Познание мира Класс: 2 Дата проведения: 26.11.15 Урок № 12
Тема: Значение воды в жизни человека, животных и растений.
Цель обучения (когнитивная): формировать представление о значении воды для жизни на земле, развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками, воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Цель личностного развития: Продолжать формировать взаимодействие в парах и группах
Ожидаемый результат:
Ученик:
А – рассказывает о значении воды по рисункам
В – находит нужную информацию в тексте
С – рассуждает по поводу источников загрязнения воды, обосновывает ответ
Этап | Ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценивание | Модуль |
I. Мотивационный этап | (на доске записаны) | Тренинг «Добрый клубок» Проверка д/з «Знаешь сам – расскажи другому» «Правда ли?» 1. Вода - текуча? 2. Вода имеет цвет? 3. Вода имеет форму? 4. Пахнет ли вода? 5. Вода имеет вкус? 6. Вода может быть в твердом состоянии? 7. Поддерживает ли вода горение? 8. Вода - это жидкость? 9. Растворяются ли некоторые вещества в воде? Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Сегодня мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий, которые выступят со своими сообщениями. Постановка целей и определение темы урока. Я узнаю… Я смогу… Я научусь… | Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы. Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева. Пересказ в парах (- +) Самопроверка Высказывания детей | Взаимооценивание самооценка Техника «20 секунд». «Сигналы рукой». | НП ОдО КМ УиЛ ВО ТиО ИКТ |
II. Операционный этап. | Таблица у каждого Раздаточные тексты | Работа с таблицей «Знаю. Хочу узнать. Узнал (ЗХУ)» З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | |
Изучение материала в парах Биологи Инженер Экономист Историк Эколог Краевед Врач Синоптик Представление материала | Работа в группах – заполнение таблицы
Каждая пара изучает материал с точки зрения определённой профессии
Пара выступает перед классом | «Словесная оценка» Техника «20 секунд». Взаимооценивание. | |
III. Рефлексия. | стикеры | - Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять? ВЫВОД. - Вода входит в состав любого организма. - Вода – это жизнь, красота , здоровье. - Вода – помощник человека. - Количество воды ограничено. - Вода загрязняется.
Составление синквейна вода «Закончи предложение.» Я узнал… Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…  Домашнее задание. С. 51-53, пересказ, вопросы | Работа в группах Самооценивание своей деятельности | Самооценка | |
З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
| Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | | | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | |
З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
| Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | | | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | |
З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
| Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | | | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | |
З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать | З - что мы знаем про воду? | Х – что хотим узнать? | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать |
| Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | | | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? | |
БИОЛОГ
- Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом. (Демонстрируется опыт).
На доске вывешивается СХЕМА 1.
Вода важное для организма вещество: На 1 кг тела коровы – 600 г воды, Утки – 700 г воды. У медузы на 1 кг тела – 99 г воды. |
ВЫВОД: Мы видим, что вода входит в состав любого организма
- Вода – дом для множества растений и животных.
Как связана их жизнь с водой?
При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.
БИОЛОГ Читает стишок.
Не умыться, не напиться Без воды.
Листику не распуститься Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Вывод такой, что вода – это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженер
Вода важное для организма вещество:
На 1 кг тела коровы – 600 г воды,
утки – 700 г воды.
У медузы на 1 кг тела – 99 г воды.
РЫБА
ВОДА


ВЫДРА
УТКА
ИНЖЕНЕР
- Вода – друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли… Вода – важный помощник для человека!
- Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?
УЧЕНИКИ: Морская вода непригодна для питья.
- Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов.
ЭКОНОМИСТ
1 кубометр воды весит тонну (1000кг), а поднять его могут 15 – 20 человек или подъемный кран.
Объясняет по схеме 3 (на доске).
Для производства 1 т стали – 150 т воды. Для изготовления 1 т бумаги – 250 т воды. Чтобы вырастить 1 т свеклы – 1о т воды. |
ЭКОНОМИСТ: Детям предлагается решить экономические задачи.
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.? (Дети решают задачу и дают ответ).
- Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том, что для жизни нужна только чистая вода. “Вода – дороже золота”. Послушаем историка.
Для производства 1 т стали –
150 т воды.
Для изготовления 1 т бумаги –
250 т воды.
Чтобы вырастить 1 т свеклы –
10 т воды.
ИСТОРИК
- Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы, придуманные разными народами, которые ценили воду. Читаются пословицы учащимися и объясняют смысл пословиц.
См. таблицу 4.
Вода – мать полей, а без матери не проживешь. Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. Капля за каплей образуют озеро, а перестанешь капать – образуется пустыня. |
(Выслушиваются ответы детей).
- Свою точку зрения выскажет эколог.
ЭКОЛОГ
– Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде… Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает самоочищаться
- Слово краеведу.
Вода – мать полей, а без матери не
проживешь.
Мы не ценим воду до тех пор, пока
не высохнет колодец.
Капля за каплей образуют озеро, а перестанешь капать – образуется пустыня.
КРАЕВЕД
– Мое стихотворение относится к нашей местности – водоему.
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая…,
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит,
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.
- Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача.
ВРАЧ:
Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы.
- Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани
Демонстрирует как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.
ВЫВОД ДЕТЕЙ. Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду.
- У нас присутствует синоптик.
СИНОПТИК
– Посмотрите на схему и подумайте, почему нельзя гулять без зонта под дождем. (Смотрим схему 5).
Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (самолеты, мосты, машины).