СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОПК "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОПК в 4 классе на тему "Милосердие и сострадание". В архиве презентация к уроку и сказка "Птичка" из цикла  "Добрые сказки".

Просмотр содержимого документа
«Урок двадцать шестой»

Урок двадцать шестой: Милосердие

Игра «Солнышко милосердия»

Дети встают в круг. Педагог просит их рассказать о каких— либо милосердных поступках, которые совершают люди по отношению друг к другу. Каждый рассказ награждается солнышком милосердия, вырезанным из цветной бумаги. Тот, кто за определенное время получит больше всех солнышек, становится «Солнышком милосердия».

Солнышко милосердия подходит к кому-либо в круге, дотрагивается до него «своим лучиком» и дарит ему какой-либо солнечный подарок. Например: солнечного зайчика, солнечный лучик, солнечный бант, теплый день. Каждый должен рассказать, как подарок солнышка поможет ему в трудную минуту. Например: солнечный зайчик поможет мне найти дорогу домой; солнечный луч согреет меня зимой и т. д.

Если солнышко не может придумать, что оно подарит тому или иному человеку, он сам просит у солнышка какой-либо солнечный подарок.

Вопросы и задания для беседы:

  • Как вы думаете, почему раньше медсестра называлась сестрой милосердия?

  • Когда людям больше всего нужно милосердие и сострадание?

  • Как вы думаете, каждый ли человек способен на милосердный поступок?

 

ПТИЧКА

А. Неелова

Было совсем темно, когда старая прачка проснулась. В ее коморке, помещавшейся в подвале, было сыро и холодно. Плохо спалось прачке, — все ее старое тело болело и ныло. Старушка поджидала только рассвета, чтобы разбудить свою внучку Нюшу, спавшую рядом с ней на старой сломанной кровати.

— Вставай, Нюша! — трясла она девочку. — Светает. Одевайся и беги скорее за фиалками. Смотри, наберут раньше тебя цветов другие дети, и понесут на базар, а ты останешься ни с чем.

Живо вскочила девочка, помылась, надела старенькое платьице и, захватив в корзиночку кусок хлеба, отправилась за цветами.

Пока прачка была здорова, работы у нее всегда было довольно, и ей с Нюшей жилось недурно. Но вот старуха как-то сильно простудилась, разболелись все ее старые кости, и не стало моченьки работать. В начале еще кое-как перебивалась, а там до того дошло, что есть стало нечего. Спасибо, что хоть Нюша кое— что зарабатывала. Недалеко от города, где жили бабушка с внучкой, был большой луг, весь усеянный фиалками. Круглую весну ходили на этот луг дети бедных горожан собирать цветы. Из цветов они делали маленькие букетики и продавали их на базаре. Нюша тоже занималась этой торговлей. Потому-то бабушка и подняла ее на рассвете с постели, чтобы она успела пораньше собрать цветов и отнести их на базар.

Нюша была добрая хорошая девочка. Она понимала, как труд — но подчас приходилось бабушке, души в ней не чаявшей, и помогала, чем могла.

Подгоняемая утренним холодком, Нюша быстро шла по узкой дороге, но как ни рано встала девочка — кто-то встал еще раньше нее. Это был старый черный ворон. Высоко взлетев на верхушку тополя, стоявшего возле самой дороги, он не сводил глаз с маленького гнездышка и терпеливо ждал, когда вылетят из гнезда за кормом для своих еще не оперившихся птенчиков отец с матерью. Нюша успела нарвать полную корзину фиалок, а ворон все еще сидел на своем месте. Только когда девочка возвращалась домой и снова поравнялась с тополем, разбойник взвился на воздух, крепко держа маленького птенчика, которого он нес своим воронятам на завтрак. Услыхала Нюша над собой жалобный писк, подняла голову, увидела ворона и бросила в него камень. Испугался ворон, выпустил добычу и улетел, а к Нюшиным ногам упала крошечная серенькая птичка и жалобно запищала. Подняла девочка дрожавшего от страха птенчика, поглядела на него и сказала: «Верно это воробышек. Какой хо — рошенький, маленький! А крылышки серенькие… Да что это? Никак на одном крылышке кровь. Верно злой ворон ущипнул его. Бедная птичка, что мне с тобой делать!» Тут Нюша вспомнила, что у них дома есть целебная мазь, которой бабушка постоянно лечила свои больные руки. «Полечу тебя, бедная птичка, — решила девочка, — а как выздоровеешь и станешь летать — отпущу на свободу».

