СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по профориентации "Мотивы выбора профессии"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по профориентации "Мотивы выбора профессии"

Урок технологии, 8 класс

Цели:сформировать понятие «мотив и мотивация в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся представления о профессии; осознание своих профессиональных желаний и соотнесение их с возможностями; воспитание ответственного отношения к выбору.

Тип урока: Комбинированный

Методическое оснащение урока:

  • Презентация
  • Карточки с заданиями

Основные понятия:мотив, мотивация

1.Подготовительный этап

2.Актуализация знаний учащихся

Всем добрый день. Продолжаем изучение раздела технологии профессиональное самоопределение. На прошлом уроке мы познакомились с такими понятиями как профессия, специальность, узнали, что существует 2 пути выбора профессии. Первый путь проб и ошибок и второй путь, когда человек изучает самого себя, свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, то что делает каждого человекаиндивидуальным. Затем знакомится с миром профессий, узнаёт какие требования предъявляют различные профессии к человеку и только после этого необходимо сопоставить изученные требования со своими особенностями. Этот путь выбора профессии является наиболее осмысленным и точным, чем собственно мы и занимаемся на уроках по профессиональному самоопределению.

Тему сегодняшнего урока попробуйте сформулировать сами после того как я познакомлю вас с притчей.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по профориентации "Мотивы выбора профессии"»

Урок по профориентации "Мотивы выбора профессии"

Урок технологии, 8 класс

Цели: сформировать понятие «мотив и мотивация в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся представления о профессии; осознание своих профессиональных желаний и соотнесение их с возможностями; воспитание ответственного отношения к выбору.

Тип урока: Комбинированный

Методическое оснащение урока:

  • Презентация

  • Карточки с заданиями

Основные понятия: мотив, мотивация

1.Подготовительный этап

2.Актуализация знаний учащихся

Всем добрый день. Продолжаем изучение раздела технологии профессиональное самоопределение. На прошлом уроке мы познакомились с такими понятиями как профессия, специальность, узнали, что существует 2 пути выбора профессии. Первый путь проб и ошибок и второй путь, когда человек изучает самого себя, свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, то что делает каждого человека индивидуальным. Затем знакомится с миром профессий, узнаёт какие требования предъявляют различные профессии к человеку и только после этого необходимо сопоставить изученные требования со своими особенностями. Этот путь выбора профессии является наиболее осмысленным и точным, чем собственно мы и занимаемся на уроках по профессиональному самоопределению.

Тему сегодняшнего урока попробуйте сформулировать сами после того как я познакомлю вас с притчей.














Притча

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому из них по вопросу.

     У первого спросил:

-Что ты делаешь?

        И тот с ухмылкой ответил, что целый день возит проклятые камни.

        У второго спросил:

-А что ты делаешь целый день?

И тот ответил:

-Я добросовестно выполняю свою работу и зарабатываю деньги для своей семьи.

       -А ты чем занимаешься? – спросил мудрец у третьего.

       А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

-А я принимаю участие в строительстве прекрасного храма.

Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

Обсуждение: Отношение у людей к работе разное, потому что внутренний настрой каждого свой. Для одного это – тяжкое бремя, для другого – долг, а для третьего- святое. У них разные мотивы и потребности.

Именно так и будет звучать наша тема урока-Мотивы выбора профессии. (слайд 1) Сегодня вы не только познакомитесь с этими понятиями, но и определите собственный мотив профессионального выбора.

Действительно, в трех ответах людей, занятых одним делом, отражены основные мотивы трудовой деятельности.


  1. Изучение нового материала и закрепление знаний.


Мотив – это внутренний двигатель, заставляющий человека действовать. (слайд 2)

Большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: для чего я это делаю? «Я учусь, для того чтобы…» «Я хочу получить профессию… чтобы…»

Ответьте на вопросы: Ради чего я учусь? Ради чего я собираюсь работать?

Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руково­дствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зар­платой, ориентируется на хорошие условия труда или следует ука­заниям родителей и т. д.


Рассмотрим наиболее распространённые мотивы. (слайд 3)

Интерес к профессии – это одна из наиболее веских причин выбора профессии. Именно интерес стимулирует человека использовать свои знания, развивать свои способности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.

