СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по родной литературе "Воздушные витязи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные уроки были проведены согласно Программе по родной (русской) литературе для 7 класса, входящего в предметную область «Родной язык и родная литература».  По календарно-тематическому планированию это был 23-24 уроки, проводимые в блоке «Русский характер – русская душа» в разделе «Не до ордена, была бы Родина…».  Уроки  состоялись   в школьном краеведческом музее с использованием краеведческого материала: «Знаменитые выпускники Александровской мужской гимназии (ныне Корочанская школа-интернат) - участники Первой мировой  и Великой Отечественной войн», «Воздушные витязи Корочи: лётчики Рощенко и Шабельников», рассказ ученика об участниках высшей пилотажной группы «Русские витязи», в честь которых поставлен Памятник в с. Борисовка Белгородской области , а также  учебного пособия «Родная русская литература: 7 класс: учебное пособие / О.М. Александрова, М. А. Аристов, Н.В. Беляева и др.; 2022 года издания.

Просмотр содержимого документа
«Урок по родной литературе "Воздушные витязи"»

У р о к родной русской литературы в 7 классе «Воздушные витязи».
Цели:

1. Знакомство с биографией и творчеством С.М. Городецкого; дать представление о личности и судьбе героя стихотворения «Воздушный витязь» П. Нестерова; с биографией и подвигами В.Ф. Рощенко и И.С. Шабельниковым; дать представление о современной группе лётчиков «Русские витязи» и о памятнике в честь лётчиков -земляков группы «Русские витязи»;

2. Воспитывать уважительное отношение к родной истории, к героям-защитникам страны; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста; развивать навыки описания памятников, навыки работы с компьютерными презентациями.
Планируемые результаты:

  • знание основных фактов биографии и творчества С.М. Городецкого; знание о подвиге лётчика П.Н. Нестерова; биографии и подвиги В.Ф. Рощенко и И.С. Шабельникова;

  • представление о современной группе лётчиков «Русские витязи» и о памятнике в честь лётчиков -земляков группы «Русские витязи»;

  • развитие интереса к произведениям об истории страны на краеведческом материале;

  • умение выразительно читать и анализировать поэтический текст, описывать памятники;

  • умение создавать компьютерные презентации.


Оборудование: музейные экспозиции в зале «Поклонимся великим тем годам…», проектор , экран, ноутбук с аудиоколонками

Х о д у р о к а
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя.
На уроке мы с вами поговорим о героях Первой мировой войны и о произведениях, посвящённых этим героям; о Великой Отечественной войне и о героях нашего времени. В г. Москва на Поклонной горе в парке Победы возвышается Памятник героям Первой мировой войны. Давайте рассмотрим стенды в зале школьного музея и фото памятника в учебниках на стр. 123.

2. Чтение учащимися историко-культурного комментария о памятнике на Поклонной Горе и о скульпторе на стр. 122-123.

3. Рассказ учителя о знаменитых выпускниках Александровской мужской гимназии – участниках Перовой мировой войны (С. Р. Миротворцеве и Балабанове В. М.)- стенд в музее и презентация.

III. Индивидуальное сообщение учащегося (реализация домашнего задания) «Русский витязь - первый самолёт» в сопровождении презентации.

Слово учителя. Ещё до войны имя Петра Нестерова было широко известно и в России, и за её пределами. Авиация только ещё зарождалась, и Нестеров был одним из первых авиаторов, или летунов, как их тогда называли: профессия была новой и ещё не обрела окончательного наименования. Представьте, каким потрясением для россиян стало известие о гибели Нестерова, совсем ещё молодого человека, героя, протаранившего своим самолётом самолёт противника.

6. Индивидуальное краткое сообщение учащегося о поэте С. Городецком.

(см. в Приложении к уроку).

7. Работа по учебнику

Чтение стихотворения С.М. Городецкого «Воздушный витязь» (с. 127–128) в сопровождении песни «Воздушный витязь» на стихи С. Городецкого (муз. В. Инчик) в исполнении Т. Балета (см. аудиозапись).

IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику.
1. Обсуждение вопросов 1, 2 рубрики «Размышляем над прочитанным» (с. 129) с комментариями учителя.

2. Выводы по анализу стихотворения.

Стихотворение С.М. Городецкого -искренний отклик на геройскую гибель Петра Нестерова (одного из первых лётчиков) нашло отражение и в XXI веке. Это произведение, прославляющее подвиг «воителя крылатого», по мнению ребят и учителей, воодушевляло других «витязей синих высот» на подвиги во имя Родины периода Великой Отечественной войны и в современном нам мире.

3. Индивидуальные сообщения учащихся о Героях Советского Союза – воздушных витязях Корочи – И.С. Шабельников и В.Ф. Рощенко.

4. Рассказ ученика о мемориале в с. Борисовка в честь погибших летчиков-земляков из пилотажной группы "Русские витязи" Александра Сырового и Сергея Климова.
V. Подведение итогов урока.

История показывает, что война – это всегда трагедия. Война разрушительна, бесчеловечна, она губит миллионы людских жизней, калечит оставшихся в живых, она никого не щадит. Но каждый раз люди стремятся к миру, находят в себе силы подниматься, жить, строить. И – помнить о воинах, сложивших свои головы на фронтах.

