся:
Слайд 3. – Айсберг – тело, состоит из воды в твёрдом состоянии.
Слайд 4. – Снеговик – тело, из воды в твёрдом состоянии. Шуба – искусственное тело, состоит из искусственных и растительных волокон.
Слайд 5. – естественные тела – озеро, горы.
Слайд 6. Ключ и кольцо – тела, могут состоять из веществ золото, сталь, серебро, железо, медь, алюминий.
Слайд 7. Естественные тела – горы, скалы, озеро, водоросли, камни, море, облака.
Слайд 8. Облако и снежинки – естественные тела, кастрюля и мяч – искусственные, состоят из резины и железа.
Слайд 9. Космическое тело. Естественное.
Слайд 10. Ножницы – тело, состоит из железа, самовар – тело, из никеля или стали, карандаш – тело, из дерева.
Слайд 11. Естественные тела – водопад, песок, камни, барханы, растения.
Слайд 12. Статуя – искусственное тело из камня или глины. Водопад и растения – естественные тела.
Слайд 13. Гвоздь – искусственное тело, из железа. Ваза – искусственное тело, из металла. Арбуз – природное тело, растение.
Слайд 14. Природные тела – скалы. Песок.
Слайд 15. Женские украшения – искусственные тела, из металлов. Свеча – тело, из воска или парафина. Подсвечник – искусственное тело, из металла.
Слайд 16. Молекула железа в Брюсселе, столице Бельгии.
Слайд 17. Посуда – искусственные тела, из фарфора. Буратино – тело, из дерева.
Слайд 18. Фонарь, корабль, памятник – искусственные тела, из железа, бетона.
Итог урока: что называют телом? Из чего состоят тела? Из чего состоят вещества?
Оцените своё настроение и старание на уроке по таблице.
Слайд 19. Таблица настроения на уроке.
Заполни её.
Домашнее задание: слайд 20.
Выучить стр. 34-35 в учебнике, прочитать стр.38.
Подобрать картинки тел, выяснить из чего состоят данные тела. Вырезать. Наклеить в тетрадь. Подписать.
Выставление оценок, запись домашнего задания в дневник.