СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Куликовская битва.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Куликовская битва

Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Формирование УУД:                                                                                 познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной и письменной форме;                                                                    коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;                                                      регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;                                личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема: Куликовская битва.»


Учитель: Шангина С.М.

Урок по окружающему миру в 4 классе "В"

Дата проведения: 11.03.16

Тема: Куликовская битва

Цель: сформировать представления о подвигах защитников Руси.

Формирование УУД:  познавательные – осознанно и произвольно строить речевые высказывание в устной и письменной форме;  коммуникативные- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;  личностные – проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование: видеофильм, карточки для индивидуальной работы, тест, слоги ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актулизация знаний.

Блицопрос.

  • Почему северо-восточные земли были более безопасными для жизни?

  • Как возникли монастыри?

  • Как назывался монастырь около города Радонежа?

  • Что получили московские князья в наследство от Ивана Калиты?

Индивидуальные задания по карточке.

Карточка1.

Чем прославился в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?

Карточка 2.

Какую роль сыграли личные качества Ивана Калиты в успехе его правления?




Тест.

1. Какое прозвище дал народ князю Ивану Даниловичу?

а) Невский б) Долгорукий в) Калита


2. Какой город стал при Иване Даниловиче центром Русского княжества?

а) Киев б) Москва в) Ростов


3. Что такое калита?

а) большая калитка б) кошелёк с деньгами в) головной убор


4. Как изменилась территория Московского княжества при Иване Калите?

а) не изменилась

б) стала больше, чем была

в) стала меньше, чем была


3. Постановка проблемы урока.

- С каким событием можно соотнести эту дату?

1380 год

Составьте из слогов слово ЛИ, КУ, КА, КОВС, Я и вы узнаете название битвы.

Куликовская

Целеполагание.

- На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С кем была битва? Почему она произошла? Где она была? Как происходил ход битвы? Кто победил в этой битве?

4. Открытие нового знания.

В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Руси гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский. Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому.  Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: « Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил « Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябя. И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

Физкультминутка.

Настало утро 8 сентября 1380 года. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Дмитрий Иванович решил принять участие в сражении, переодевшись в одежду простого воина, встал во главе войска.  Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов –богатырей. Что такое поединок?( найдите в толковом словаре объяснение этого слова).Этот вызов принял богатырь Пересвет. « С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга. И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».

Давайте осмотрим ход Куликовской битвы. ( карта учебника)

- Одним из первых пал на поле брани любимы друг Дмитрия, принявший обличие князя. А что же великий князь? Князь Дмитрий Иванович был тяжело ранен.

Итоги Куликовской битвы.
Дорогой ценой досталась победа в Куликовской битве. К чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на поле Куликовом. Со славой возвращались полки с Куликова поля. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение, на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.


5. Первичное закрепление нового материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Задание 1(с. 24)

Назовите имена исторических личностей по их описанию.

(Александр Невский, Дмитрий Донской)


Задание 2. Работа в парах.

Назовите выбранные вами ответы. ( Дон, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380г., Мамай, победа русских войск)


Задание 3 (с.25) Разгадайте кроссворд

По горизонтали: 6. Куликово. 9. Сергий. 10. Дмитрий. 11. Ослябя. По вертикали:1. Челубей. 2. Калита. 3. Москва. 4. Донской. 5. Непрядва. 7. Мамай. 8. Пересвет. )

6. Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа по вопросам.

Что послужило причиной похода Мамая на Русь?

Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

Где произошла битва?

Какое значение имела Куликовская битва?

Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они – честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.


Закончим наш урок словами поэта и военного лётчика А. А. Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справиться с тобой!

7.Рефлексия.

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Какими словами вам бы хотелось закончить урок?

8. Домашнее задание.

1. Прочитать текст на с. 70-74.

2. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!