Урок будет выдан: 01.10.2024.
Ф.И.О. Михеева Марина Николаевна.
Предмет: русский язык.
Класс: 4 «В».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении языка как средства общения.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (иллюстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марина Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, распечатки и пенал. - Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание М. Горького и скажите, как вы его понимаете? «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык — это тоже инструмент, и надо учиться легко и красиво им владеть». - К чему нам нужно стремиться на уроках русского языка? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации, видеоматериал) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме. - Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. - Сейчас вам необходимо выполнить минутку чистописания букву «т», у вас в тетрадях должен быть образец, также он будет выведен на слайд. -Сейчас предлагаю вам задание. Ваша задача: под мою диктовку записать слова и к ним подобрать проверочные слова, чтобы проверить написание непроизносимого согласного. И подчеркнуть непроверяемую согласную. (Тростник, ненастный, пастбище, местность, капустный, радостный) Давайте посмотрим на слайд и проверим. | Выполняют минутку чистописания. Тростинка, ненастье, пасти, место, капуста, радость. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Посмотрим на слайд: «Язык – многозначное слово». Назовите значения слова язык. В каком из значений это слово употреблено? - Чтобы общаться друг с другом, человек использует язык. Что ещё использует человек для передачи информации в современных условиях? - О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? - А теперь откроем учебник на странице 35 и проверим себя, правильно ли мы назвали тему урока. - А что такое «средство»? Как вы понимаете? Прочитайте в учебнике. Один ученик читает вслух. - Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | Орган вкуса, средство общения, языки пламени, язык ботинка, язык колокола. Средство общения. Телефон, интернет, компьютер. О средствах общения. Открывают и читают название. Познакомиться с понятием «язык» как средство общения. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует деятельность по составлению плана урока. -А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке. -Какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? | План: 1. Познакомиться с понятием «средство». 2. Узнать, какие средства общения бывают. 3. Сравнить разные способы передачи информации. Отвечают. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации, аудиоматериал) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Какие средства общения вы знаете? Посмотрите на слайд и назовите их. - Выполним упражнение 49. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух. 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам. Рассмотрите рисунки на стр.36. 3. Назовите виды общения и подберите пословицы к рисункам. Запишите в тетради. 4. Проверка выполнения (проговаривание). 5. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? - Как думаете, какими средствами общения пользовались ещё первобытные люди? | Отвечают. Жесты, мимика, язык. Первобытные люди общались жестами и мимикой. Жестом можно изобразить оленя, но нельзя описать его. Предметы стали называть с помощью звуков, которые складываются в слова. Это заменило жесты, мимику и движения. | Учащиеся научатся определять средства общения. | К: воспринимать и формулировать суждения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | Организует работу со стихотворением. Закончи пословицу. - Выполним упражнение 52. Алгоритм выполнения упражнений: 1. Прочитайте все задание вслух. 2. Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам. 3. Выполните упражнение в тетради. 4. Проверка выполнения (проговаривание). 5. Какой вывод можно сделать после выполнения данного упражнения? | Выполняют задание. Надо сравнить разные способы передачи сообщения: с помощью жестов и с помощью звуко-буквенного письма | Учащиеся получат возможность научиться сравнивать разные способы передачи информации. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу. -Теперь, найдите на своей парте карточку: Вам необходимо выполнить тест по изученному сегодня. А теперь проверим: | Самостоятельно выполняют задание. Выполняют самопроверку. | | П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Ребята, а напомните мне тему нашего урока. Что нового вы сегодня узнали? Какие средства общения бывают? А какие средства общения лучше и эффективнее? Почему надо бережно относиться к родному языку? | Отвечают. Благодаря языку люди понимают друг друга. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? -Давайте вернёмся к плану. -Все ли задачи мы с вами решили? -А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. -Урок окончен. До свидания! | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |