Урок ОРКСЭ
Тема: «Дружба»
Модуль: Основы светской этики
Учитель: Вершинина Е.С.
учитель начальных классов МОАУ СОШ № 192
Класс: 4
Цель: способствовать созданию дружеских отношений в классном коллективе, основанных на уважении и терпимости друг к другу
Задачи:
1. Уточнить знания учащихся по теме «Дружба».
2.Учить грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения.
3. Практиковать навыки работы в группе.
Планируемый результат:
В результате занятия учащиеся смогут:
1. Вспомнить понятие «дружба».
2. Практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем.
3. Поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу.
Ресурсы: презентация, музыка, стихотворения, картинки с изображением планеты, летательных аппаратов.
Ход урока:
1. Оргмомент.
-Добрый день всем, кто находится в нашем классе. Ребята, давайте гостям скажем «Добрый день».
-А сейчас встаньте в круг, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе хорошего настроения».
-Сейчас я предлагаю провести соревнования, а группы назвать экипажами.
И совершить увлекательное путешествие в космос. Для этого нужно: 1.Повторить правила работы в группе.
2. Выбрать командира экипажа.
3. Выбрать летательный аппарат.
2.Мотивация.
-Послушайте историю. В далёком космосе была одна планета. У неё не было имени, не было друзей, она была так одинока и печальна. Ей так хотелось, чтобы её кто-то согрел своим теплом. И она обратилась к солнцу за помощью. Солнце услышало её просьбу и послало свои лучи. Однако было одно условие, чтобы лучи согрели планету нужно расшифровать слова. Планета загрустила.
- Я предлагаю экипажам помочь планете. Командиры возьмите лучи солнца и в своих экипажах составьте из букв слова. Если правильно составите, то команда получает 1 балл. Кто сделает первым, есть возможность заработать дополнительные баллы.
3. Актуализация знаний.
Слова на лучах солнца: доброта, радость, уважение, благородство, альтруизм,
Жизнелюбие.
-Что вы можете сказать об этих словах?
(Добрый человек может обладать этими качествами.)
4. Определение темы занятия.
-Планета засветилась от счастья. И её увидел звездочёт. Он решил дать ей имя. С каждого слова он взял первую букву и составил слово. Сделайте это и вы. Слово запишите на листе. ДРУЖБА
(Если название записано правильно команда получает 1 балл.)
5.Работа по теме.
Определение понятия «дружба» - Планета стала называться Дружба. Однако она не знала, что значит это слово. Выйдите по одному человеку из экипажа и объясните, как вы понимаете слово «дружба».
(Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах, забота о друге, готовность прийти на помощь, не требуя ничего взамен.)
- Дружба, какая она на ощупь? (мягкая)
-На вкус? (сладкая)
- С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (солнечной)
- С каким животным можно связать слово дружба, почему?
(Собака - преданная хозяину.)
- Какого цвета дружба?
Каким должен быть друг.
-Планета очень обрадовалась такому названию, ей очень хотелось найти себе друзей, но она не знала, каким должен быть друг.
- Экипажи, вы готовы прийти на помощь? Тогда слушайте. На лепестках вы запишите качества, которыми, на ваш взгляд должен обладать друг, а затем составите цветок. За каждый правильный ответ 1 балл.
Подведение итогов.
Физкультминутка.
-Сейчас мы немного отдохнём. Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к следующей категории, необходимо хлопнуть в ладоши.
Встали все.
Хлопают все присутствующие.
Только девочки.
Только мальчики.
Только те, кто может назвать себя настоящим другом.
Только те, у кого есть настоящий друг, а ещё те, у кого 2 друга и больше.
Только те, у кого сейчас прекрасное настроение.
Песня о друге.
- Планета нашла себе много друзей. Всем было так весело, что хотелось петь.
Командиры возьмите слова и определитесь, кто будет петь 1 куплет, 2 куплет, 3 куплет, припев.
Конкурс капитанов.
- Сейчас конкурс капитанов. Вспомните пословицы о дружбе, вставьте нужные слова.
Дружба крепка не лестью, а ______(правдой) и ____(честью).
Скажи мне кто твой _____(друг), и я скажу кто ____(ты).
Друга_____(ищи), а найдёшь - ______(береги).
Друг познаётся в _____(беде).
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду ____(попадает).
Друг за друга держаться – ничего_____(не бояться).
Притча о дружбе.
-Пока капитаны выполняют задания, послушайте притчу и подумайте, чему она учит.
Два друга шли в пустыне. В один момент они поспорили. И один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря. Написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот,
Который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его :
«Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»
Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее. Мы должны записать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это».
Беседа.
- Какие выводы можно сделать?
Не нужно помнить обиды, ссоры.
Помнить нужно только хорошее.
Не нужно быть злопамятным, нужно уметь прощать.
- Капитаны готовы? (подведение итогов)
Стихи о дружбе.
- Всем друзьям на планете Дружба давайте пошлём горячий привет. А ещё каждый экипаж вместе зачитает стихи. 2 минуты на подготовку.
1. Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт.
В любой беде не пропадёт.
2. А если и споткнётся вдруг.
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надёжный друг
В беде протянет руку.
3. Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
4. Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Правила дружбы.
-Как вы считаете ваш класс дружный?
- Давайте с вами выработаем правила дружбы. Исправьте те высказывания, с которыми вы не согласны.
Правила дружбы
1. Выдавать чужие секреты.
2. Всегда быть откровенным с другом.
3. Бойся попросить прощения.
4. Не груби. Злись.
5. Надо менять друзей.
6. Ябедничай. Если друг не прав не говори ему об этом.
7. Не останавливай друга, если он занимается чем-то плохим.
8. Не прощай обиды.
9. Жадничай.
6. Подведение итогов соревнования.
-Время подвести итоги соревнования.
(Награждение победителей)
7. Рефлексия.
-Был ли дружен ваш экипаж?
-Как вы считаете, где находится планета Дружба? Подумайте.
(Она находится не в далёком космосе, а на земле, в сердце каждого человека)
Попробуйте ответить на вопросы.
Сегодня на занятии я понял…….
Я задумался о……
Я сделал для себя открытие ……
Я буду очень рада, если кто-то из вас немного изменился или захотел измениться в лучшую сторону.
-Сейчас я попрошу всех встать в круг, взяться за руки и хором произнести: «До новых встреч». На последнем слове поднять руки вверх.
Всем спасибо!