А бабушка тем временем убрала комнату, сварила кофе, поставила на стол мисочку с творогом, отрезала ломоть черного хлеба и стала поджидать внучку.

— Посмотри, бабушка, что я принесла-то, — крикнула в дверях Нюша, таинственно пряча что-то под фартуком.

— Эка невидаль — воробей! — в сердцах сказала бабушка, взглянув на птичку. — Отнеси его назад в гнездо.

Остановилась Нюша у дверей, не выпускает птенчика из рук, а сама чуть не плачет. — «Бабушка, — говорит, — я отбила его у ворона. Видишь, у него все крыло в крови. Позволь мне помазать ему крылышко твоей мазью, живо заживет, тогда я отпущу птичку на волю».

— Ну, ладно, пусть будет по-твоему, — смягчилась бабушка. Она успела заметить, что девочка не потеряла даром времени и принесла полную корзинку фиалок.

— Кушай, — сказала она и налила Нюше чашку кофе. Нюша, ничего не евшая с утра, очень проголодалась, однако за стол не села, а сбегала сначала за мазью и осторожно помазала крылышко бедной птички и потом пустила ее на стол. Птичка тотчас же принялась клевать крошки хлеба и творога. Прилетели и назойливые мухи, не дававшие с утра до вечера покоя бабушке и внучке, и облепили стол, но птенчик тотчас же их заприметил, изловчился и стал ловить и глотать.

— Ишь, какой умный птенчик, — умеет мух ловить. Ну, оставайся у нас, — сказала старуха и кстати вспомнила, что у них на чердаке валяется старая клетка. Разыскала Нюша клетку, почистила ее и посадила туда воробышка. А на другой день, как пришло время в школу идти, взяла с бабушки слово не забывать ее птенчика. Полюбила Нюша своего воробышка и ходила за ним, как за ребенком. Стал и воробышек поправляться, ранка у него зажила, крылышки отросли, привык он к своим хозяевам и совсем стал ручным. Затворят, бывало, окно, чтобы он не улетел, выпустят из клетки, и порхает он по комнате и, к видимому удовольствию бабушки, нет-нет и поймает мушку, а сам звонко так чирикает.

— Что-то наш птенчик не по-воробьиному чирикает, — говорила бабушка. — Быть может, это и певчая птичка. — Но какая именно — бабушка не могла сказать. Так и звали по-прежнему Нюшину птичку воробышком.

День ото дня бабушка становилась все слабей и слабей. Кое— кто из господ, у которых она раньше мыла белье, присылал за ней, но она работала через силу и стирала плохо. Поняла тут старуха, что ее песенка спета. С наступлением жары отцвели и фиалки, на которых Нюша кое-что все же зарабатывала. Как дальше жить? Оставалось одно — идти с Нюшей просить милостыню.

Горько стало старухе, всю жизнь прожившей честным трудом, при этой мысли.

— Не придумаю, Нюша, что нам с тобой делать, — сказала она как-то внучке. — Состарилась я совсем — нет моих сил стирать. Будь у нас хоть немного денег, накупила бы я овощей и стала бы торговать помаленьку… Да где возьмешь денег?

— Попросим, бабушка, Боженьку, Он пошлет нам денег.

— Вот глупая-то. Ты думаешь, деньги с неба свалятся, — рассердилась старуха.

— Отчего бы им не свалиться? Ведь свалился же воробышек с неба, — простодушно ответила девочка.

Как раз в эту минуту запела маленькая птичка, — да так звонко и нежно, как никогда еще не певала. Слушают бабушка с внучкой и наслушаться не могут… Жил над ними этажом выше какой-то старичок — большой любитель птиц. Услыхал он пение Нюшиной птички, сел у окна и тоже долго, долго слушал. На другое утро, только Нюша ушла в школу, кто-то постучал к прач — ке. Отворила прачка дверь, увидела незнакомого господина, удивилась очень и с поклоном спросила: — «Что вам угодно?»