Самоутверждение - человек стремиться добиться успеха в профессиональной карьере, занять определённое положение в обществе.

Социальные мотивы – человеку важно своей работой приносить пользу другим людям или обществу в целом. Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.

Познавательные мотивы - стремление к овладению специальными знаниями и умениями, узнать суть профессии.

Творческие мотивы – желание быть не таким как все, оригинальным и неповторимым. Человек старается подходить к решению различных вопросов нестандартно, постоянно придумывать что-то новое.

Престижность - Стремление к профессиям, которые ценятся в обществе, среди друзей и знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе. Работа юриста или экономиста может привлекать своей престижность по сравнению, например, с низко квалифицированным рабочим - грузчиком, уборщицей. Однако, если человек любит свою работу, добросовестно и честно её выполняет, то он заслуживает общественное признание и своим трудом поднимает престижность профессии.

Материальный мотив - Стремление получать материальные блага. Человек, у которого является ведущим этот мотив, старается получить более высокую заработную плату за свой труд.

Каждый человек выбирающий себе профессию должен четко определить для себя, какие мотивы для него важнее.

Упражнение по профориентации "Основной мотив твоего выбора"

(слайд 5)

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список мотивов включает 16 фраз: задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует зачеркнуть еще 4 мотива, которыми в меньшей степени стали бы руководствоваться при выборе. Далее - исключить еще 2 менее важных из четырех оставшихся мотивов. Затем удаляем еще один из двух.

Давайте подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый). Вывод делается исходя из ответов детей.

При выборе профессии учитывается множество факторов, но главное, на чем должен быть основан выбор, это учет таких факторов, как:

хочу, могу, надо (слайд 4)

Упражнение «Три листочка»

Учащимся раздаётся по три листочка бумаги разного цвета. Учитель просит написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения)

На втором листочке (МОГУ) напишите, что вы можете.

На третьем листочке (НАДО) напишите, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.)

Положите эти листочки перед собой. Это – три слагаемых правильного выбора профессии.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). (это ваши интересы, склонности, желание заниматься интересующим вас делом).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). (уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности)

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО). (спрос на профессию, потребность в ней общества).

Их можно представить в виде окружностей:

1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Как ни странно, но больше половины выпускников двигаются именно по этому пути.


2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.


3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие. Это вариант называют «Золотое правило выбора профессии» ХОЧУ+МОГУ+НАДО

Люди у которых совпали эти три составляющие достигают больших успехов в профессиональной деятельности.

Приводятся примеры успешных в профессии людей Зеленодольска.

Константин Васильев-знаменитый на весь мир художник, живший и работающий в п. Васильево, а также работающий в ДК «Родина».

Тимергалеева Рузиля-руководитель группы компаний «Березка».

Когогин Сергей в прошлом директор ЗМЗ, министр экономики и промышленности РТ. В настоящее время- генеральный директор ПАО «Камаз».

Дядькова Лариса-советская и российская оперная певица, солистка оперы Мариинского театра.

Гарипова Дина- народная артистка Татарстана, первая победительница телешоу «Голос», финалистка конкурса «Евровидение».

Калимуллин Рашид-видный татарский композитор, народный артист РФ и республики Татарстан.

Колотов Виктор- выдающийся советский футболист, обладатель суперкубка и кубка кубков UEFA, шестикратный чемпион России.

Ларьков Андрей-лыжник, заслуженный мастер спорта.

Адаев Константин- спортсмен, каскадер, снялся в более чем в 40 лентах.

Доценко Анастасия-российская лыжница, мастер спорта, чемпионка мира 2015 года.

Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши «МОГУ», «ХОЧУ», «НАДО»?

Как вы думаете, на что вам было бы проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?

Физкультминутка «Кнопки мозга». 

1.Сложите ладони перед грудью пальцами вверх, не дышите, сдавите изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и груди. Теперь втяните живот и потянитесь вверх. Как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10с и стало жарко. Повторите 3 раза.

2.Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Потяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь, растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно - так, чтобы было приятно, 10-15 с.

Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Игра «Профессиональные качества”. (слайд 6,7,8,9,10,11)

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники.

