10
Открытый урок по предмету «Человек и мир» 2 класс |
Тема Растения родного края Тип урока Обобщающий урок |
|
|
|
учитель начальных классов Шлык Ирина Николаевна
2016
Цели и задачи:
-систематизировать и углубить знания учащихся о культурных и дикорастущих растениях ближайшего окружения,
-развивать логическое мышление, память, внимание,
-активизировать познавательную деятельность,
-содействовать осознанию необходимости бережного отношения к растениям, развитию умения видеть и беречь красоту растительного мира родного края.
Ход урока
Организационный момент
Начнем наш урок с небольшого упражнения.
Закройте глаза, глубоко вдохните, расслабьтесь. Представьте себе, что вы стоите на берегу океана, по синему морю плывут облака.
Они несут вам познание, вдохновение и успех. Солнце освещает деревья, поют птицы, шумят волны, вам хорошо и спокойно. Приятная обстановка придает вам уверенность в своих силах. Я желаю вам успеха на уроках.
Дидактическая игра «Поспевай-не зевай» (для снятия психологической инерции)
1. Сколько человек тянули репку?
2 .Красная шапочка носила венок из одуванчиков или ромашек?
Игра «Дорисуй недостающее»
На листах бумаги схематически нарисованы лист кувшинки, лист подорожника, лист вороньего глаза
- Назовите одним словом части растений.
- Назовите растение, лист которого показан первый. Дорисуйте цветок.
- Лист какого растения показан вторым? Что мы должны дорисовать?
- Какому растению принадлежит последний лист? Дорисуйте цветок. Сколько листьев еще нужно дорисовать на этом рисунке?
Настроились на работу?
Нам нужно добавить только хорошее настроение.
Давайте вспомним какой-нибудь красивый уголок природы, в котором нам всегда приятно побывать.
2. Целеполагание
- С какими растениями мы познакомились на предыдущих уроках?
- Сегодня нам предоставляется возможность проверить себя, насколько хорошо мы знаем растения нашего края, научились ли мы их распознавать и описывать. Кроме того, мы узнаем еще много интересного о мире растений. Поможет нам решить эти задачи увлекательная, очень занимательная книга «Этот удивительный зеленый мир»
Почему зеленый мир?
Есть ли у вас, ребята, желание попутешествовать по страницам этой книги? Тогда, милости просим.
Систематизация и обобщение материала.
Перевернем первую страницу. Прочитаем название
Такие разные и такие похожие
- Как вы думаете, чем похоже большинство растений?
(У растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод.)
- Чем отличаются?
(Разные листья, цветки ,плоды, стебли.)
На этой странице есть интересные задания, которые мы можем выполнить.
Задание «Загадаю- отгадай»
Из травы под тенью кроны
Смотрит черный глаз вороны. (Вороний глаз)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза)
Крона кудрявая,
Сучья корявые, плод полированный,
Как из меди кованный. (Дуб)
На реке у бора -
Чашка из фарфора:
Как день - она всплывет,
Как ночь - она ныряет. (Кувшинка белая)
Ягоды - не сладость,
Садам - украшение,
Дроздам - угощение. (Рябина)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти,
Дети ,птицы и медведи. (Малина)
Лег пластом у дороги,
Разметал руки, ноги,
Его бьют сапогом,
Его мнут колесом-
Ему все нипочем,
Хоть ударь кирпичом! (Подорожник)
Игра «Назови нужное» ( с мячом)
Дикорастущее дерево (Елка)
Культурное растение сада (Яблоня)
Овощ ( Огурец)
Дикорастущий кустарник
Лекарственное травянистое растение
Лекарственное дерево
Ядовитое травянистое растение
Ядовитый кустарник
Растение - краснокнижник
Страница вторая «Для умников и умниц»
Игра-физкультминутка «Деревья, кустарники, травы»
Волчье лыко, лещина, вороний глаз, кувшинка белая, сосна, венерин башмачок, прострел луговой, колокольчик, малина, береза.
Распределите растения: если это дерево, то поднимите руки вверх, если это кустарник, то положите руки на пояс, а если травянистые растения, то присядьте.
Следующая игра «Назови одним словом»
Томат, огурец, кабачок, редис-это…
Яблоня, вишня, томат, укроп-это…
Береза, ель, клен-это…
Подорожник, малина, липа, тысячелистник-это..
Белена черная, вороний глаз-это…
Психогимнастика
Топали да топали ( на всей стопе)
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали (на пятках)
Да ноги все протопали.(на носках)
Помните ли вы сказку про Мужика и медведя?
