СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Правописание суффиксов ЕК, ИК"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен урок русского языка в 3 классе по теме " Правописание суффиксов ИК, ЕК"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе»


Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Правописание суффиксов ик, ек

Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-.

Задачи урока: предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;

способствовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные: способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;

личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Ход урока

1. Организационный момент Чтоб урок начать быстрее,

Нужно всем стоять ровнее.

Сегодня у нас необычный урок русского языка и к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь кивком головы.

Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю вам сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.

2. Минутка чистописания. (5 мин)

- Открываем тетради, записываем число, классная работа

- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты)

- Всё, что вы назвали – очень важно.

- Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят:

«Внимание - путь к запоминанию СЛАЙД 2

Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку, спишите предложение, выделив орфограммы при письме. Вспомните правила письма ( тетрадочка лежит на уголок, спинка ровная)

- Назовите слово, в котором согласные глухие, в каком слове согласные звонкие.

Выпишите из предложения:

1 вариант - слово, где букв больше, чем звуков ПУТЬ

2 вариант - слово, где звуков больше, чем букв ВНИМАНИЕ, ЗАПОМИНАНИЮ

Сделайте звукобуквенный анализ слова. Взаимопроверка. Оценили с помощью оценочной шкалы.

3. Блиц - опрос. (3 мин)

- Что такое блиц – опрос? (отвечать коротко и быстро)

- Назовите части слова.

- Что такое основа слова?

- Что такое окончание?

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

4. Предлагаю разминку на внимание.

- Посмотрите на доску. СЛАЙД 3

- На какие две группы можно разделить сочетания букв:(предлоги и суффиксы).

НА, ЕК, ОТ, НАД , ПО, С, ИК

- Назовите суффиксы.

5. Актуализация знаний. ( 3 мин)

–Поиграем в игру, вспомнив всё о суффиксе

ТЕСТ «Найди верное выражение». СЛАЙД 4 - 8

Выберите и запишите цифру, если вы согласны с этим утверждением.

Найди верное утверждение:

1.Суффикс – это маленькое слово Суффикс – это часть слова

2.Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для связи слов в предложении.

3.Суффикс стоит после корня Суффикс стоит перед корнем

4.Суффикс не имеет значение Суффикс имеет значение

5.Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].

Проверка по слайду. Самооценка с помощью ? и ! СЛАЙД 9,10

У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?

6. Решение проблемного вопроса ( 6 мин)

– Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд 11) . Будьте внимательны. На основе просмотренного фрагмента, вам будет предложено задание. ФРАГМЕНТ мультфильма

– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? ( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.

-Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК? ( уменьшительно-ласкательным)

Слайд 12

- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах.

Верно: Был ключ – ИК - стал ключик.

Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.

- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.

- Сравните произношение и написание слов.

7. Сообщение темы и цели урока

- Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ( Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.) СЛАЙД 13

– Чем же мы будем заниматься?( Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.)

– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.

Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек,ик-

- А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?

( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.

8. Самооценка.

- Возьмите маршрутный лист, найдите табличку.

- Оцените свои знания и умения по данной теме 1 колонка (начало урока).

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Начало

урока

Конец

урока

Я знаю алгоритм написания суффиксов -ИК-, - ЕК-

Улыбающееся лицо 12


Я умею его применять…



Мне это не известно…









- В конце урока вы проверите: измениться ваша самооценка или нет.

Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-.

- Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка СЛАЙД 14

Жили ключик и замочек,

Домик сторожили.

Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)

Вы бы не открыли.

- В каком падеже стоят существительные в 3 строчке? (родительный падеж)

- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

- При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе?

- А теперь уточним, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник стр.115(читает учащийся)

9. ЗАРЯДКА для глаз ( 4 мин) СЛАЙД 15 - 18

10.Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (СЛАЙД № 19)

- Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).

- Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка).

Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило. СЛАЙД 20

“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

11. Задание для красного карандаша

В маршрутном листе задание - Ваша задача найти ошибки, исправить их, используя алгоритм доказать правильность своего утверждения.

Горошик, годик, сыночик, вопросик, бантек, подарочик, дождик, ежек, мячек, клубочик.

12. Физминутка (3 мин)

– Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.

Пёсик, василёчек, звоночек, кирпичик, самолётик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

13.Работа с текстом (СЛАЙД №21) (Читает учитель) (4 мин)

Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.

- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)

- Как можно озаглавить текст? (После дождя)

- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)

- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).

(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)

- Проверим, что получилось. СЛАЙД 22

дождичек лучик

ручеёчек колокольчик

цветочек кузнечик бутончик

Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик-?

(В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)

- Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек.

I Ручеёчек – сущ.; (что?)

II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.

III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)

- Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])

14.Прием «Написание синквейна» ( 4 мин) СЛАЙД 23,24

– А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн в парах

Напоминаю:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение.

Написание синквейна детьми.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.

3.Изменяем, не выпадает, выпадает.

4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.

5.Внимание.


1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Исчезающий, остающийся.

3.Пишется, убегает, остается.

4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.

5.Ласкательный.

1.Суффиксы –ик –,–ек –.

2.Маленький, ласковый.

3.Подставлю, слышим, пишем.

4.Гласный звук не пропал – пиши суффикс –ик –, а пропал, значит, суффикс –ек –.

5.Добрый.

15.Итог урока. Д/з с. 115 №478 морф разбор сущ ( 4 мин)

А теперь давайте подведем итог нашего урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

- Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

16. Рефлексия.

2. Возьмите маршрутный лист, найдите табличку. Оцените свои знания в конце урока.


Начало

урока

Конец

урока

Я знаю алгоритм написания суффиксов - ИК-, - ЕК-

Улыбающееся лицо 11


Я умею его применять



Мне это не известно…










Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше.

- У кого результаты оценки в начале и в конце урока совпали? Поднимите руки.

- А у кого нет?

В конце урока мне бы хотелось прочитать вам стихотворение для лучшего запоминания правила.

Вот братишки в нашей книжке –

Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-.

Чтоб писать их без ошибки,

Вот что сделала ученик:

Правило учил, учил…

Взял слова – и изменил!


Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –

Пишем «Е» без проволочек.


Если гласная осталась,

То, конечно, оказалось,-

Это «И», а суффикс - «ИК»-.

Это понял ученик!


И на строчке чуть пониже

Он опять примеры пишет:

КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК,

ЛУЧИКА и ЛУЧИК.

Изменять слова умеем,

Про себя теперь проверим:

ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК;

КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!

Пусть диктуют громче, тише –

Мы не спутаем братишек.

ТЕСТ

1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

7. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

8. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

Код ответов:№з 1 2 3 4 5 6 7 8

Ответ 3 1 4 2 2 4 1 3