СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ (Модуль Светская этика) по теме "Дружба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль Светская этика) по теме Дружба.

Просмотр содержимого документа
«урок ОРКСЭ по теме Дружба»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

4 КЛАСС

Тема. «Дружба».

Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о взаимоотношениях людей, о дружбе, рассмотреть роль друга в жизни каждого из нас;

  • формировать нравственные качества обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, толерантность.

Познавательные УУД

  • развитие умения работать с информацией в процессе чтения;

  • формировать умение отбирать главное, синтезировать;

  • оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей.

Личностные УУД

  • умение анализировать поступки людей;

  • формирование представлений о значимости дружбы в жизни каждого человека;

  • объяснение оценки поступков людей с позиции общечеловеческих ценностей.

Регулятивные УУД

  • воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу, быть терпимым в обществе людей;

  • умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении урока, делать выводы и обобщения, работать в сотрудничестве с учителем и другими учащимися.

Коммуникативные УУД

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умение работать в паре, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, учить обмениваются знаниями между членами класса для принятия эффективных совместных решений;

  • развитие навыка монологического высказывания по плану;

  • развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Воспринимают зрительно и контролируют свою готовность к уроку.

Коммуникативные:


Актуализация знаний и постановка цели урока

А чтобы тему урока узнать,

Нужно нам кроссворд отгадать.


о

б

р

о



о

р

а

л

ь



р

у

ж

е

л

ю

б

и

е


у

ж

е

с

т

в

о



о

б

р

о

д

е

т

е

л

ь

т

и

к

а


Вопросы.

    1. Нравственная ценность, образец поступков людей и отношений между ними.

    2. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

    3. Умение поддерживать отношения с другими людьми, не забывая о чувстве собственного достоинства.

    4. Середина между трусостью и безрассудной отвагой.

    5. Стремление быть похожей на нравственную личность, которая является для него образцом, стремление человека к добру.

    6. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.

- О чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему урока.

- Тема урока – «Дружба».

- Какие задачи можем поставить перед собой?



Выполняют задачи в паре, (по карточкам), осуществляют проверку по эталону, самоконтроль

















Отвечают на вводные вопросы и формулируют тему и задачи урока




Познавательные:

умение учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении урока, делать выводы и обобщения, работать в сотрудничестве с учителем и другими учащимися

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

- Что такое дружба? Каждый знает

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

- Какое прекрасное слово «Дружба».

- Что вам вспоминается, представляется, когда вы его произносите?

- Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба?

- Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковых словарях и в ваших учебниках.

С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка

ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В. И. Даль «Толковый словарь живаго великорусского языка»

Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

На доске:

- На каких отношениях строится дружба?

- На чем основана дружба?

- Так что такое дружба?

- Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все они должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения.

- А чем дружба отличается от других отношений?

- Прочная дружба возможна только при соблюдении определенных правил, главными из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.

- Задумайтесь на минутку, вы дружите со всеми ребятами, которые вас окружают или с кем – то отдельным?

- А почему?

- Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Человек не выбирает себе соседей, одноклассников, но друга он выбирает САМ. Одной из отличительных черт дружбы – избирательность.

- Найдите в учебнике другие черты дружбы.

- Как вы понимаете – бескорыстность?

- общность интересов?

- взаимная симпатия?

- Слово «дружба» произошло от слова «друг».

- А кто такой друг? Начните предложение со слов «Я думаю, что друг – это тот, кто …»

Друг - это тот, кто без слов понимает, что с тобой происходит.

• С кем можно поплакать и помолчать.

• Кто может выслушать тебя в трудную минуту.

• Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.

• Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает.

• Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.

• Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.

• Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.

- Друзья - люди, близкие по духу, поведению и увлечениям. Это не значит, что различий между друзьями нет. Различия есть, они только обогащают и укрепляют дружбу, делают её еще интересней.

- А у кого есть друг?

- Раньше слово «Друг» имело другое значение. ….. нам сейчас об этом расскажет.

Немного из истории: Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом.

Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Говорят, что «друг это тот, кто дарит тебе самое дорогое, словно от сердца отрывает».

- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?

- У нас на доске - силуэт вашего друга. Дополните его основными нравственными качествами личности, которыми обладает настоящий друг. (по 2 качества)

Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

-Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

-Задумайтесь, вы являетесь настоящим другом? Совпадают ли ваши качества и качества настоящего друга?

- Действительно, народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

- Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом?

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.









- Учащиеся находят определение в учебнике и словарях.

Отвечают на вопросы учителя, после прочтения статьи учебника.






























Учащиеся находят в тексте основные черты дружбы.









Учащиеся высказывают различные варианты ре­шения данной проблемы, дополняют предложения.

















Учащиеся воспринимают и запоминают информацию.