— Мне очень понравилось пение вашей птички, не продадите ли мне ее?

— Этот воробышек, который вам так понравился, принадлежит моей внучке Нюше. Девочка привязалась к птичке, — ей тяжело будет с нею расстаться.

Как ни нуждалась старушка, ей не хотелось за несколько грошей лишить Нюшу единственной радости.

— Это не воробей, а соловей, — сказал господин. — Я дорого вам за него дам.

— Соловей! — удивилась старуха. — То — то он так хорошо поет.

— Хотите, я дам вам за него десять рублей, — сказал господин, подходя к клетке и любуясь птичкой. — Если ваша внучка согласится, пусть принесет птичку.

— Десять рублей! — воскликнула старушка и от радости чуть не упала со стула. — Ах я, святая простота! Кто мог поверить, что нам и вправду свалится с неба столько денег!

Хоть и грустно было Нюше расставаться с птичкой, но, чтобы помочь бабушке, она продала свою любимицу старичку. Посадил новый хозяин соловушку в клетку, а клетку повесил в кабинет над окном. Как придет бывало вечер, защелкает голосистый соловей, отворит Нюша окошко в своей комнате и долго, долго слушает чудное пение.

Накупила бабушка овощей, положила их в корзину, поставила ее в сени своего дома и стала с помощью Нюши торговать помаленьку. Узнали про это жильцы и стали нарасхват у нее покупать, а старушке это и на руку — сидит себе на одном месте, отпускает на копейку, на две то того, то другого, — и спокойно, и выгодно. Вспомнит иной раз старушка, как она от нужды избавилась, и скажет: — «На все воля Господня! Захочет Он, Многомилостивый, и так устроит, что деньги и впрямь с неба свалятся».

Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой?

  • Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши?

  • Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали?

  • Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

 

СЕРДЦЕ ЖИВО МИЛОСТЬЮ

М. Скребцова

Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья.

Вопросы к стихотворению:

  • Как научить свое сердце дарить людям милосердие?

  • Может ли твое сердце болеть от чужой беды?

  • Что нужно сделать, чтобы на земле меньше было обездоленных и несчастных людей?

Рисунок «Сердце милосердия»

Попросите детей рассказать, что человек с добрым сердцем может сделать для обездоленных и голодных людей.

Затем дети должны представить, что по всей земле люди стали праздновать день милосердия. Дети вырезают из бумаги сердце милосердия и рассказывают, какие милосердные поступки они совершат в этот день. После этого дети рисуют в сердце столько звездочек, сколько милосердных поступков они придумали. Попросите детей совершить все милосердные поступки, которые они придумали.



Просмотр содержимого презентации
«МИЛОСЕРДИЕ»

Урок Опк  «Милосердие и сострадание»

Урок Опк «Милосердие и сострадание»

Милосердие - это способность миловать , любить и жалеть всем сердцем Сострадание - это способность  переживать боль другого человека , как собственную

Милосердие

- это способность миловать , любить и жалеть всем сердцем

Сострадание

- это способность

переживать боль другого человека , как собственную

Валентин Катаев

Валентин Катаев

Первая встреча в городе Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли — Быть по-моему вели

Первая встреча в городе

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли —

Быть по-моему вели

Два настроения Жени Лицо в ожидании чуда Лицо сочувствующего человека

Два настроения Жени

Лицо в ожидании чуда

Лицо сочувствующего человека

СО -ЧУВСТВИЕ  СО -СТРАДАНИЕ  СО -ПЕРЕЖИВАНИЕ

СО -ЧУВСТВИЕ

СО -СТРАДАНИЕ

СО -ПЕРЕЖИВАНИЕ

Встреча с добрым самарянином

Встреча с добрым самарянином

  • Притча- рассказ с нравоучением.
  •   Священник -священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком
  • Леви́ты — часть евреев, из них набирались служители (певчие, музыканты, стража и т. д.) в Иерусалимском храме.
  • Самарянин — означает чужак, человек другой веры.
  • Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи
  • Денарий — название римской серебряной монеты
ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ https:// www.youtube.com/watch?v=5t-1eAyTzkw

ПРИТЧА О ДОБРОМ

САМАРЯНИНЕ

https:// www.youtube.com/watch?v=5t-1eAyTzkw

Кому принес пользу поступок самарянина?  Пострадавшему  Самарянину  Владельцу гостиницы Какими качествами обладал Самарянин? равнодушие доброта жадность  скромность

Кому принес пользу поступок самарянина?

