СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию речи "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки по развитию речи, на мой взгляд, - одни из самых трудных, кропотливых и важных. Они формируют и развивают речь детей, что в свою очередь способствует становлению личности, грамотного человека, гражданина.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию речи "Стили речи"»

Урок Р/р.

Тема. Стили речи

Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; отработать навык определения стилей речи по отрывкам из текстов различных стилей; изучить особенности каждого стиля и сферу его употребления.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Новый материал.

    ? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?


с одним человеком (1-1)

с кем говорим?

со многими (1 — много)


в неофициальной обстановке (НО)

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?

в официальной обстановке (ОО)


когда?


общение

с какой целью? сообщение

воздействие


Задание 1. Прослушайте тексты


1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.


2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.


3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.


▼ Осмысление:

  1. О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?

  2. Как говорится — одинаково или по-разному?

  3. Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?

  4. Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?

  5. Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?

  6. Какой из текстов вы используете только в разговоре?

  7. Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?


Задание 2. Сгруппируйте примеры

Неофициальная обстановка

непринуждённая

Официальная обстановка

деловая

Дома

на перемене

в лесу

в общественном транспорте

в гостях

На работе

на уроке

на экскурсии

в поликлинике

на собрании


? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие?


Задание 3. Сгруппируйте примеры


общение

сообщение

воздействие

Здороваться

делиться впечатлениями с друзьями

обсуждать маршрут с другом

рассказать сказку малышу

Отвечать урок

делать доклад в кружке

приглашать ребят в поход

давать сведения о городе

Делать замечание нарушителю

объяснить задачу однокласснику

разъяснять правила поведения


Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.


СТИЛИ РЕЧИ

5 стилей

разговорный

к н и ж н ы е

разговорный

научный

художественный

публицистический

официально-деловой

В быту

В науке и технике

В художественной

литературе

В общественной жизни

В официально-служебных отношениях

Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям

Научная лекция, доклад, статья, учебник

Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня

Речь, выступление, газетные статьи

Законы, договоры, документы, постановления, объявления

Эмоциональная окраска

Научно-популярная лексика, термины

Худ-ные образы, эмоционально-оценочная

Краткая, лаконичная, общественно-политическая

Клише, шаблоны, бланк

  1. Осмысление

    \/ Определите стили и сферу употребления:

1. Женя помолчала и опять спросила:

    • Оля, а кто такой Тимур?

    • Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.

= разговорный, в ХЛ, повесть.


2. Тимур (Тамерлан), гг жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

= научный, энциклопедический словарь.


3. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.

= ХЛ, повесть.

4. Юные друзья! Вы являетесь наследниками культуры.

Вам продолжать дело старшего поколения. Будьте достойными преемниками их. Изучайте культуру родного края, собирайте материалы о писателях, художниках, композиторах и других деятелях культуры, которые живут или родились в нашем краю.

Счастливых дорог и новых открытий вам, юные исследователи.

= публицистический, из газеты.


5. Рекомендация

Администрация ОШ № 6 рекомендует Дмитриева Александра Олеговича, окончившего 7 июня 201.. года общеоразовательную школу, для внеконкурсного зачисления в среднее специальное учебное заведение.

Это право Дмитриев А.О. Заслужил своим добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием и личной дисциплинорованностью.

08. 06. 201.. г.

Директор школы Н.А. Серова

= официально-деловой, деловая бумага.

  1. Проверка усвоения материала.

  1. Самостоятельная работа.

Определите стили речи

1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.


2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.

- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.


3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.


4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.


5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.

Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.


6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.

- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.

- Что же нужно сделать?

- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.


7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.

8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.


9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в 15.00 часов.


10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.

Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!


Ключ: 1. худож. 2. разгов. 3. офиц.-делов. 4. научн. 5. публицист.

6. разгов. 7. научн. 8. публиц. 9. офиц.-делов. 10. худож.

  1. Итог

  2. Д/з. По учебнику Фроловой стр. 57, 61, 62, 164., упр. 114 уст., 126 конструирование пред-й

    стр. 263, упр. 468 уст.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!