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информированность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуникабельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Сила воли

Эрудированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Интуиция

Ответственность

Тактичность

Образованность

Воспитанность

Собранность

Интуиция

Жизнерадостность

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Милосердие

Коммуникабельность

Интуиция

Порядочность

Ум

Милосердие


Умение оперировать цифрами, информацией



Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Знание психологии

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Самосовершенствование

Ответственность

Собранность

Отвага

Решительность

Патриотизм

Воображение

Знание техники и оружия

Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

(КЛОУН)


Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков. (слайд12)

Например, если я буду плохо учится, то не стану тем, кем мечтаю стать или если я не буду ходить на работу, то мне не чего будет есть, если я буду много есть, то я никогда не похудею.

Мотив и мотивация - разные понятия!

Мотив основан на потребности: в безопасности и материальном благополучии, общественном признании или самовыражении. Пока потребность актуальна – человек пытается достичь желаемой цели. Если она реализована, то уровень активности личности резко снижается или движение прекращается совсем до момента, пока потребность опять не актуализируется. Пример: голод.

Мотивация – более широкое понятие, включает систему факторов, влияющих на поведение человека (потребности, мотивы, цели, намерения и др.) Пример: Нужна работа чтобы заработать и открыть своё дело. (цель, потребность и мотив).

Сегодня вы познакомитесь с внутренней и внешней мотивациями, профессиональной и внепрофессиональной. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека.

Примеры:

Я смотрю фильм потому, что он мне нравится. Я работаю учителем потому, что мечтала им стать. (внутренняя)

А внешняя мотивация навязывается извне. Пример:

Я буду работать добросовестно потому, что за хорошую работу получу премию.

Помните, как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, — говорит одна девица,

Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир».

«Если б я была царица, — говорит ее сестрица,

Я б на целый мир одна наткала бы полотна».

«Если б я была царица, — третья молвила девица,

Я б для батюшки-царя родила богатыря».


Царь в этой сказке поступает как профессиональный менеджер по работе с персоналом: находит каждой девице применение с учетом ее мотивации. У первых двух — профессиональная мотивация, исходя из которой царь их «трудоустроил»: одну сделал ткачихой, а вторую поварихой. У третьей девушки была ярко выраженная внепрофессиональная мотивация, она не хотела работать, а хотела быть царской женой. Поэтому именно ее царь взял в жены.


Тест «Определение мотивации» (методика Е.А.Головахи). (слайд 13)

Прочитайте суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.


1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества.

5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.

2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих.

3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.

6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.

Если выбранные вами суждения находятся в левой части таблицы (профессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если выбранные суждения находятся в правой части таблицы (внепрофессиональная мотивация), значит, в данный момент для вас важнее вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).

Если выбранные вами суждения оказались в разных частях таблицы, значит, ваша мотивация носит противоречивый характер. Решите, что для вас в данный момент важнее – профессиональное самоопределение или другие вопросы.

Итак, для достижения успеха в профессиональной деятельности — необходима мотивация.



Задание. Ознакомьтесь со следующими примерами и ответьте на вопрос, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?


Учащиеся готовят небольшие выступления.



…Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина он не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну.


…В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.


...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.


Алексей Мошкин - известный горнолыжник в мире спорта. Паралимпийский двукратный чемпион и двукратный бронзовый призер.

В 13 лет мальчик стал кандидатом в юношескую сборную. И вдруг трагедия! В декабре 1987 года Алексей попал под поезд и лишился обеих ног. Но уже через 4 месяца он катался на велосипеде и на роликах. Через год реабилитации полностью вернулся в горнолыжный спорт, через два года - участие в соревнованиях, еще через два - первая Олимпиада.




Ответы детей на вопрос.


Показ фильма из «Ералаш» «Выбор профессии».

Итог урока

Таким образом, можно сказать, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять. И неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают работники, совершившие ошибку при выборе профессии

Рефлексия

Ответы учеников на вопросы учителя:

«Что вы узнали нового на уроке? Какая информация оказалась самой интересной и познавательной?», «Как бы вы оценили свою работу на уроке?»

(слайд 14)





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!