  • Пострадавшему
  • Самарянину
  • Владельцу гостиницы

Какими качествами обладал Самарянин?

равнодушие

доброта

жадность

скромность

Кто же такой ближний? Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи. Главная заповедь Христа Люби ближнего, как самого себя.   Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего. -  Чему учит притча? -  Кто такой ближний? -  Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

Кто же такой ближний?

Ближний- всякий человек, который нуждается в помощи.

Главная заповедь Христа

Люби ближнего, как самого себя.

  Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.

-  Чему учит притча?

-  Кто такой ближний?

-  Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.

«Милосердие и сострадание». Без сострадания, милосердия невозможно  жить в мире.  Зигфрид Ленц

«Милосердие и сострадание».

Без сострадания, милосердия невозможно

жить в мире.

Зигфрид Ленц

А. Неелова  «Птичка»

А. Неелова «Птичка»

Вопросы и задания к сказке: Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой? Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши? Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали? Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Вопросы и задания к сказке:

  • Можно ли назвать Нюшу милосердной девочкой?
  • Как вы думаете, о чем пел соловушка в доме у Нюши?
  • Если бы у вас в доме поселилась певчая птичка, как бы вы за ней ухаживали?
  • Как бы вы поступили на месте Нюши: продали бы птичку или оставили себе?

Сценка «Законы милосердия» Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц. Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

Сценка «Законы милосердия»

Представьте, что вас пригласили в страну, которой правит милосердный правитель. Поделите детей на пары и попросите их в сценке-диалоге рассказать, какие законы милосердия приняты в этой стране для людей, животных или птиц.

Например: раз в неделю каждый богатый человек в этой стране должен пригласить к себе в гости бедняка и накормить его вкусным обедом и подарить ему какой-нибудь подарок; в течение зимы каждый должен сделать две кормушки для птиц.

Картина А. Пластова «Слепцы»

Картина А. Пластова «Слепцы»

Милосердие - традиционная черта россиян.

Милосердие - традиционная черта россиян.

Милостыня  – помощь другому человеку из жалости к нему. Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире.  Святой Дорофей

Милостыня – помощь другому человеку из жалости к нему.

Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире.

Святой Дорофей

«Знаменательные дни милосердия и сострадания» 9 мая  -  День Победы. 12 мая  - Международный День сестры милосердия. 1 июня  - Международный день защиты детей. 9 июня -  Международный день друзей. 1 октября  - День пожилых людей. 16 ноября  - День толерантности. 3 декабря - Международный День инвалидов.

«Знаменательные дни милосердия и сострадания»

9 мая - День Победы.

12 мая - Международный День сестры милосердия.

1 июня - Международный день защиты детей.

9 июня - Международный день друзей.

1 октября - День пожилых людей.

16 ноября - День толерантности.

3 декабря - Международный День инвалидов.

Пословицы  о милосердии, доброте и сострадании  - Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет. - Доброе сердце о чужой беде болит. - Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно. - Человек милосердный благотворит душе своей.  - Милосердие никогда не пропадет зря.

Пословицы

о милосердии, доброте и сострадании

- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет.

- Доброе сердце о чужой беде болит.

- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.

- Человек милосердный благотворит душе своей.

- Милосердие никогда не пропадет зря.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

  • Научиться любить ближних.
  • Учиться прощать врагов.
  • Подавать милостыню нуждающимся.
Нарисуйте сердце милосердия.  Из каких слов оно устроено?

Нарисуйте сердце милосердия. Из каких слов оно устроено?

Прощальная Умей жалеть, но пусть желанья Все будут чисты, как кристалл; Умей прощать, и состраданье Пусть будет вечный идеал. Себя суди т только строго, Других ошибки забывай, Всегда иди прямой дорогой И никогда не унывай.

Прощальная

Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди т только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!