1. Мотивация учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует. Организует проверку рабочего места. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: пенал, дневник, учебник и рабочая тетрадь. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Прочитайте стихотворение и скажите, что хотел донести автор? Седой истории страницы, Нарушив вечности покой, Листаем трепетной рукой. Мелькают даты, чьи-то лица, Цари, сраженья, полководцы, Триумф победы, шумный пир, Тот — в битве пал, а тот — кумир, Там — покорились инородцы, А здесь — защитника державы встречают, чествуя по праву. И летописец спину гнёт, Ведя событьям славным счёт. - Важно ли изучать историю? Где нам пригодятся наши знания? Предлагаю доказать, что знание истории важно. | Приветствуют. Проверяют готовность к уроку. Читают стихотворение. Отвечают на вопрос. | | К.: соблюдать правила ведения диалога. К.: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию опорных знаний по прошлой теме. - Что в переводе с древнерусского означает слово «калита»? Какие земли Руси стали более безопасными для жизни? В каком веке возник Троицкий монастырь? Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества? Что должен был выплачивать русский народ хану Золотой Орды? Что является символом власти? Что разрешил делать хан Золотой Орды Ивану Калите? Организует затруднение. - Скажите года Куликовской битвы. | Отвечают на вопросы учителя. - Кошель. - Северо-восточные. Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь, Ярославль. - В 14 веке. - Москва. - Дань. - Шапка Мономаха. - Самому собирать дань для Орды. - Не знаем. | | К.: соблюдать правила ведения диалога. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует постановку темы на урок. - Если у нас есть затруднение, то какая тема урока? Организует постановку цели на урок. - Какую мы поставим перед собой цель? | Расшифровывают ребус. Ставят тему на урок. - Узнаем, как Русь боролась за независимость. По карте определим место Куликовской битвы. Попробуем осознать, какую роль сыграла Куликовская битва в истории России. | | П.: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует побуждающий диалог. - Вспомним с вами, что Иван Калита начинал сам собирать дань для Орды. Начинал прикупать земли для Руси и помогал обездоленным. Как вы думаете, какие цели стояли у Руси и его князя? - Какая тогда будет причина битвы? Организует работу с учебником. - Найдите на стр. 70 в 1 абзаце учебника, кто правил на то время. - Уже тогда Дмитрий Иванович стал готовиться к борьбе с Ордой. Но борьба не была с Ханом Батыем, а давайте выясним, с кем же она состоялась и почему? Прочитайте учебник 2 абзац стр. 70. - Верно. И тогда летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам хан Мамай. Посмотрим видео и ответим на вопрос. Организует просмотр видео. - Князь Дмитрий собрал на битву только свое войско, или позвал других князей на помощь? - Можем ли мы с вами сказать, что именно в этот момент Русь стала сплочённее, нежели раньше? - Как называлось поле битвы? Организует работу с картой. - Давайте найдем его на карте. Куликово поле расположено между Доном и его Притоком – рекой Непрядвой. Организует просмотр видео. - А сейчас посмотрим видео о том, как князь готовился к битве и ответим на вопросы. - Что сделал Сергий Радонежский? - Кого он дал в помощь князю? Организует просмотр видео. - А теперь посмотрим, как началась битва и как расположились русские войска. - С чьего поединка началась битва? - Зачем Дмитрий оделся в доспехи простого война? Организует просмотр видео. - Давайте посмотрим видеофрагмент сражения. - Ожидали ордынцы нападение Засадного полка? Тогда что они сделали? - Русские воины преследовали монголо-татар ещё десятки километров. Войско Мамая было полностью истреблено. Битва закончилась победой объединённого русского войска. - Как вы считаете, добилась ли Русь освобождения от Золотой Орды? - Новый хан Золотой Орды Тохтамыш через 2 года снова напал на Русь и заставил ее платить дань. -А что значит, Орда была не сломлена? -А Руси что это могло тогда дать? Каково значение битвы? - Это будет значением битвы? - В 1389 году Дмитрий Иванович умер, но он, не спрашивая разрешение в Орде разделил княжество между сыновьями. | Отвечают на вопросы учителя. - Стремление