СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму": Герасим и Муму

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по рассказу  И.С. Тургенева «Муму» с использованием технологии «Смысловое чтение»

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму": Герасим и Муму»

Курчавая Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Сучковская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы по рассказу И.С. Тургенева «Муму» с использованием технологии «Смысловое чтение»

Предметная область: русский язык и литература

Тема урока: Герасим и Муму. 5 класс

Цель:

  1. Создать условия для формирования умений смыслового чтения текста.

  2. Организовать деятельность обучающихся для формирования умений работать как в группах, так и индивидуально

Планируемые результаты:

предметные: знает героев повести, работает с тестом, строит смысловые цепочки на основе прочитанного текста


метапредметные:

  1. познавательные: читает текст и выделяет главную мысль, обобщает и делает выводы.

  2. Регулятивные: определяет цель урока, планирует свою деятельность.

  3. Коммуникативные: строит свое монологическое высказывание, работает в группе


личностные: оценивает поступки героев в соответствии с этическими нормами, выражает свое отношение к героям.


Тип урока: изучение нового материала


Методы/приемы обучения: частично-поисковый: беседа, художественное чтение, поиск и извлечение информации, работа с ключевыми словами.


Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуальная


Образовательные ресурсы: Учебник Литература, 5 класс. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. с. 203-229


Оборудование: кроссворд, карточки с заданиями, учебник


1. Побуждение.

Учитель:

-Ребята, у вас есть домашние питомцы? Как вы к ним относитесь?

-Хочется ли вам о них заботиться и почему?

Учитель: Домашние животные есть почти в каждом доме, в каждой семье. И мало того, они становятся частью той семьи, где их любят, где о них заботятся.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока с учетом произведения, которое мы с вами прочитали. (Герасим и Муму)

Муму тоже стала частью семьи глухонемого Герасима. Тема нашего урока «Отношение Герасима к Муму».

- Ребята, были ли у вас ситуации, когда вы наблюдали жестокое отношение к животным?

- Приходилось ли вам вмешиваться в ситуацию жестокого обращения с животными?

- Как вы считаете, Герасим положительный персонаж или отрицательный? Он совершил ужасный поступок, а мог ли он поступить иначе?

- Какова же цель нашего урока?

- Что мы будем делать, чтобы достичь данную цель? (работать с текстом, вычленять главное, систематизировать материал, делать выводы).

Весь урок мы будем работать над проблемным вопросом: Мог ли поступить Герасим по отношению к Муму иначе? Прежде чем перейти к работе непосредственно по теме урока, вспомним персонажей повести.

2.Проверка домашнего задания.

Кроссворд.

3. Осмысление. Направленное чтение.

Учитель: Вспомните первую встречу Герасима и Муму. Как это произошло? Для этого вам необходимо выполнить задания:

- Прочитайте текст №1

Вывод: до этого одинокий человек наконец-то приобрел семью, Муму стала ему семьей.

- Прочитайте текст №2

- в тетрадь выпишите чувства, которые Герасим испытывает к Муму.

(Счастье – потому что спас щенка

Дружба – Герасим не только спас щенка, но и приобрел себе друга

Взаимопомощь – Муму помогала Герасиму

Привязанность – он привязался к собачке, заботился о ней

Радость – он радовался, потому что мог заботиться о другом живом существе

Забота – прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка

Любовь – Герасим сам любил ее без памяти, и ему было неприятно, когда другие ее гладили

Ласка - Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.

Вопросы:

  1. Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима?

  2. Одобряете ли вы его поведение?

  3. Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму?


Вывод: Герасим и Муму были счастливы только лишь тем, что были друг у друга.


4.Минутка отдыха

Представьте, что вы увидели двухметрового Герасима. Посмотрите на него сверху вниз, снизу вверх.

Представьте, что вы Герасим, у вас в руках метла, метем двор: влево, вправо

Представьте, что Герасим ищет Татьяну. Найдите глазами всех Татьян в классе.


Учитель: Но описание счастливого года занимает крохотную часть в повести. Недолгое счастье дружбы с живым и благодарным существом, которое чудом вошло в жизнь Герасима, внезапно обрывается. Почему?

(Потому что вмешалась барыня)

-Какой предстает перед нами барыня? (добрая, злая).

- Почему барыня разозлилась? (потому что Муму единственная, кто не подчинился ее требованиям, не подстроился под ее настроение).

- Что происходит дальше?


-Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни? (Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Единственное, что он может сделать – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания).