Учащиеся осуществляют сотрудничест­во и кооперацию с учителем и сверстни­ками.











Познавательные:

развитие умения работать с информацией в процессе чтения, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: умение работать в паре, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, учить обмениваются знаниями между членами класса для принятия эффективных совместных решений;

Регулятивные: воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу, быть терпимым в обществе людей;









Динамическая пауза


Выполняют действия по образцу


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений

Работа в паре.

    1. Мы сейчас просмотрим небольшой видеоролик об отношении между людьми. Внимательно посмотрите и проанализируйте его по плану, который вы увидите на экране.

План.

    1. Ролик рассказывает о дружбе между ….

    2. Правильная ли эта дружба? Почему?

    3. Дайте совет персонажам видеоролика.


- Учащиеся оценивают поступки в соответствии с определённой ситуацией

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.

Личностные: умение анализировать поступки людей;


Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Решение нравственных проблемных ситуаций.

Как бы я поступил?

  • Если бы я обидел своего друга, то я….

  • Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я…

  • Если бы мой друг обидел меня, то я…

  • Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я…

  • Если бы мой друг получил двойку, то я…

  • Если бы у меня были конфеты, то я…

  • Если бы мне друг рассказал секрет, то я…

  • Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я…

  • Если бы у меня была интересная игра, то я…

  • Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я…

  • Если мой друг не умеет решать задачи, то я…

- Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

- Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

Учащиеся высказывают различные варианты ре­шения данной проблемы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения.

Личностные: объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих ценностей.


Обобщение усвоенного материала

Творческое задание «Дерево Дружбы»

В народе существует такая пословица «Дерево крепко корнями, а человек - друзьями». Но, крепкой дружба будет только тогда, когда друзья будут жить по правилам. Эти правила называют Правилами дружбы. Сейчас мы с вами посадим дерево Дружбы. На доске - дерево, а его листочками будут ладошки, которые лежат на вашем столе. Напишите на них главное, на ваш взгляд, правило настоящей дружбы.

- Прикрепите свои листочки на дерево, по желанию, можно озвучить эти правила.

Посмотрите, какое дерево у нас получилось.

Уверена, что и ваша дружба будет такой же крепкой, настоящей.

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

Вывод: - Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

Учащиеся выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.











Личностные: пользоваться правилами дружбы, общими для всех людей.


Домашнее задание

Написать мини - сочинение о своем друге или подобрать 3 – 5 пословиц о дружбе.

Знакомятся с заданиями домашней работы


Рефлексия деятельности

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Справились ли мы с этими задачами?


Спасибо за работу!

Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности


Личностные: самооценка

Коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли.




Просмотр содержимого презентации
«Дружба 1»

Основы светской этики

Основы

светской

этики

Д о б р о     1  м о р а л ь 2  д р у ж е л ю б и е 3 м у ж е с т в о 4 д о б р о д е т е л ь 5 э т и к а 6

Д о б р о

 

 

1

м о р а л ь

2

д р у ж е л ю б и е

3

м у ж е с т в о

4

д о б р о д е т е л ь

5

э т и к а

6

Дружба

Дружба

Дружба- чудесное слово!

Дружба-

чудесное слово!"

Найдите определение дружбы в учебнике ( с. 32) и в толковых словарях.

Найдите определение дружбы в учебнике ( с. 32) и в толковых словарях.

Черты дружбы: 1. избирательность 2. бескорыстность 3. общность интересов 4. взаимная симпатия

Черты дружбы:

1. избирательность

2. бескорыстность

3. общность интересов

4. взаимная симпатия

Кто твой друг? «Я думаю, что друг – это тот, кто …»

Кто твой друг?

«Я думаю, что друг – это тот, кто …»

Дружба начинается с улыбки

Дружба начинается с улыбки

Ролик рассказывает о дружбе между …. Настоящая или ложная эта дружба?
  • Ролик рассказывает о дружбе между ….
  • Настоящая или ложная эта дружба?

Почему?

3. Дайте совет персонажам ролика.

Как бы я поступил? Если бы я обидел своего друга, то я….

Как бы я поступил?

Если бы я обидел своего друга, то я….

Как бы я поступил? Если бы мой друг получил пятёрку, то я…

Как бы я поступил?

Если бы мой друг получил пятёрку, то я…

Как бы я поступил? Если бы мой друг обидел меня, то я…

Как бы я поступил?

Если бы мой друг обидел меня, то я…

Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.

Дерево крепко корнями,

а человек – друзьями.

Дерево дружбы

Дерево дружбы

Домашнее задание Написать мини - сочинение о своем друге или подобрать 3 – 5 пословиц о дружбе.

Домашнее задание

Написать мини - сочинение о своем друге или подобрать 3 – 5 пословиц о дружбе.

.

.