к независимости от Орды, отказ выплачивать дань. - Дмитрий Иванович не собирался признавать господство Золотой Орды и платить дань татарам. Князь Дмитрий начал готовиться к серьёзной битве, возведя вокруг Кремля надёжные каменные стены. Узнав, что Русь более не собирается платить дань, разгневанный Мамай собрал большое войско, чтобы наказать непокорную страну. Читают текст. Отвечают на вопросы учителя. Выходят к доске. Работают с картой. - Благословил Дмитрия Донского и предсказал победу. - Богатырей Пересвета и Ослябю. - Челубея с Пересветом. - Чтобы сбить с толку противника. Смотрят видео. - Нет. Принялись бежать. - Нет. - Иго не было снято. - Куликовская битва положила начало объединению русских княжеств и усилила значение Москвы. На Куликовом поле Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку. - Да. | узнают, как Русь боролось за независимость. получат возможность узнать причины и героев Куликовской битвы. | К.: соблюдать правила ведения диалога. П.: согласно данному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К.: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: воспринимать и формулировать суждения. К.: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в её познании; познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в её познании; познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в её познании; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. - Откройте свои тетради на стр. 20 и в парах выполните задание №2. Выдает материал для 3 группы. Организует работу в группах. - Первая группа выполняет первое задание. Вторая группа выполняет второе задание. Третья группа выполняет задание третье задание. Четвертая группа у вас на столе самая известная картина советского художника Михаила Ивановича Авилова. Скажите кто на ней изображен? И какой это год? («Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (1943 год)). Организует взаимопроверку по эталону. | Выполняют задание в парах. - 1. Дунай. 2. Дмитрий Донской. 3. Мамай. 4. Куликовская битва. Выполняют задание. Проверяют задание. | научатся определять на карте место Куликовской битвы. | К.: работать в группах. | познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в её познании; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу на листах с проверкой по эталону. - У каждого на парте лист с тестом. Выполните его. Ответы: А1-4, А2-3, А3-4, А4-3, В1-2, С1-12. Организует взаимопроверку по эталону. - Обменяйтесь листами и по эталону на слайде проверьте работу. | Выполняют самостоятельную работу. Обмениваются листами, проверяют по эталону. | | Р.: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Кто же всё-таки перестал повиноваться монголо-татарам и в чём это выражалось? - Да. Из-за этого и произошло сражение. Но где и когда оно состоялось? - В честь чего Князь Дмитрий получил прозвище Донской и чем так важна для русского народа была эта победа? - Давайте вернемся к плану наших действий. Все ли пункты плана мы выполнили? Достигли цели? - Важно ли изучать историю? Чему мы сегодня научились? Где мы можем использовать данные знания? | Отвечают на вопросы. - Дмитрий Иванович Донской, он решил не платить дань Золотой Орде. - На Куликовом поле, возле реки Дон, 8 сентября 1380 г. - Укрепила значение Москвы как центра объединения русских земель, утвердила авторитет московского князя и явилась важным звеном в процессе формирования централизованного Русского государства. Отвечают на вопросы учителя. | получать возможность осознать роль Куликовской битвы в истории России. | П.: формулировать выводы. К.: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. К.: соблюдать правила ведения диалога. | понимание роли Куликовской битвы в истории России. понимание роли Куликовской битвы в истории России. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Обратите внимание на слайд, вам нужно закончить предложение. 1. Было интересно... 2. Я почувствовал(а) гордость за.... 3. Сегодня я узнал(а)... 4. Я понял(а), что... Организует запись д/з. - Домашнее задание: прочитать стр. 47-50. Устно ответить на вопросы «Проверь себя»: 1,2,3,4,5. Рт. стр.20-22 № 1,3,4. | Оценивают учебную деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | | Р.: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |