СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"»

Романтический идеал в философской концепции А.М.Горького. Характеристика героев рассказа «Старуха Изергиль».

Романтический идеал в философской концепции А.М.Горького.

Характеристика героев рассказа «Старуха Изергиль».

  В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький.  Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

  В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький. 

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы  «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».   В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический. Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы  «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».  

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького  Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы.  Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.   Основные цели использования пейзажа: Раскрыть состояние героя;                Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям; Установить композиционные связи между частями произведения; Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности;

2) в искусстве – художественное изображение природы.

Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  • Раскрыть состояние героя;               
  • Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  • Установить композиционные связи между частями произведения;
  • Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.
С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих  людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут  –  мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там  –  резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это  –  звуки и запахи, тучи и люди  –  было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих  людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут   мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там   резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это   звуки и запахи, тучи и люди   было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности: ЭПИТЕТЫ : «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка». МЕТАФОРЫ : «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд». СРАВНЕНИЯ : тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал». ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ :  «по небу бродили обрывки туч».

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ : «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ : «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ : тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ :  «по небу бродили обрывки туч».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:  Легенда о Ларре Жизнь старухи Изергиль. Легенда о Данко . Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  • Легенда о Ларре
  • Жизнь старухи Изергиль.
  • Легенда о Данко .

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда , как миф и сказка , является жанром устного народного творчества .  События в легенде приукрашены или преувеличены.  Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

Легенда , как миф и сказка , является жанром устного народного творчества .

События в легенде приукрашены или преувеличены.

Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ Изергиль (Иезекииль, Й'хезкэль) – женское имя, произошло от древнееврейского и переводится как

ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ

Изергиль (Иезекииль, Й'хезкэль) – женское имя, произошло от древнееврейского и переводится как "Бог сделает сильной".

СЮЖЕТ РАССКАЗА Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество , и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя .

СЮЖЕТ РАССКАЗА

  • Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды:
  • о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество ,
  • и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя .
«ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ»

«ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ»

Происхождение Внешность Отношение к окружающим Поступки Реакция окружающих Финал легенды

Происхождение

Внешность

Отношение к окружающим

Поступки

Реакция окружающих

Финал легенды

Происхождение Сын орла Внешность 20-летний юноша, красивый и сильный. Отношение к окружающим Глаза «холодны и горды, как у царя птиц». Высокомерие, презрение: Поступки «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе». Убийство Реакция окружающих Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». Финал легенды «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»

Происхождение

Сын орла

Внешность

20-летний юноша, красивый и сильный.

Отношение к окружающим

Глаза «холодны и горды, как у царя птиц».

Высокомерие, презрение:

Поступки

«он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Убийство

Реакция окружающих

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон».

Финал легенды

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!»

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

Легенда о Данко В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи.

Легенда о Данко

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи.

Происхождение Внешность Отношение к окружающим Поступки Реакция окружающих Финал легенды

Происхождение

Внешность

Отношение к окружающим

Поступки

Реакция окружающих

Финал легенды

Происхождение «один из тех людей» Внешность «молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня». Отношение к окружающим Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».   Поступки Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Реакция окружающих 1. «Дружно все пошли за ним  –  верили в него». Финал легенды 2. «И стали они упрекать его в неумении «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». управлять ими» 3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».  

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним   верили в него».

Финал легенды

2. «И стали они упрекать его в неумении

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко: «в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе» .

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко: «в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе» .

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами. Антипод (др.-греч.  ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.   В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч.  ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

  В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Гордость – Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня - непомерная гордость.

Гордость –

Чувство собственного достоинства,

самоуважения.

Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о

себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Сравнительная характеристика Данко и Ларры Данко внешность героя Ларра отношение к людям что символизирует образ поступки персонажа смысл жизни судьба героя

Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Данко

внешность героя

Ларра

отношение к людям

что символизирует образ

поступки персонажа

смысл жизни

судьба героя

Сравнительная характеристика Данко и Ларры Данко внешность героя Ларра Красив, взгляд “полон живого огня”. отношение к людям Красив, имеет “ледяной взгляд”. всепоглощающая любовь к людям, желание помочь им, стремление что символизирует образ презирает людей, считает себя выше всех, не нуждается в обществе Гуманизм, самопожертвование, страстное желание помочь людям, смелость. поступки персонажа одиночество, высокомерие, нежелание считаться с окружающими, жить в согласии с ближними. Данко выводит людей из непроглядного дремучего леса ценой своей жизни. Разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь своему народу. Ларра убивает девушку, дочь старейшины, которая оттолкнула его. Он не понимает ценности человеческой жизни. Не желает жить по законам общества. Обрекает себя на вечное презрение и одиночество.

Сравнительная характеристика Данко и Ларры

Данко

внешность героя

Ларра

Красив, взгляд “полон живого огня”.

отношение к людям

Красив, имеет “ледяной взгляд”.

всепоглощающая любовь к людям, желание помочь им, стремление

что символизирует образ

презирает людей, считает себя выше всех, не нуждается в обществе

Гуманизм, самопожертвование, страстное желание помочь людям, смелость.

поступки персонажа

одиночество, высокомерие, нежелание считаться с окружающими, жить в согласии с ближними.

Данко выводит людей из непроглядного дремучего леса ценой своей жизни. Разрывает грудь, достаёт сердце и освещает им путь своему народу.

Ларра убивает девушку, дочь старейшины, которая оттолкнула его. Он не понимает ценности человеческой жизни. Не желает жить по законам общества. Обрекает себя на вечное презрение и одиночество.

 Данко смысл жизни Ларра помогать людям, вести их за собой. судьба героя получать от жизни удовольствия, брать то, чего хочется, не “тратя себя”. погиб, отдав жизнь за будущее своего народа, пожертвовал собой сознательно. за убийство девушки был приговорён к вечному одиночеству людьми и высшими силами. Обречён на вечное одиночество и страдания. Невозможность умереть – его наказание.

Данко

смысл жизни

Ларра

помогать людям, вести их за собой.

судьба героя

получать от жизни удовольствия, брать то, чего хочется, не “тратя себя”.

погиб, отдав жизнь за будущее своего народа, пожертвовал собой сознательно.

за убийство девушки был приговорён к вечному одиночеству людьми и высшими силами. Обречён на вечное одиночество и страдания. Невозможность умереть – его наказание.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба  вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.  В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.  И те, которые не находят их для  себя,   те просто лентяи или трусы или не понимают  жизни, потому что, кабы  люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена. Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Чтение пьесы “На дне”

Чтение пьесы “На дне”

«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать  и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

«Когда человек любит подвиги,

он всегда умеет их сделать

и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты,

всегда есть место подвигу».