РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, 8 класс
ТЕМА: Н.В.Гоголь «Ревизор». История создания комедии.
ЦЕЛЬ: расширение знаний о биографических сведениях Гоголя и его творческого наследия.
ЗАДАЧИ: познакомить ребят с историей создания комедии;
дать основные теоретические понятия, объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя;
создать условия для воспитания творческого подхода к изучению произведений классической литературы.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Н.В. Гоголя, портрет Николая I, иллюстрации к пьесе.
ТИП УРОКА: вводный
МЕТОДЫ: информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, наглядные методы обучения, элементы технологии критического мышления (вызов, рассказ с остановками, опережающее задание, синквейн).
ХОД УРОКА
«Тут всем досталось, а больше всего мне…».
Николай I.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие. Психологический настрой.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Посмотрите на доску и скажите, что объединяет эти слова? Аргументируйте свой ответ. СЛАЙД 1
Сатира, «Шинель», Остап, Оксана, Тарас Бульба, Андрий, «Мертвые души», Диканька, Солоха.
Объявление темы, оглашение целей и задач. СЛАЙД 2-3
– А теперь послушаем наших эрудитов. Какие интересные факты из жизни Гоголя вы приготовили для нас.
Библиограф 1.
Николай Васильевич Гоголь часто называл себя путником и считал своим домом дорогу. Но всё-таки есть несколько мест на земле, которые были для него дороги.
Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, без Сорочинец, где он родился, без Петербурга, где стал писателем…
Давайте же отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его.
Н.В.Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. СЛАЙД 4
Сюда Мария Ивановна, мать Николая Васильевича приехала, чтобы спасти дитя, потому что двое предыдущих детей её родились мёртвыми. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил. Опасаясь за его жизнь, целых 6 недель маленького Николая наблюдал доктор, и спустя два месяца мать с ребёнком отправились в родную Васильевку. О новорождённом доктор сказал: «Славный будет сын!» Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось так, что слова обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России. СЛАЙД 5
Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке. СЛАЙД 6-8
Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754-1829), дальнего родственника Гоголей; отец Гоголя исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал домашний театр, для которого отец Гоголь писал комедии, будучи также его актером и дирижером.
В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. СЛАЙД 9. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях — как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Вот однажды лицеисты, вместе с Гоголем, сочинили пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть писатель. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет.
Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. Да, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.
С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
После окончания гимназии Гоголь мечтает о государственной службе, мечтает быть юристом, чтобы искоренять неправосудие, царившее кругом. В 1828 году он отправляется в Петербург. СЛАЙД 10 В Петербурге Гоголь пытается найти место для службы, но безуспешно. В это же время начинает писать. Пробует себя и в поэтическом жанре и в прозаическом.
Именно здесь, в Петербурге в 1835 году Гоголь замыслил написать знаменитую комедию «Ревизор». СЛАЙД 11
- Какие произведения Гоголя вам известны?
- Для чего предназначено произведение? (Постановка на сцене театра)
- Почему Гоголь решил обратиться к театру?
- Какие факты биографии Гоголя говорят о его интересе к театру?
(Отец, В.А.Гоголь-Яновский, писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями.
А ещё Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные. Гоголь и Прокопович были первыми авторами и исполнителями.)
Да, все думали тогда, что Гоголь будет актёром. Но у него было большое желание писать для сцены. Кроме того, по мнению Гоголя, театр имел большое воспитательное значение. Это кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок. Он мечтал о комедии.
Во всем мире сейчас необычайно широк интерес к творчеству Гоголя. Повсеместно издают его книги, ставят на сцене пьесы и инсценировки прозаических произведений, создают кинофильмы. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. И одно их таких произведений – «Ревизор».
Терминологический минимум
– Ребята, а кто такой ревизор? Ревизор — лицо, осуществляющее проверку (ревизию) деятельности какого-либо учреждения или должностного лица. СЛАЙД 12
-Давайте выясним к какому жанру принадлежит данное произведение. Кто вспомнит и назовет жанры, роды литературы.
Роды литературы (эпос, лирика, драма)
Жанры драмы (трагедия, драма, комедия) СЛАЙД 13
Трагедия- драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.
Драма- литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене.
Комедия – один из видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. СЛАЙД 14
– Как вы видите сегодня мы будем работать над комедией.
- Посмотрите на СЛАЙД 15 здесь изображены 2 маски, какую из них можно отнести можно отнести к комедии, почему? (смеётся).
- Почему же Гоголь решил обратиться именно к комедии?
