Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Напишите число, слова «Классная работа». Словарная работа Жил-был суффикс -чик-. Он был небольшой, но всемогущий, так что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в такие же, как и сам суффикс. – Запишите, какие слова получатся. Трамвай – ... (трамвайчик), стакан – ... (стаканчик), барабан – ... (барабанчик), лимон - …( лимончик), пенал - …(пенальчик) – Выделите суффикс. – Какое значение у суффикса -чик-? (Уменьшительное, уменьшительно-ласкательное.) – Где могут употребляться такие слова? (В сказках, детских стишках, играх.) – Составьте словосочетания с новыми словами (устно). – Приведите свои примеры слов с таким же суффиксом. (Кабанчик, диванчик.) – Назовите другие уменьшительно-ласкательные суффиксы ( -еньк-, -ушк-, -ок-) – Что такое суффикс? – Какую роль он играет в слове? (Изменяет значение слова, образует новые слова.) | Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифи-цировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | 1. Проблемная ситуация. На доске два слова. ? -ок- листок поток – Что такое -ок- в этих словах? – Как нужно действовать, чтобы определить часть слова? – Как вы думаете, какая будет тема урока? (Нахождение суффикса в словах.) – Составим план урока. Учиться определять суффиксы в словах. Виды суффикса. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 2. Открытие новых знаний. – Какие у вас есть версии, чтобы определить части слова? (Подобрать однокоренные слова.) – Для чего нужно подбирать однокоренные слова? (Чтобы выделить корень.) – А что нужно сделать потом? (Посмотреть, что добавилось, что стоит после корня.) – Выполняйте. (Листок: листик, лист, листочек, листовой.) Затрудняются. – Какой корень в слове листок? (Лист.) – А какой в слове поток? (Поток.) – Можно ли объяснить слово листок через однокоренное слово? Как это сделать? – Какая часть добавилась к слову лист? (Листок – маленький лист. Суффикс -ок-.) – Какое значение имеет суффикс? (Уменьшительное.) – Обратите внимание: это значение можно найти в объяснении. – Можно ли объяснить через однокоренное слово поток? (Нет, однокоренных нет.) – Значит, всё в слове будет корнем, никаких других частей в слове нет. – Сделайте вывод: как нужно действовать, чтобы выделить части слова? (Нужно подобрать однокоренные слова и объяснить слово через однокоренное.) – А как найти суффикс? (Затем нужно посмотреть, что в слове добавилось к корню, стоит после корня.) | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | Самостоятельная работа Найти слова с суффиксом, выделить корень и суффикс Дворик, сок, пушок, крокодил, молоко, дружок, замок Взаимопроверка Работа по учебнику. Упр. 125 – развивается умение находить суффиксы в словах и определять их значение. -Какое значение придаёт словам суффикс – онок- ( -ёнок-)? А суффикс –ат? 3. Игра « Назови детёныша» (устно) Заяц, медведь, слон, утка, кит, гусь, лошадь ( «ловушка»- детёныш образуется от другого корня) 4.Использование ЦОР Тема «Суффикс» №4 Наблюдение над значением суффиксов –ик- и –ищ- развивается умение наблюдать за изменением смысла слова в зависимости от вида суффикса – уменьшительный, увеличительный. - Подберите и запишите однокоренные слова с уменьшительным и увеличительным суффиксом к словам нос, хвост. 5. Групповая работа ЦОР №2 - Расположите слова в 3 столбика , в зависимости от его суффикса Листок, бельчонок, кашка, щепка, горка, ежонок, волчонок, сырок, молоток Проверка- слайд на доске - Какие затруднения испытывали при выполнении задания? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группе Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что такое суффикс? - Где он находится в слове? - Для чего нужен суффикс? - Может ли слово состоять только из суффикса? - Какие суффиксы помогают получить слова- названия детёнышей животных? - Какой суффикс любят в Стране великанов? (-ищ-) – А какой в Стране лилипутов? (-ик-, -ок-) – Как они называются? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | |