Цель урока (занятия): Знакомство с разнообразием животных и их классификацией по групповым признакам.
формирования познавательного интереса к окружающему миру и бережного отношения к нему;
воспитания культуры общения в группе со сверстниками.
Необходимое техническое оборудование: учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
№ | Название используемых ЭОР | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время (в мин.) |
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: ввести учащихся в пространство учебной деятельности |
1 | | Настраивает учащихся на урок:
Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы за парты дружно сели, На меня все посмотрели.
- Ребята, сегодня на уроке вас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. | Учащиеся внимательно слушают учителя. | 2мин. |
Этап урока: Актуализация знаний Цель: вывести и зафиксировать затруднения в пробном учебном действии учащихся. |
2 | Презентация Power Point (слайд 1). | Постановка учебной проблемы и познавательной задачи. Демонстрация слайда 2. - Чтобы узнать тему урока, нам необходимо отгадать загадки:
1. Мой хвост не отличишь от головы. Меня всегда в земле найдёте вы.
2. Ползла букашка По большой ромашке. Но вспорхнула второпях И запуталась в сетях. Угадайте, дети: Кто расставил сети? 3. Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок — Остался стебелёк. 4. По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, Нос откусит ... 5. Все живут они в реке, Норы делают в песке, Всегда пятятся назад И усами шевелят. Поднимают клещи вверх: "Покусаем мы вас всех", Кто такие забияки? Это маленькие ... .
- Посмотрите на изображения и скажите, какое лишнее? Почему? - Что объединяет слова, которые остались? | Учащиеся отгадывают загадки:
Червяк
Паук
Одуванчик
Крокодил
Раки
Находят лишнее слово и доказывают почему. (Одуванчик. Относится к царству растений)
-Относятся к царству животных | 5 мин. |
Этап урока: Постановка учебной задачи Цель: построить проект выхода из затруднения |
3 |
Презентация Power Point (слайд 2) | Задает вопросы, выслушивает и обобщает ответы детей, формулирует тему и цель урока: - Ребята, а это одинаковые животные или разные? - Можете ли вы сформулировать тему урока, о чем пойдет речь? - О каких именно животных? - Какую цель поставим на уроке? - Итак, сегодня на уроке мы отправимся в «Мир животных». Нам необходимо будет выделить группы животных и определить отличительные особенности каждой группы. |
Дети высказывают предположения
Формулируют тему урока (о животных)
О разных
Дети высказывают предположения | 3 мин. |
Этап урока: Открытие новых знаний. Исследовательская работа в группах. Цель: реализовать построенный проект |
4. | Презентация Power Point (слайд 3) (слайд 4) Презентация Power Point (слайд 5) (слайд6) (слайд 7) | Вступительное слово учителя: - Да, всё это представители замечательного царства животных. - Как называется наука о животных? С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных, например, в древнем Египте кошку почитали как богиню Баст, покровительницу ночи, охоты. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которые служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. -Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому, к окружающему нас миру! Учитель объясняет правила работы в группах: - Учёные – зоологи делят царство животных на группы. На какие мы узнаем, если проведем исследование. - Я предлагаю поработать по группам. Каждая группа получит пакет с материалом об определенной группе животных. Вам необходимо прочитать текст, приклеить представителей группы и подготовить одного выступающего по плану: 1. Определить общее название. 2. Среда обитания. 3. Покровы тела. 4. Способы передвижения. 5. Представители группы. - В помощь можно использовать учебник на странице 86 – 87. - Не забывайте, что вам надо работать дружно и уважать мнение друг друга. Распределите роли: кто читает, кто пишет, а кто приклеивает. Работаем очень тихо, другим не мешаем. Контролирует работу групп, оказывает помощь, если необходимо. Проверка работы групп: - Ребята, вы сейчас работали в группах. Давайте проверим, что у вас получилось. Группа «Черви» Группа «Моллюски» Группа «Иглокожие» | Учащиеся слушают вступительное слово учителя.
- Зоология
Учащиеся слушают объяснения учителя.
Дети в группах рассматривают фотографии животных, читают текст, оформляют плакат и готовят выступающего.
Выступления подготовленного учащегося из группы. | 15 мин. |
Этап урока: Физкультминутка Цель: сохранение здоровья обучающихся |
5 | Презентация Power Point (слайд 9) | Проводит физминутку и показывает движения: Хомка, хомка, хомячок (раздувают щёки) Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам) Хомка раненько встает, (движения на растяжку) Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи) Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание) И выходит на зарядку (марширование на месте) Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку) Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук) | Учащиеся повторяют движения за учителем | 5 мин. |
6 | Презентация Power Point (слайды 10-13) | - Немного отдохнули, а теперь продолжим.
Группа «Ракообразные»
Группа «Паукообразные»
Группа «Земноводные»
Группа «Пресмыкающиеся»
- Какие группы животных мы с вами перечислили? | Представители групп выходят к доске, прикрепляют свой плакат и рассказывают, как называется данная группа, о её особенностях. Ответы детей. | 5 мин. |
Этап урока: Первичное закрепление. Включение в систему знаний и повторение. Цель: применить новый способ действий в решении типовых заданий, применить новый способ действий для будущих новых норм |
7 | Презентация Power Point (слайды 10-13)
Слайд 14 | Объясняет задание первичного закрепления: - А сейчас мы проверим, как вы запомнили выступления других групп. На слайде будут появляться животное, а ваша задача: определить, к какой группе оно относится. Вы поднимаете сигнальную карточку с названием группы. Просмотр слайдов. Обобщение. - Богат и разнообразен животный мир нашей Родины. Но с каждым годом он становится всё беднее. -Почему? -Какие правила поведения необходимо помнить? |
Внимательно слушают учителя.
Дети просматривают слайды и определяют группу животных.
Ответы детей
Ответы детей | 5 мин. |
Этап урока: Итог урока. Рефлексия. Цель этапа: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. |
8 | | Подводит итог урока: - Какая наука изучает животных? - На какие группы делятся животные? - Урок подходит к завершению. Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Цель, которую ставили в начале урока мы достигли. Мы доказали разнообразие животных. – А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу. Если вы довольны работой и уроком, то приклейте своего животного на зеленую лужайку, а если нет – на серую. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя | 3 мин. |
Этап урока: Домашнее задание. Цель: сообщить домашнее задание, разъяснить методики его выполнения |
| Презентация Power Point (слайд 15) | Объясняет домашнее задание: 1. Прочитать в учебнике страницы 86 – 89. 2. Подготовить сообщение о животных. | | 2 мин. |