Упражнение «Вершки и корешки»
Если называется растение, у которого съедобные подземные части, то надо присесть, если наземные- встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
Капуста, свекла, морковь, щавель, лук.
Открываем третью страницу «Удивительное рядом»
Каким растениям принадлежат эти рекламы:
1. Душистое, медовое, золотое дерево.(Липа)
2. Дерево здоровья, смолистое, стройное, с золотистой корой. (Сосна)
3. Дерево щедрое, дарящее птицам свои яркие, красивые плоды. (Рябина)
4. Растение-друг путешественника зеленый бинт. ( Подорожник)
5. Растение- часы, предсказатель погоды. (Кувшинка белая)
6. Музыкальное, радостное дерево, с красивой кроной, ветками до самой земли. (Ель)
Четвертая страница «Знаем и умеем»
Самостоятельная работа – работа в парах( дополнительные тетради на печатной основе «Человек и мир: тестовые задания»)
Самопроверка. Взаимопроверка между парами.
Пятая страница «Мы - друзья и защитники растений»
Хорошие друзья всегда хорошо знают друг друга, умеют говорить приятное своему другу.
Игра «Хлопаем в ладоши»
Если эти слова о значении растений- хлопаем в ладоши
Тетради, карандаши, парта, кислород, телевизор, корабль, чай, салат, борщ, красота, открытие, шариковая ручка, дом, нектар, корм, полотенце, мороженое, шкатулка, скворечник.
На прошлом уроке мы говорили о том, что растения нуждаются в охране, нашей защите. Что нужно делать, чтобы стать другом растений?
Чтобы носить это гордое звание «Друг и защитник растений»?
Нужно знать и соблюдать определенные правила. Хорошо ли вы их знаете, сейчас проверим.
Игра «Я буду - я не буду»
Чтобы растения не страдали от вытаптывания, я буду…
Чтобы не исчезали цветущие растения, я не буду…
Чтобы не отравлять почву, на которой растут растения, я не буду…
Чтобы красивоцветущие растения не исчезали, я буду…
Чтобы птицы охраняли растения от вредителей, я буду…
Чтобы в огне не гибли растения, я не буду…
Чтобы комнатные растения всегда хорошо себя чувствовали, я буду…
Игра «Да - нет»
Я букетик соберу,
И веночек я сплету.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
По тропинкам я хожу
Ничего я не топчу.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
На опушке цветы цветут
Дети любуются ими, не рвут.
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
В жаркий день костер зажгу
Как хочу - я отдохну!
Дайте, дети, мне ответ:
Это можно или нет?
Мусорить -
Нести беду!
Травинке, каждому цветку.
Дайте, дети, мне ответ
Это можно или нет?
Может в каждом цветке живет добрый эльф, который дарит людям хорошие сны и улыбки, но, конечно, только добрым. И если прислушаться, можно услышать:
Мне по нраву только тот,
Кто мир природы бережет,
Кто березку не сломает.
И пичужку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет…
Кто всегда в моем дому
Уважает тишину!
Следующее задание для вас:
Найди способ прочитать новое слово
Заяц
Арбуз
Подорожник
Огурец
Вороний глаз
Ель
Дуб
Нарцисс
Ирис
Картофель
- Какое слово здесь спряталось?
Кто самый смекалистый и внимательный? (Заповедник)
- Какое отношение имеет это слово к растениям? (В заповедниках охраняются растения)
Знакомство с «Красной книгой Беларуси»
- На какие группы можно разделить все растения? (Дикорастущие и культурные)
Игра «Хлопаем в ладоши»
Если это растение занесено в « Красную книгу Беларуси»
Вороний глаз, венерин башмачок ,первоцвет высокий, тысячелистник, прострел луговой, волчье лыко, кувшинка белая.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Вы были на концерте или в театре и видели, что зрители благодарят артистов рукоплесканием.
Если было интересно на уроке, похлопайте в ладоши. Чем интереснее, тем громче должны быть ваши хлопки. Своими хлопками мы говорим спасибо друг другу и себе за интересную и успешную работу.
Все вы умницы! Работали дружно, добросовестно! Были внимательны и активны, проявили смекалку, находчивость, сообразительность, показали свои знания. Поаплодируйте сами себе и скажите: «Молодцы!»
Поднимите руки, опустите их на голову, погладьте себя. Вы - молодцы!