Слава витязям синих высот!
Ими русская крепнет держава,
Ими русская сила растёт.
Их орлиной бессмертной отвагой.
Слава войску крылатому, слава!
Слава всем удальцам-летунам!
Слава битве средь туч величавой!
Слава русским воздушным бойцам!

Сергей Городецкий


Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения или чтение наизусть отрывков из стихотворения С.М. Городецкого «Воздушный витязь» (с. 127–128).

2. Ответить на вопросы 3-7 рубрики «Размышляем над прочитанным»

































Приложение 1. Краткая биография поэта С. М. Городецкого

Сергей Митрофанович Городецкий родился в дворянской семье земского деятеля, сотрудника Министерства внутренних дел, действительного статского советника Митрофана Ивановича Городецкого. Их семья была поистине интеллигентной, с богатыми культурными традициями. Отец семейства был большим ценителем искусства, литератором-этнографом, занимался живописью и археологией. Он с детства прививал Сергею любовь к поэзии Пушкина, Никитина, Кольцова. Мать была знакома с И.С. Тургеневым, увлекалась литературой и помогала детям изучать языки и историю искусств. В доме родителей Сергей часто видел известных писателей и художников.

В 1900-е гг. Городецкий учился на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Там он с интересом занимался живописью, историей искусств, славяноведением, античным периодом, русской литературой, философией, фольклором и, конечно, писал стихи. Там он познакомился и подружился с Александром Блоком.
С осени 1916 г. Городецкий находился на Кавказском фронте Первой мировой войны в качестве военного корреспондента, некоторое время работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом.
Сергей Митрофанович Городецкий, биография которого была тесно переплетена со всеми потрясениями первых десятилетий ХХ в., прожил долгую, интересную и плодотворную жизнь.
Приложение 2.
Пётр Николаевич Нестеров (1887–1914) – знаменитый русский военный лётчик, штабс-капитан, основоположник высшего пилотажа. Нестеров прожил короткую, но очень яркую жизнь: он погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив воздушный таран.
Пётр Нестеров родился 15 февраля 1887 г. в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Отец его, Николай Фёдорович, был офицером, воспитателем кадетского корпуса. Он очень рано умер, прожив всего 27 лет.
Столько же лет было отпущено и его сыну.
После окончания в 1904 г. кадетского корпуса, в числе шести лучших
выпускников, Пётр Нестеров был зачислен в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. В 1906 г., отлично выдержав экзамены, он был произведён в подпоручики и выпущен в 9-ю Восточносибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, расквартированную во Владивостоке. В 1912 г. Нестеров был командирован на учёбу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине и уже в сентябре 1912 г. совершил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане. В 1911 г. Нестеров познакомился с учеником профессора Н.Е. Жуковского – Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.
Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской
деятельностью. В 1910 г., ещё будучи артиллеристом, Пётр Николаевич
построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц,
он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения, занимался строительством одноместного скоростного самолёта,
закончить которое помешала война.
Знаменитую «петлю Нестерова» предсказал русский учёный, один
из родоначальников авиации Николай Егорович Жуковский. Анализируя
способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, учёный теоретически обосновал не только конструкцию будущего планёра,
но возможность выполнения им «мёртвой петли». Двадцать с лишним лет
спустя Нестеров, впервые в мире выполнив на своём самолёте эту фигуру,
воплотил на практике научное пророчество Жуковского.

«Мёртвая петля» создала Нестерову широкую известность не только
в России, но и за границей. Как только началась война, штабс-капитан
Нестеров, собиравшийся уже подать в отставку с целью посвятить себя
конструированию аэропланов, один из первых отправился на передовые
позиции, где и нашёл героическую смерть.
С началом Первой мировой войны Нестеров в составе своего авиационного отряда отбыл на Юго-Западный фронт. Лётчики отряда участвовали в воздушных боях, вели воздушную разведку. В боях за Львов
Нестеров выполнил одну из первых в России бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.

26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 г. Пётр Нестеров погиб в воздушном бою близ Львова, совершив первый в мире воздушный таран, в результате которого был сбит вражеский самолёт.
Незадолго до этого Нестеров отправил домой письмо – последнее.
Он писал: «… Вчера был вo Львoве, хороший город, всё cпокойно, ходят трамваи. По дороге, где я езжу на автомобиле, встречаются картины
страшной разрухи. Приходят мысли об ужасной жестокости и бессмысленности войны».
Вот как писал о легендарном лётчике журнал «Искра»: «Нестеров
обожал свою авиацию, усматривал в ней не только техническую победу
над воздухом. Это был поэт в душе, смотревший на авиацию как на особый вид искусства. Он не признавал шаблонных приёмов. Его манила
„мёртвая петля“, как новая красота, как новые мировые возможности.
Нестеров был очень жизнерадостный человек, ценитель театра и литературы, жадно любивший жизнь. Часто он говорил: „Какое счастье жить,
какое наслаждение дышать, летать и двигаться!“»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!