Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 4
№ урока: 1
Тема: Россия – наша Родина.
Цели урока:
Формировать первоначальные знания и представления о культурных традициях;
Познакомить с понятием «мировое дерево»;
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, уважительного отношения к своей большой и малой Родине, толерантности.
Используемые методы: частично-поисковый, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный диалог.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная.
Оборудование урока: раздаточный материал, ПК, мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.
Основные понятия:
Родина- место, где родился, твои корни.
Мировое дерево – один из древнейших образов мира.
вечные ценности- то, что ценится во все времена.
Ожидаемые результаты: расширение представления о Родине, Отчизне, о древнейших образах мира, о своих корнях;
Ход урока:
(слайд 1)
Орг. момент
Звучит песня В.Баснера – М.Матусовского "С чего начинается Родина?"
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Ребята, мы прослушали песню о Родине, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок? Сегодня мы с вами будем говорить о Родине. Россия – наша родная страна, наша Родина, которая у человека бывает одна на всю жизнь. Послушайте, как поэт Михаил Пляцковский написал о Родине.
РОДИНА. (слайд 2)
Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Видишь звездочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа, где твои друзья,
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей,
И шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!
Работа с учебником. с. 4 Планета Земля.
Учитель: Не случайно в народе говорят: «Мир, что огород: в нем все растет». Дороже всего на свете для каждого человека его отчий дом, родная страна, а для всех людей – наша планета Земля, а также огромный космос, частью которого мы все являемся.
Учитель:: Ребята скажите, как вы понимаете, смысл слов «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Учащиеся: : Разная – это у каждого то место, где он родился, вырос, ходил в школу, учился. А одна для всех родина - Россия.
Учитель: Закройте глазки и мысленно произнесите слово «Россия». Что вы представляете, когда произносите это слово?
Учитель: Запишите свои ассоциации в рабочую тетрадь.
Для меня Россия – это моя родина. Назовите свои ассоциации. (по цепочке)
Учитель: Какими словами можно заменить слово Родина? (Отчизна, Отечество)
Что же такое Родина, Отчизна, Отечество?
Учащиеся: (место, где ты родился, где живешь, где находится твой дом).
Учитель: Для того, чтобы усвоить новые понятия, мы будем вести словарь, куда уже сейчас запишем первое новое слово «Родина».
Откуда произошло слово «родина»? Назовите корень этого слова ( ответы учащихся)
Учитель, обобщив ответы учащихся: (слайд 3)
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством, родичи. Мы все- потомки какого – либо древнего рода, у нас у каждого есть родословная, т. е. перечисление поколений. А еще у древних славян был бог-Род.
Посмотрите на карту нашей Родины - она огромна и прекрасна, но главное- она у каждого только одна, как мать. Мы должны любить свою Родину, хорошо знать историю своей страны.
– А как называется наша Родина?
Учащиеся: Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (слайд 4)
Учитель: Как называется столица нашего государства?
Учащиеся: Москва. (слайд 5)
Учитель: Покажите на карте столицу нашего государства (учащиеся показывают)
У каждого государства есть отличительные символы - герб и флаг(слайд 6-8)
Кто знает, что они обозначают? (учащиеся объясняют)
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина.
На столе у обучающихся конверт со словами пословицы. Дети работают в парах.
- Ребята, соберите пословицу и объясните её смысл. Двое обучающихся работают у доски.
На доске появляется пословица: (слайд 9)
Человек без Родины, что соловей без песни.
Глупа , та птица которой гнездо своё не мило.
-Объясните пословицы.
Учитель: А как называется наша малая Родина? Кто знает , что изображено на гербе и флаге Югры? Знаете ли вы герб г. Нефтеюганска? (слайд 10-11)
Учащиеся: Югра.
Учитель: Как называется столица нашей малой Родины?
Учащиеся: Ханты-Мансийск.
Учитель: Какие ещё города Югры и другие населенные пункты вы знаете?
Учащиеся: Сургут, Березово, Федоровский и другие. (слайд 12)
Учитель: Дети каких национальностей обучаются в нас в классе?
Учащиеся: русские, ханты, манси, украинцы, ногайцы, дагестанцы, гагаузы, татары, белорусы, молдаване и др.
Ребята, на примере нашего класса мы должны понять, что наша страна - многонациональное государство. Послушайте стихи об этом. (слайд 13)
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. | У каждого народа Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, Другой надел халат. | Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия У нас у всех – одна. |
Открытие новых знаний
Работа с учебником. (слайд 14)
с. 5-6 «Мировое дерево» чтение и обсуждение.
Почему у наших предков представление о мире связано с образом дерева?
С чем люди издавна сравнивали крону дерева? Ствол? Корневище?
с.6-7 работа с текстом «Земля оттич и дедич».
О чём этот рассказ?
Можно ли отнести то, что написал писатель к любому другому народу?
Работа с материалом учебника на странице 5.
Самостоятельно прочитайте текст на с. 7
Объясните, почему человеку необходимо знать свои корни?
Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения со словами Россия, отечество, патриот, президент и др.
Закрепление основных понятий урока.
Чайнворд – найди начало и прочитай пословицу.
К | Б | С | О | И |
Е | Е | О | Л | Н |
В | З | Т | О | С |
О | Р | Ч | В | Е |
Л | О | , | Е | П |
Е | Д | Ы | Й | З |
Ч | И | Н | Б | Е |
Человек без Родины, что соловей без песни.
Рефлексия
В конце каждого урока мы будем проводить рефлексию. Это нужно для того чтобы выяснить что дал вам сегодняшний урок.
На доске нарисована лестница личного роста. возьмите фломастеры и нарисуйте мне кружочек определенного цвета на определенной лесенке -зеленый (уроком доволен, понравился), желтый (ничего нового не узнал, урок обычный), красный (урок не понравился, скучный), выберите те, которые можно отнести к сегодняшнему уроку и нарисуйте.
Итог урока. (слайд 15)
Подводя итог урока, мне бы хотелось, чтобы вы никогда не забывали, что вы - граждане великой страны. У нее богатая и славная история, у нас всех общая судьба. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
Домашнее задание. Нарисовать в тетради свое мировое дерево. Ответить на вопрос 3.