Прочитайте текст №3.

Вывод: Так трагически заканчивается человеческое счастье Герасима.

Муму не стало. Оказала ли она влияние на дальнейшую судьбу Герасима?


- Итак возвращаемся к началу нашего урока. Какую мы поставили цель?

- Мы ответили на данный вопрос?

- Таким образом, кто по вашему мнению виновен в смерти Муму?

- Сейчас одна группа осудит действия барыни и напишет, что ей нельзя было делать, чтобы не случилась смерть животного.

-Вторая группа осудит действия Герасим, и напишет, что ему нельзя было делать, чтобы случилась смерть Муму.


5.Рефлексия. Метод незаконченного предложения.

Сегодня я для себя сделал выводы…

6. Оценивание:

- оцените в группе деятельность каждого участника

- оцените работу группы

7. Домашнее задание:

1. Найти в тексте сравнения, использованные автором при изображении

Герасима.

2.Составить синквейн на любого персонаж повести

3.Написать сочинение по теме «Трагическая судьба Герасима».














Текст 1

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.


Задание:

Подчеркните глаголы в словосочетании, которые показывают отношение Герасима к Муму. Выстройте логическую цепочку действий Герасима по отношению к Муму.


Вопросы:

  1. Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима?

  2. Одобряете ли вы его поведение?

  3. Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму?




























Текст 2

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, всё ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал — немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, — он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней — бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке. Он нарочно для нее прорезал отверстие в своей двери, и она как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать.



Задание:

Подчеркните глаголы в словосочетании, которые показывают отношение Герасима к Муму. Выпишите чувства, которые Герасим испытывает к Муму.


Вопросы:

  1. Как данный фрагмент раскрывает характер Герасима?

  2. Одобряете ли вы его поведение?

  3. Меняется ли жизнь Герасима после появления Муму?


















Текст 3

Спустя час после всей этой тревоги дверь каморки растворилась, и показался Герасим. На нем был праздничный кафтан; он вел Муму на веревочке. Ерошка посторонился и дал ему пройти. Герасим направился к воротам. Мальчишки и все бывшие на дворе проводили его глазами, молча. Он даже не обернулся: шапку надел только на улице. Гаврила послал вслед за ним того же Ерошку в качестве наблюдателя. Ерошка увидал издали, что он вошел в трактир вместе с собакой, и стал дожидаться его выхода.

В трактире знали Герасима и понимали его знаки. Он спросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. Муму стояла подле его стула, спокойно поглядывая на него своими умными глазками. Шерсть на ней так и лоснилась: видно было, что ее недавно вычесали. Принесли Герасиму щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прикасаясь мордочкой – до кушанья. Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. Он заслонил лицо своей рукой.

(…)А Герасим все греб да греб. Вот уже Москва осталась позади. Вот уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи, показались избы. Повеяло деревней. Он бросил весла, приник головой к Муму, которая сидела перед ним на сухой перекладинке – дно было залито водой, – и остался неподвижным, скрестив могучие руки у ней на спине, между тем как лодку волной помаленьку относило назад к городу. Наконец Герасим выпрямился, поспешно, с каким-то болезненным озлоблением на лице, окутал веревкой взятые им кирпичи, приделал петлю, надел ее на шею Муму, поднял ее над рекой, в последний раз посмотрел на нее… Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостиком. Он отвернулся, зажмурился и разжал руки… (…)

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит. «Впрочем, – толкуют мужики, – его же счастье, что ему не надобеть бабья; а собака – на что ему собака? к нему на двор вора селом не затащишь!» Такова ходит молва о богатырской силе немого.


Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему Герасим надел праздничный кафтан?

  2. Как он ведет себя в такой непростой ситуации?

  3. Почему он все-таки топит Муму?

  4. Был ли у него выбор?

  5. Почему он уходит от хозяйки?

  6. Как бы вы поступили на месте Герасима?








Кроссворд




2


1






3




4






















5



















































6
































7











По горизонтали:

1. … мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения.

4. … дюжий парень, состоявший в должности лакея.

6. В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда…, вдова, окруженная многочисленною дворней.

7. Старая барыня… во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; …был, наконец, один башмачник… пьяница горький…



По вертикали:

1.Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, …человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом.

2.…Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих.

3. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

5. … состоявшая в должности прачки (впрочем, ей, как искусной и ученой прачке, поручалось одно тонкое белье), была женщина лет двадцати осьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!