Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | - Что такое дружба? Каждый знает Может быть, и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно? - Какое прекрасное слово «Дружба». - Что вам вспоминается, представляется, когда вы его произносите? - Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? - Посмотрите, как объясняется слово дружба в толковых словарях и в ваших учебниках. С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. В. И. Даль «Толковый словарь живаго великорусского языка» Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении. На доске: - На каких отношениях строится дружба? - На чем основана дружба? - Так что такое дружба?  - Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми. Это могут быть родственные отношения, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и др. С моральной точки зрения все они должны быть добродетельными, строится на основе взаимопомощи и взаимоуважения. - А чем дружба отличается от других отношений? - Прочная дружба возможна только при соблюдении определенных правил, главными из которых являются уважение друг к другу, умение признавать свои ошибки, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен. - Задумайтесь на минутку, вы дружите со всеми ребятами, которые вас окружают или с кем – то отдельным? - А почему? - Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Человек не выбирает себе соседей, одноклассников, но друга он выбирает САМ. Одной из отличительных черт дружбы – избирательность. - Найдите в учебнике другие черты дружбы. - Как вы понимаете – бескорыстность? - общность интересов? - взаимная симпатия? - Слово «дружба» произошло от слова «друг». - А кто такой друг? Начните предложение со слов «Я думаю, что друг – это тот, кто …» Друг - это тот, кто без слов понимает, что с тобой происходит. • С кем можно поплакать и помолчать. • Кто может выслушать тебя в трудную минуту. • Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все. • Кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает. • Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками. • Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится. • Кто может простить даже то, что никогда не простит другой. - Друзья - люди, близкие по духу, поведению и увлечениям. Это не значит, что различий между друзьями нет. Различия есть, они только обогащают и укрепляют дружбу, делают её еще интересней. - А у кого есть друг? - Раньше слово «Друг» имело другое значение. ….. нам сейчас об этом расскажет. Немного из истории: Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Говорят, что «друг это тот, кто дарит тебе самое дорогое, словно от сердца отрывает». - Какими же качествами должен обладать настоящий друг? - У нас на доске - силуэт вашего друга. Дополните его основными нравственными качествами личности, которыми обладает настоящий друг. (по 2 качества) Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость. -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. -Задумайтесь, вы являетесь настоящим другом? Совпадают ли ваши качества и качества настоящего друга? - Действительно, народная мудрость гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». - Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? - Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, в опасности. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз, поэтому каждый день нужно творить добро. | - Учащиеся находят определение в учебнике и словарях. Отвечают на вопросы учителя, после прочтения статьи учебника. Учащиеся находят в тексте основные черты дружбы. Учащиеся высказывают различные варианты решения данной проблемы, дополняют предложения. Учащиеся воспринимают и запоминают информацию. Учащиеся осуществляют сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. | Познавательные: развитие умения работать с информацией в процессе чтения, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: умение работать в паре, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, учить обмениваются знаниями между членами класса для принятия эффективных совместных решений; Регулятивные: воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу, быть терпимым в обществе людей; |
Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | Решение нравственных проблемных ситуаций. Как бы я поступил? Если бы я обидел своего друга, то я…. Если бы мой товарищ получил пятёрку, то я… Если бы мой друг обидел меня, то я… Если бы мой товарищ зацепился за стул и упал, то я… Если бы мой друг получил двойку, то я… Если бы у меня были конфеты, то я… Если бы мне друг рассказал секрет, то я… Если бы я увидел, что товарищ бросил мусор на пол, то я… Если бы у меня была интересная игра, то я… Если бы я увидел, что мой друг хочет обидеть кого-то, то я… Если мой друг не умеет решать задачи, то я… - Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если у тебя что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. - Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. | Учащиеся высказывают различные варианты решения данной проблемы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Личностные: объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих ценностей. |
Обобщение усвоенного материала | Творческое задание «Дерево Дружбы» В народе существует такая пословица «Дерево крепко корнями, а человек - друзьями». Но, крепкой дружба будет только тогда, когда друзья будут жить по правилам. Эти правила называют Правилами дружбы. Сейчас мы с вами посадим дерево Дружбы. На доске - дерево, а его листочками будут ладошки, которые лежат на вашем столе. Напишите на них главное, на ваш взгляд, правило настоящей дружбы. - Прикрепите свои листочки на дерево, по желанию, можно озвучить эти правила. Посмотрите, какое дерево у нас получилось. Уверена, что и ваша дружба будет такой же крепкой, настоящей. - Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни? Вывод: - Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех нас таящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие! | Учащиеся выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Личностные: пользоваться правилами дружбы, общими для всех людей. |