Урок Р/р.
Тема. Стили речи
Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; отработать навык определения стилей речи по отрывкам из текстов различных стилей; изучить особенности каждого стиля и сферу его употребления.
Ход урока
Оргмомент
Новый материал.
? Когда и при каких условиях возникает ситуация общения?
с одним человеком (1-1)
с кем говорим?
со многими (1 — много)
в неофициальной обстановке (НО)
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ где?
в официальной обстановке (ОО)
когда?
общение
с какой целью? сообщение
воздействие
Задание 1. Прослушайте тексты
1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов, ночью 8-9 градусов.
3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
▼ Осмысление:
О чём говорится в текстах — об одном и том же или о разном?
Как говорится — одинаково или по-разному?
Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание?
Можно ли 1 или 2 текст использовать в домашней обстановке? Почему?
Можно ли вместо сводки погоды по радио или по ТV передать 1 или 3 текст? Почему?
Какой из текстов вы используете только в разговоре?
Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
Задание 2. Сгруппируйте примеры
Неофициальная обстановка непринуждённая | Официальная обстановка деловая |
Дома на перемене в лесу в общественном транспорте в гостях | На работе на уроке на экскурсии в поликлинике на собрании |
? Как вы понимаете слова: общение, сообщение, воздействие?
Задание 3. Сгруппируйте примеры
общение | сообщение | воздействие |
Здороваться делиться впечатлениями с друзьями обсуждать маршрут с другом рассказать сказку малышу | Отвечать урок делать доклад в кружке приглашать ребят в поход давать сведения о городе | Делать замечание нарушителю объяснить задачу однокласснику разъяснять правила поведения |
Вывод: в зависимости от того, кому, зачем, в какой обстановке и с какой целью мы высказываем устно // письменно свои мысли, мы употребляем разные стили речи.
СТИЛИ РЕЧИ
5 стилей
разговорный | к н и ж н ы е |
разговорный | научный | художественный | публицистический | официально-деловой |
В быту | В науке и технике | В художественной литературе | В общественной жизни | В официально-служебных отношениях |
Разговор на бытовую тему, письмо к близким людям | Научная лекция, доклад, статья, учебник | Стихотворения, рассказ, повесть, роман, пьеса, сказка, басня | Речь, выступление, газетные статьи | Законы, договоры, документы, постановления, объявления |
Эмоциональная окраска | Научно-популярная лексика, термины | Худ-ные образы, эмоционально-оценочная | Краткая, лаконичная, общественно-политическая | Клише, шаблоны, бланк |
Осмысление
\/ Определите стили и сферу употребления:
1. Женя помолчала и опять спросила:
Оля, а кто такой Тимур?
Это один царь такой, - намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.
= разговорный, в ХЛ, повесть.
2. Тимур (Тамерлан), гг жизни 1336 — 1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.
= научный, энциклопедический словарь.
3. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.
= ХЛ, повесть.
4. Юные друзья! Вы являетесь наследниками культуры.
Вам продолжать дело старшего поколения. Будьте достойными преемниками их. Изучайте культуру родного края, собирайте материалы о писателях, художниках, композиторах и других деятелях культуры, которые живут или родились в нашем краю.
Счастливых дорог и новых открытий вам, юные исследователи.
= публицистический, из газеты.
5. Рекомендация
Администрация ОШ № 6 рекомендует Дмитриева Александра Олеговича, окончившего 7 июня 201.. года общеоразовательную школу, для внеконкурсного зачисления в среднее специальное учебное заведение.
Это право Дмитриев А.О. Заслужил своим добросовестным отношением к учёбе, трудолюбием и личной дисциплинорованностью.
08. 06. 201.. г.
Директор школы Н.А. Серова
= официально-деловой, деловая бумага.
Проверка усвоения материала.
Самостоятельная работа.
Определите стили речи
1. Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.
2. - Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива как у льва.
- Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так подстригли.
3. Пропал пудель по кличке Арто. Собака крупная, белой масти, острижена «подо льва». На лапах бахрома из вьющейся шерсти, на конце хвоста — кисточка. Особая примета: слева на морде шрам.
4. Пудель относится к классу комнатно-декоративных собак. Имеется три разновидности этой породы: карликовый пудель, маленький, большой. Собака гармоничного сложения, с густой длинной шерстью, сильно вьющейся колечками или шнуром. Цвет шерсти белый, чёрный, коричневый.
5. Уважаемые любители собак! В нашем городе за последний год увеличилось число бездомных собак. Обращаемся к вам с просьбой: оказать помощь в распределении животных по семьям, желающим приютить у себя собак.
Обращаться за справками по телефону: 5-08-11.
6. - Эти птицы могут погибнуть зимой.
- Нет. Если мы им поможем, этого не случится.
- Что же нужно сделать?
- На уроках труда сделаем кормушки, развесим их в саду. Будем подкармливать птиц хлебом и пшеном.
7. Охрана природы — комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительность и животный мир0 и неживой (почвы, воды, недра, климат) природы.
8. Каждый человек должен беречь природу, охранять её богатства. Забота о природе — мостик, соединяющий духовную жизнь людей со всем живым, что их окружает.
9. В субботу, 15 апреля, на спортивной площадке школы состоится праздник, посвящённый встрече с пернатыми друзьями. Начало праздника в 15.00 часов.
10. Маленькие упрямые заморозки ещё пытались воевать с теплом и солнцем. По ночам звонко стучали о землю их ледяные кулачки. Утром сосульки подтаивали, падали и со звоном разбивались. Солнце поднималось с каждым днём всё выше. Целые сугробы снега истаивали на глазах.
Этой ночью мороза не было. Пока люди спали, весна работала. Снег ещё лежал в саду. Но скворцы прилетели, и перед самым домо зацвели подснежники. Лёд был под ногами, а они цвели!
Ключ: 1. худож. 2. разгов. 3. офиц.-делов. 4. научн. 5. публицист.
6. разгов. 7. научн. 8. публиц. 9. офиц.-делов. 10. худож.
Итог
Д/з. По учебнику Фроловой стр. 57, 61, 62, 164., упр. 114 уст., 126 конструирование пред-й
стр. 263, упр. 468 уст.