Урок по предмету речевая практика
по теме: «У меня есть щенок!»
Конспект разработан для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы .
ЦЕЛЬ: Создать условия для формирования представления учащихся о домашнем животном – щенке.
ЗАДАЧИ УРОКА:
-учить составлять рассказ- описание с опорой на символический план.
-способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности, творческих способностей;
- способствовать обогащению и активизация словарного запаса;
- уточнение понятия «домашний питомец», «домашнее животное»;
- формировать положительное отношение к животным;
-способствовать формированию положительной мотивации учения.
Предметные результаты:
научиться определять понятие «щенок- домашнее животное».
Личностные БУД:
-осознание себя как ученика, принятие социального статуса, соответственно возрасту, положительное отношение к окружающей действительности.
Познавательные БУД:
-выделять существенные признаки животного;
Регулятивные БУД:
- сотрудничество со сверстниками в разных социальных ситуациях, слушать и понимать инструкции к заданию в разных видах деятельности контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные БУД:
- вступать в контакт и работать в коллективе, использовать принятые ритуалы социального взаимодействия, слушать и принимать инструкцию в разных видах деятельности .
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: Игрушки «собака», миска, мячик, косточка, коврик — лоскут ткани, картинка с изображением щенка, картинка с изображением собачьей головы и шеи, без носа, пластилин, бусинки или макаронные изделия «колесики», карточки с заданиями, раздаточный и дидактический материал, аудиозаписи.,
Основная часть
Ход урока.
Организационный момент:
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал!
Артикуляционная гимнастика.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вводная часть:
-Ребята, я сегодня к Вам пришла не одна. Когда я шла на урок я кого-то встретила, и позвал с собой к вам. Чтобы узнать с кем я пришла, вам нужно отгадать загадку
Лает, косточки грызёт,
Мяч поймает, принесёт!
Скачет радостно у ног,
Это маленький ... . (Щенок)
- Правильно ребята. Это Щенок. Я назвалаего Барбос.
- Наш щенок с Вами хочет познакомится и подружиться.
(Щенок здоровается с каждым ребенком. Ребенок говорит свое имя)
- Ребята, что это за животное? (собака )Барбос это какое животное? (домашнее ) Правильно , и теперь он будет жить у меня дома.
- В магазине мне дали набор для щенка . Давайте вместе посмотрим, что там.
Дидактическая игра «Что нужно щенку?»
Вот щеночек— наш Барбос —
Белый лобик, черный нос.
Что нужно щеночку Барбосу? Учитель достает предметы, ученики называют и поясняют для чего нужны эти предметы.
(коврик). Для чего собаке коврик? Чтобы спать на нем.
(миска.) Для чего собаке миска? Чтобы есть из нее.
(кость.) Для чего собаке кость? Чтобы грызть ее.
(мяч) Для чего собаке мяч? Чтобы играть с ним.
Словарное упражнение «Назови ласково»
Посмотрите и назовите все, что стоит находится вами.
Щенок, миска, ковер, кость, мяч.
Давайте теперь назовем их ласково:
Щенок —щеночек
Собака — собачка.
Ковер — коврик.
Миска — мисочка.
Кость — косточка.
Мяч — мячик.
-А наш барбос пришел не один!
Сюрпризный момент «Узнай по голосу»
- Здесь в сундучке спрятались его друзья. Послушайте и по голосу попытайтесь угадать, кто же это? (Раздается собачий лай).
(дети угадывают животное ) один-щенок, а много – щенки.
Звукоподражание «Собака лает»
Большая собака лает громко «гав-гав», маленькая собака лает тихо «гав-гав», а щенок тявкает «тяф-тяф».
Актуализация знаний.
Изучение нового материала
(учитель раздает каждому на парту по игрушке щенку)
Давайте рассмотрим нашего щеночка
- Собака это домашнее или дикое животное? Домашнее. Начните со слов: «Собака это…».
-Что у нее есть? (голова, глаза, нос, лапы, хвост, туловище). Начните со слов: «У нее есть…».
- Каким цветом наша собака? (коричневая). Начните со слов «она …». Она коричневого цвета.
- Что она любит есть? (косточки, мясо). Начните со слов «она любит». Она любит есть косточки и мясо.
-Какую пользу человеку приносит собака? Охраняет дом. Начните со слов «она охраняет дом человека».
- Вы очень хорошо ответили на вопросы, теперь послушайте мой рассказ о собаке.
Это собака. Она – домашнее животное. У нее есть голова, уши, нос, глаза, лапы, хвост. Она коричневого цвета. Она любит есть мясо и косточки. Собака охраняет дом человека.
Попробуйте повторить рассказ. Сначала назовите животное, расскажите домашнее оно или дикое. Потом расскажите, что у нее есть, какие части тела. Каким цветом наша собака. Укажите, что она любит есть. В конце напомните, какую пользу она приносит человеку.
- Давайте немножко отдохнем и выйдем из за парт.
Физминутка «Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Пять щенков живет в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Бегают все по квартире (хлопаем в ладоши)
Влево вправо и назад (наклоны туловища вправо, влево)
Раз, два, три, четыре - (повороты туловища вправо, влево)
Я щеночкам очень рад. (хлопаем в ладоши)
-Ну что, ребята, немного отдохнули? Садитесь, пожалуйста, на свои места.
- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово щенок
Мы решили погулять со …(щенком).
Мы показали соседям нашего…(щенка).
Мы играли с нашим …(щенком).
Мы рассказали бабушке о …(щенке).
Дорисуй щенка. (Приложение 1)
Учитель раздает картинки с изображением щенка. На доске вывешивается образец. Ученику необходимо дорисовать недостающие детали.
Дыхательная гимнастика «Собачки»
Запахло сосисками и собачка унюхали их запах. Нюхаем воздух как собачки — шумно, быстро. Короткие вдохи. По три раза. И плавный выдох через рот. Нюхаем по два раза («нюх-нюх») и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать.
Подбородок слегка приподнят, вдох, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой.
Лепка барельефная «Носик и красивый ошейник» (Приложение 2)
Дети круговым раскатыванием лепят шар-носик и прижимают его к тому месту на рисунке, где должен быть собачий нос. Затем прямым раскатыванием делают колбаску-ошейник и прижимают его горизонтально к шее собаки, а затем украшают ошейник — вдавливают бусинки или макаронные изделия.
Рефлексия (подведение итогов урока)
На уроке проводилась работа по развитию:
Слухового и зрительного внимания.
Мышления.
Внимание
Памяти.
Активизации словарного запаса по лексическим темам: домашнее животное, домашний питомец.
Общей и мелкой моторики.
Согласования речи с движение
Приложение 1


Приложение 2
