СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Россия - наша Родина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даннный  урок  формирует  представление  о  нашей Родине, о  её  культурных  традициях, воспитывает  чувство патриотизма,  любви  к  всоей  стране.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ в 4 классе "Россия - наша Родина".»

Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 4

урока: 1

Тема: Россия – наша Родина.

Цели урока:

  • Формировать первоначальные знания и представления о культурных традициях;

  • Познакомить с понятием «мировое дерево»;

  • Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности.

Используемые методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная.

Оборудование урока: раздаточный материал, ПК, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.

Основные понятия:

Родина- место, где родился, твои корни.

Мировое дерево – один из древнейших образов мира.

вечные ценности- то, что ценится во все времена.

Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о древнейших образах мира, о своих корнях;

Ход урока: (слайд 1)

  1. Орг. момент

Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"

  1. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, мы прослушали песню о Родине, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Сегодня мы с вами будем говорить о Родине. Россия – наша родная страна, наша Родина, которая у человека бывает одна на всю жизнь. Послушайте, как поэт Михаил Пляцковский написал о Родине. 

РОДИНА. (слайд 2)
Слышишь песенку ручья?
  Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
  Это – Родина твоя.
  Видишь звездочки Кремля?
  Это – Родина твоя.
  Школа, где твои друзья,
  Это – Родина твоя.
  Руки матери твоей,
  Звон дождей,
  И шум ветвей,
  И в лесу смородина –
  Это тоже Родина!
Работа с учебником. с. 4 Планета Земля.

Учитель: Не случайно в народе говорят: «Мир, что огород: в нем все растет». Дороже всего на свете для каждого человека его отчий дом, родная страна, а для всех людей – наша планета Земля, а также огромный космос, частью которого мы все являемся.
Учитель:: Ребята скажите, как вы понимаете, смысл слов «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Учащиеся: : Разная – это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина - Россия.

Учитель: Закройте глазки и мысленно произнесите слово «Россия». Что вы представляете, когда произносите это слово?

Учитель: Запишите свои ассоциации в рабочую тетрадь.

Для меня Россия – это моя родина. Назовите свои ассоциации. (по цепочке)

Учитель: Какими словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество)

Что же такое Родина, Отчизна, Отечество?

Учащиеся: (место, где ты родился, где живешь, где находится твой дом).

Учитель: Для того, чтобы усвоить новые понятия, мы будем вести словарь, куда уже сейчас запишем первое новое слово «Родина».

Откуда произошло слово «родина»? Назовите корень этого слова ( ответы учащихся)

Учитель, обобщив ответы учащихся: (слайд 3)
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством, родичи. Мы все- потомки какого – либо древнего рода, у нас у каждого есть родословная, т. е. перечисление поколений. А еще у древних славян был бог-Род.

Посмотрите на карту нашей Родины - она огромна и прекрасна, но главное- она у каждого только одна, как мать. Мы должны любить свою Родину, хорошо знать историю своей страны.

– А как называется наша Родина?

Учащиеся: Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (слайд 4)
Учитель: Как называется столица нашего государства?

Учащиеся: Москва. (слайд 5)
Учитель: Покажите на карте столицу нашего государства (учащиеся показывают)

У каждого государства есть отличительные символы - герб и флаг(слайд 6-8)

Кто знает, что они обозначают? (учащиеся объясняют)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.

На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.

- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.

На доске появляется пословица: (слайд 9)

Человек без Родины, что соловей без песни.

Глупа , та птица которой гнездо своё не мило.

-Объясните пословицы.

Учитель: А как называется наша малая Родина? Кто знает , что изображено на гербе и флаге Югры? Знаете ли вы герб г. Нефтеюганска? (слайд 10-11)

Учащиеся: Югра.

Учитель: Как называется столица нашей малой Родины?

Учащиеся: Ханты-Мансийск.

Учитель: Какие ещё города Югры и другие населенные пункты вы знаете?

Учащиеся: Сургут, Березово, Федоровский и другие. (слайд 12)
Учитель: Дети каких национальностей обучаются в нас в классе?

Учащиеся: русские, ханты, манси, украинцы, ногайцы, дагестанцы, гагаузы, татары, белорусы, молдаване и др.

Ребята, на примере нашего класса мы должны понять, что наша страна - многонациональное государство. Послушайте стихи об этом. (слайд 13)


Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.



У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.








Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия

У нас у всех – одна.

  1. Открытие новых знаний

Работа с учебником. (слайд 14)

с. 5-6 «Мировое дерево» чтение и обсуждение.

Почему у наших предков представление о мире связано с образом дерева?

С чем люди издавна сравнивали крону дерева? Ствол? Корневище?

с.6-7 работа с текстом «Земля оттич и дедич».

О чём этот рассказ?

Можно ли отнести то, что написал писатель к любому другому народу?

  1. Работа с материалом учебника на странице 5.

Самостоятельно прочитайте текст на с. 7

Объясните, почему человеку необходимо знать свои корни?

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

  2. Закрепление основных понятий урока.

Чайнворд – найди начало и прочитай пословицу.

К

Б

С

О

И

Е

Е

О

Л

Н

В

З

Т

О

С

О

Р

Ч

В

Е

Л

О

,

Е

П

Е

Д

Ы

Й

З

Ч

И

Н

Б

Е

Человек без Родины, что соловей без песни.

  1. Рефлексия

В конце каждого урока мы будем проводить рефлексию. Это нужно для того чтобы выяснить что дал вам сегодняшний урок.

На доске нарисована лестница личного роста. возьмите фломастеры и нарисуйте мне кружочек определенного цвета на определенной лесенке -зеленый (уроком доволен, понравился), желтый (ничего нового не узнал, урок обычный), красный (урок не понравился, скучный), выберите те, которые можно отнести к сегодняшнему уроку и нарисуйте.

  1. Итог урока. (слайд 15)

Подводя итог урока, мне бы хотелось, чтобы вы никогда не забывали, что вы - граждане великой страны. У нее богатая и славная история, у нас всех общая судьба. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.

  1. Домашнее задание. Нарисовать в тетради свое мировое дерево. Ответить на вопрос 3.