Программа: Школа России. Предмет: Окружающий мир. 4 класс. УММ: А.А. Плешаков «Окружающий мир» 4 класс. Москва. «Просвещение». 2011г. Место урока: ………….урок в теме «Страницы истории Отечества». Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Куликовская битва. Цель: познакомить с важным историческим событием в жизни русского народа – Куликовской битвой. Задачи: 1)учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва; 2) учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста; 3) научатся вступать в коммуникации в группе; 4) на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ. Формируемые УУД: Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать. Оборудование: раздаточный материал на партах с текстами, таблицами, карточки 6 цветов с вопросами-заданиями, компьютер. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация занятия |
Нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и победы, и поражения. И только история должна и может дать нам правильный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?” Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. | Чтение текста обучающимися вслух. Просмотр Слайда 1. Чтение текста на слайде. |
2.Актуализация знаний |
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события , с которыми мы с вами уже познакомились. - Какую дату не соотнесли с историческим событием? | Работа в группе. Работают по карточкам . Соединяют дату с историческим событием. 1237г. Невская битва 15 июля 1240г. Ледовое побоище 5 апреля 1242г. Нашествие монголо-татар на Русь сентября 1380 г. Проверка задания. Самооценка. |
3.Целеполагание |
- На какие вопросы истории нам предстоит ответить? - | -На уроке мы ответим на следующие вопросы: С кем была эта битва? Почему она произошла? Когда была эта битва? Где она была? Как проходила битва? Кто победил в этой битве? Знакомство с планом исследования.( Слайд 2) |
4.Мотивация познавательной деятельности |
В 1380 году в Москве княжил внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской. Со времён похода хана Батыя на Русь зависимость её от Золотой Орды ослабла. Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором. 1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… | …русские уже сами собирали дань со своих земель. | 2.Со времён Ивана Калиты… | …стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. | 3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | …дань собирали монгольские баскаки. | | Обучающиеся соотносят части предложений . Проверка задания. ( Слайд 4.) Самооценка. |
Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно. Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить той дани, которую платили прежде московские князья. - Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь. | Поиск ответа на вопрос - Почему произошла эта битва? Чтение первого и второго абзацев стр. 70 |
5.Организация познавательной деятельности. |
Показ фильма « Сергий Радонежский» Вывод. «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». - И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того врага. - Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Обобщение. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней. | Просмотр фильма «Сергий Радонежский» Рассматривают по карте продвижение войска Дмитрия Ивановича к месту сражения. Слайд 9. Просмотр слайда 10. Поиск ответа на вопрос -Как проходила битва? Поиск информации в тексте стр. 72 Поиск ответа на вопрос - Кто победил в этой битве? Поиск информации в тексте стр. 72 Просмотр слайдов.(12, 13, 14) |
| Итоги Куликовской битвы Просмотр слайда 15. |
6. Подведение итога Фронтальная беседа по вопросам. - Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?) - Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде? - Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом? - Где произошла битва? - Какое значение имела Куликовская битва? | Разгадывают кроссворд. Слайды 16 – 21. Чтение вывода по учебнику. стр. 74 Чтение текста обучающимися. Слайд 22. Вовеки славься, Русь, Россия! И будь всегда сама собой. Твои народы вместе – сила! Никто не справится с тобой! |
7. Домашнее задание Стр. 70 – 74 прочитать. Ответить на вопросы. 8. Рефлексия. - А теперь, пожалуйста, приготовьте оценочный лист и отметьте: как вы усвоили новый материал, оцените свою работу на уроке . | Слайд 23. Заполнение листа самооценки. |