МАУ ДО «ДШИ»
Задонского муниципального района
Липецкой области
Методическая разработка Григорьевой ТН.
Задонск, 2016г.
Конспект урока по предмету «Рисунок» (1 класс)
Тема: Графика. Рисунок.
Вводная беседа о рисунке. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом.
Цели и задачи: знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами; приемы работы карандашом, постановка руки; знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».
Беседа по теме урока.
1. Графика. Рисунок.
Графика - искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называются рисунки, сделанные карандашом, тушью, гравюры. Язык графики и главные его выразительные средства - это линия, штрих, контур, силуэт, пятно, тон, белый фон бумаги.
Добиться выразительности можно даже при использовании только черного и белого (без серых) и других цветов. Именно поэтому графику часто называют искусством черного и белого. Цвет тоже может использоваться, но не так смело, как в живописи (где он главный).
Рисунки, наброски, станковая графика, книжная графика, прикладная графика (открытки, визитки, упаковка, плакат), а в последнее время и компьютерная графика - все это ее разновидности.
РИСУНОК — изображение, выполненное от руки с помощью графических средств — контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств достигается пластическая моделировка, тональные и светотеневые переходы. Рисунок — это основа для реалистического изображения действительности любыми техническими средствами и приемами. Обучение рисунку составляет важнейшую часть профессионального образования живописца, графика или скульптора.
Разновидности рисунка различаются в зависимости от технических средств и возможностей рисования. В отличие от живописи, рисунок исполняется преимущественно твердым красящим веществом — карандашом, углем, сангиной, пастелью, как правило, посредством штриха и линии, при вспомогательной роли цвета. Такой рисунок может быть как беглой зарисовкой с натуры, так и завершенной графической композицией — иллюстрацией, карикатурой, плакатом. В отдельных случаях, например в технике акварели и пастели, рисунок близко соприкасается с живописью и может отличаться от нее лишь общим характером исполнения.
2. Материалы, принадлежности, инструменты.
Карандаши и бумага. Рисунки можно выполнять обычными графитными карандашами на плотной бумаге, выдерживающей многочисленные поправки в работе.
Карандаши по своим свойствам делятся на твердые и мягкие. Значок обозначения находится на конце деревянной оправы грифеля. Буква М или латинская В определяет мягкие номера. Буква Т или латинская Н — твердые номера. В соответствии с возрастанием номера возрастает твердость или мягкость грифеля. Название карандаша стоит перед номером, например, отечественный «Конструктор» или чешский «KOH-I-NOOR».
Художник-график рисует графитными и цветными карандашами, пером и кистью, тушью и чернилами, углём, пастелью и фломастерами, а также другими художественными материалами.
Графические материалы: графитный карандаш, цветные карандаши, тушь, уголь, фломастеры, пастель (цветные мелки), восковые мелки, гелиевые ручки и др.
Инструменты графика: карандаш, перо, кисть, шариковые ручки, резцы для гравюры.
3. Графические изобразительные средства.
Основными средствами художественной выразительности графики являются линия, точка, пятно.
Итак, линия. Как средство передачи изображения линия появилась в самом начале зарождения искусства. С помощью линии можно изобразить видимый контур предмета. Она может быть тонкой и широкой, прерывистой и непрерывной, одинаковой по всей длине, разной по толщине и насыщенности.
Линия - наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру - длинные и короткие, а также ровные и неровные, тонкие и толстые; по светлоте - темные и светлые; по назначению - контурные и вспомогательные; по направлению - горизонтальные, вертикальные и наклонные.
Эмоциональную выразительность линий можно заменить, сопоставив их: горизонтальная линия вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная - передает стремление вверх; наклонная - неустойчивость, падение; ломаная - переменное движение; волнообразная линия - равномерное движение, качание, спиральная линия - вращение.
Существуют понятия «вялая линия», «напряженная линия», «динамичная линия», они показывают, как применяемые здесь эпитеты и метафоры передают способность человека придавать эмоциональный характер малейшим оттенкам видимых свойств реального мира. Такая реакция на, казалось бы, ничего не выражающие линии показывает, что зрительные ощущения являются исходной точкой сложного психологического процесса осмысления и переработки реальной действительности в зачатки художественного образа.
Штрих - короткая линия, выполненная одним движением (ударом) руки. В зависимости от направлений линий штрихи могут быть разными. Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика и его вкуса.
Штрих может быть темным и светлым, в зависимости от силы нажима на инструмент или количества накладываемых слоев. Штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.
Прием работы штрихом называется штриховкой. Чем высполняется штриховка? (Карандашом, углем, тушью, сажей (художественной), пастелью, фломастерами.)
Положенные рядом штрихи воспринимаются тоновым пятном. Плотность тона достигается сближением одних штрихов с другими, повторным нанесением ряда штрихов на поверхности листа бумаги.
Тональное пятно можно создать на бумаге штриховкой карандашом, углем, сангиной, пастелью; кистью, растушевкой или просто пальцем. Очень часто в одной работе художники используют весь цветовой и тоновой спектр графических материалов.
- Давайте рассмотрим произведения художников-графиков и ответим на вопросы:
1. С помощью каких выразительных средств дается изображение? '
2. Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными?
3. С помощью каких выразительных средств (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм) художник создает свое произведение?
II. Практическая деятельность учащихся.
1. Правильная посадка за мольбертом.
Сесть надо прямо, развернув плечи. Посмотрите на себя со стороны - вы должны сидеть как балерина! Теперь возьмите в руку карандаш так, как показано на рисунке. Вытяните вперед руку с карандашом - его острие должно коснуться поверхности бумаги, которую вы накололи на планшет или укрепили на мольберте. Теперь вы будете сидеть вот так и не иначе! Поначалу будет немного трудно, но эта поза складывалась веками: правильная осанка не позволяет перетрудиться позвоночнику и тренирует мышечный корсет.
2. Постановка руки.
Как держать карандаш? Часто начинающие художники держат его так же, как и при письме. Это неправильно. Карандаш следует держать так, как показано на рис., прикасаясь к поверхности листа бумаги только грифелем и изредка мизинцем. Этим обеспечивается свобода движения руки, ее кисти, направляющей штрихи по форме, как бы обвивая ее штрихами. Этот способ позволяет видеть рисунок в целом и предохраняет его от затирания рукой. Положение пальцев руки, находящихся на определенном расстоянии от грифеля, дает художнику возможность видеть и наблюдать рисунок на расстоянии. В таком положении карандаш касается листа, а не режет его острием, не продавливает бумагу, как это часто бывает у еще неопытных любителей рисования.

3.Приемы работы карандашом.
Работа острием карандаша дает, когда это необходимо, или очень легкие воздушные линии, или четкие и уверенные. Касание бумаги боком грифеля оставляет сочные рыхлые штрихи, широко закрывающие более темные тона и большие поверхности.

4. Выполнение упражнений.
Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.