(смех помогает обнажить пороки общества (пошлость, угодливость, чинопочитание, взяточничество, ложь, авантюризм, равнодушное отношение к служебному долгу), человек больше всего боится смеха). СЛАЙД 16
Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”
В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.
Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.
“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.
Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).
Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.
Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”. СЛАЙД 17
Изображённое – зеркало, в котором Гоголь показывает обществу общество.
Страх разоблачения является движущей силой сюжета. С верой во врачующую силу смеха он и создавал свою комедию.
Творческая история создания комедии «Ревизор».
- Что легло в основу создания комедии Н.В.Гоголя?
В 30-е годы XIX века Гоголь серьезно задумывается о будущем русской комедии.
Писатель считает, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, с наказанием пороков на глазах зрителей. СЛАЙД 18
В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». СЛАЙД 19
В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. . История была типичной для своего времени. Известно, что в Бессарабии приняли за ревизора издателя журнала «Отечественные записки» Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!” Написана комедия очень быстро. СЛАЙД 20-21
Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”. СЛАЙД 22
В основе сюжета комедии – переполох среди чиновников, их стремление скрыть от ревизора свои «грешки». Героем комедии стала чиновничья масса. Гоголь осмеял тёмные стороны российской действительности: произвол власти, взяточничество, невежество, хамство, казнокрадство.
В комедии высмеяна и бытовая сторона жизни обитателей города: ничтожность интересов, лицемерие и ложь, пошлость, чванство, суеверие и сплетни. В центре комедии оказывается человек, который менее всего способен вести интриги, игру. Не герой ведёт действие, а действие ведёт героя.
Сценическая история комедии. Рассказ с «остановками» СЛАЙД 23-24
Сюжет есть, комедия готова за удивительно короткий срок, два месяца понадобилось Гоголю для создания пьесы. «Ревизор» был принят к постановке в петербургском Александринском театре. СЛАЙД 25
Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций Гоголь сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Его замечания точны, требования определённы. Гоголь не хочет, чтобы комедия выглядела как весёленький пустячок. Не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя.
Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.
Чтобы разобраться в особенностях любого литературного произведения, необходимо знать, когда, в какую эпоху оно написано.
- Когда была написана пьеса? (1835, 1842 г. – последнее прижизненное издание)
А знаете ли вы, что Н.В.Гоголь в пьесе указал точную дату событий? Откройте действие 4 явление 3.
- Когда на должность назначен судья Ляпкин Тяпкин? Сколько лет прослужил? (1816 +3+3+3-4 г. =1830–1831 год)
Биограф 2. Россия 1830–1831 года. Царствование Николая 1, душителя свобод, время процветания чиновников. СЛАЙД 26
Несмотря на смутное время, театр занимал большое место в жизни российских обывателей того времени. Репертуар был примитивный, игрались в основном водевили, фарсы, сколько-нибудь важные проблемы жизни страны, общества в театральных спектаклях не поднимались. Театр был местом, где можно было “на людей посмотреть, себя показать”, весело провести время. Вот как Гоголь писал о театре того времени: “Петербург – большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александринского театра, вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов, высовывающего одну руку свою из окошка.…тогда только вы узнаете, в какой степени видна у нас любовь к театру и что же даётся на наших театрах? – какие-нибудь мелодрамы и водевили!”
И вот 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика. СЛАЙД 27
У афиш и касс собрались любители театральных новостей. « Петербург - большой охотник до театра. Если вы будете гулять по Невскому проспекту в свежее морозное утро… зайдите в это время в сени Александрийного театра: вы будете поражены упорным терпением, с которым собравшийся народ осаждает грудью раздавателя билетов,»-писал Гоголь.
Гоголь очень волновался. Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.
В театре много знакомых В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. СЛАЙД 28 Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.
Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Великолепный зал лучшего в Петербурге театра полон. Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.
В царской ложе Николае 1 с наследником, будущим Александром 2.. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка, представители демократического круга
Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. П.В.Анненков так рассказывает о впечатлении замечательнейшего спектакля, когда-либо виденного: “Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах (публика была избранная во всех смыслах)… недоумение это возрастало с каждым актом… совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом. Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что виден талант в некоторых сценах, простая публика – за то, что смеялась, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: “Это невозможность, клевета и фарс”
Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.
Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!” СЛАЙД 29
В дальнейшем, желая показать, что комедия Гоголя – лишь выступление против определённых злоупотреблений, которые случайно укрылись от “всевидящего глаза и всеслышащих ушей” правительства, царь даже велел министрам ехать смотреть “Ревизор”: ничего, мол, страшного в пьесе нет. Но цензор Никитенко записал в дневнике: “Впечатление, производимое его комедией, много прибавляет к тем впечатлениям, которые накопляются в умах от существующего у нас порядка вещей”.
Итак, высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”.
Однако у Гоголя были и доброжелатели. Богач, уральский заводопромышленник, учредивший ежегодную премию в 25000 рублей и передавший право её присуждения Российской Академии Наук, 11мая 1836 года писал секретарю академии Фусу: “Милостивый государь…! Не безызвестно Вам, что цель пожертвования моего… содействовать пользе и славе отечественной на поприще литературном. Поприще сие ныне украшено новым произведением г. Гоголя под названием “Ревизор”. Нельзя не отдать справедливости точнейшему описанию нравов… По живописанию характеров сие сочинение г. Гоголя может считаться образцовым… Мне весьма бы желалось, милостивый государь, чтоб сие творение г. Гоголя было увенчано одною из золотых медалей…”
Но Академия была императорской. В просьбе было отказано. Премия за 1836 год была присуждена полковнику Бобинскому за “Курс верховой езды”.
- Назовите фамилию мецената, заводопромышленника, который желал присудить премию Гоголю за пьесу “Ревизор”. В наше время эта традиция была возрождена. Добавлю, что с именем этого человека связана история металлургии Урала и история нашего города. (Демидов, Демидовская премия)
Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра.
Постановка пьесы «Ревизор» в Москве. СЛАЙД 30
После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.
Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.
25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.
– Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии?(За что же досталось царю?)
– Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся)
- Когда состоялась премьера комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»?
- Какое впечатление она произвела на публику?
- Как вы думаете, понятен ли был зрителям замысел Н.В.Гоголя?
- Почему Гоголь заботиться о том, чтобы комедию «Ревизор» зритель не воспринял как веселый пустячок?
- Согласны ли вы с тем, что комедия Гоголя не похожа на другие драматические произведения, которые ставились в его время? Чем, по вашему мнению, комедия Гоголя отличается от тех, которые ставились до этого в театре?
Учитель. После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей. Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. Сообщая об этом Погодину, он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”. СЛАЙД 31
- Как вы думаете, почему Гоголь был полон мрачных мыслей? (Гоголь был не понят публикой, недоволен постановкой пьесы: «Я был сердит и на зрителей, меня не понявших, и на себя самого, бывшего виною тому, что меня не поняли». Комедия не укладывалась в рамки обычного водевиля, поэтому Гоголь от актеров требовал естественности и правдоподобия на сцене)
Парад действующих лиц.
Учитель: Давайте и мы отправимся на премьеру комедии Гоголя «Ревизор». Театр начинается с афиши. На слайде мы видим афишу первого представления «Ревизора» в Александринском театре. Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.
Внимание: «парад» героев. СЛАЙД 32
«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. СЛАЙД 33 Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
«Анна Андреевна, жена его, СЛАЙД 34 провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
«Хлестаков, СЛАЙД 35 молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».
«Осип, слуга, СЛАЙД 36 таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».
«Земляника, попечитель богоугодных заведений, СЛАЙД 37 очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».
«Ляпкин-Тяпкин, судья, СЛАЙД 38 человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
«Бобчинский и Добчинский, СЛАЙД 39 оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»
СЛАЙД 40-43 Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».
Говорящие фамилии. СЛАЙД 44
Ляпкин–Тяпкин | уездный лекарь |
Гибнер | полицейский |
Держиморда | судья |
– Какие фамилии носят персонажи, если мы можем догадаться о роде их деятельности с помощью именований (Говорящие)
Чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). СЛАЙД 45
В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.
В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).
Композиция пьесы. СЛАЙД 46

Обычно действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
Развязка – событие, завершающее действие. СЛАЙД 47

Соблюдена ли композиция в комедии Гоголя? На этот вопрос мы ответим, когда прочитаем ее.
- Для чего Гоголь пишет замечания для господ актеров?
Задание:
- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)
- Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов; уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)
Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.
В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.
3.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. СЛАЙД 48
Подготовить сообщение: “Образ Городничего”, “Образ Хлестакова” (по таблице).
Таблица “Характеристика образа”
Внешность | |
Характер | |
Речевые | |
Поступки | |
4.ИТОГ УРОКА.
Вывод. СЛАЙД 49
Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна) СЛАЙД 50
Гоголь
великий, талантливый
сочинял, создавал, творил
гениальный писатель
классик