Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Правописание суффиксов ик, ек
Цель урока: создание условий для усвоения правописания суффиксов существительных-ик-, -ек-.
Задачи урока: предметные УУД: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
способствовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные: способствовать формированию УУД:
регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативных: развитие навыков коллективного сотрудничества со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли;
личностные УУД: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Ход урока
1. Организационный момент Чтоб урок начать быстрее,
Нужно всем стоять ровнее.
Сегодня у нас необычный урок русского языка и к нам пришло много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь кивком головы.
Не зря говорят: Гость недолго гостит, да много видит. Я предлагаю вам сегодня поработать так, чтобы у наших гостей, да и у нас с вами осталось хорошее настроение.
2. Минутка чистописания. (5 мин)
- Открываем тетради, записываем число, классная работа
- Ребята, как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы быть успешным на уроке? (Чтобы все цели, которые мы поставим перед собой, были достигнуты)
- Всё, что вы назвали – очень важно.
- Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят:
«Внимание - путь к запоминанию СЛАЙД 2
Эти слова пусть будут эпиграфом к нашему уроку, спишите предложение, выделив орфограммы при письме. Вспомните правила письма ( тетрадочка лежит на уголок, спинка ровная)
- Назовите слово, в котором согласные глухие, в каком слове согласные звонкие.
Выпишите из предложения:
1 вариант - слово, где букв больше, чем звуков ПУТЬ
2 вариант - слово, где звуков больше, чем букв ВНИМАНИЕ, ЗАПОМИНАНИЮ
Сделайте звукобуквенный анализ слова. Взаимопроверка. Оценили с помощью оценочной шкалы.
3. Блиц - опрос. (3 мин)
- Что такое блиц – опрос? (отвечать коротко и быстро)
- Назовите части слова.
- Что такое основа слова?
- Что такое окончание?
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
4. Предлагаю разминку на внимание.
- Посмотрите на доску. СЛАЙД 3
- На какие две группы можно разделить сочетания букв:(предлоги и суффиксы).
НА, ЕК, ОТ, НАД , ПО, С, ИК
- Назовите суффиксы.
5. Актуализация знаний. ( 3 мин)
–Поиграем в игру, вспомнив всё о суффиксе
ТЕСТ «Найди верное выражение». СЛАЙД 4 - 8
Выберите и запишите цифру, если вы согласны с этим утверждением.
Найди верное утверждение:
1.Суффикс – это маленькое слово Суффикс – это часть слова
2.Суффикс служит для образования новых слов Суффикс служит для связи слов в предложении.
3.Суффикс стоит после корня Суффикс стоит перед корнем
4.Суффикс не имеет значение Суффикс имеет значение
5.Суффикс ёнок пишется после твердых согласных и [ч']. Суффикс ёнок пишется после мягких согласных, кроме [ч'].
Проверка по слайду. Самооценка с помощью ? и ! СЛАЙД 9,10
У. – О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
6. Решение проблемного вопроса ( 6 мин)
– Давайте с вами заглянем в сказку Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд 11) . Будьте внимательны. На основе просмотренного фрагмента, вам будет предложено задание. ФРАГМЕНТ мультфильма
– Какая проблема встала перед Витей Перестукиным? ( Витя не знал, как написать слова КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК.
-Каким общим значением обладают слова КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК? ( уменьшительно-ласкательным)
Слайд 12
- Назовите корень слов. (КЛЮЧИК И ЗАМОЧЕК) Назовите суффикс в словах.
Верно: Был ключ – ИК - стал ключик.
Был замок – а уменьшительно-ласкательный – замочек.
- Укажите ударный или безударный гласный в суффиксе.
- Сравните произношение и написание слов.
7. Сообщение темы и цели урока
- Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ( Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.) СЛАЙД 13
– Чем же мы будем заниматься?( Мы знакомимся с новыми суффиксами –ик–и –ек–.)
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
Научиться писать слова с суффиксами –ек -, - ик -.
Познакомиться с правилом, используя которое можно правильно писать слова с суффиксами –ек,ик-
- А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?
( чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.
8. Самооценка.
- Возьмите маршрутный лист, найдите табличку.
- Оцените свои знания и умения по данной теме 1 колонка (начало урока).
ЛИСТ САМООЦЕНКИ | Начало урока | Конец урока |
Я знаю алгоритм написания суффиксов -ИК-, - ЕК- |  | |
Я умею его применять… | | |
Мне это не известно… | | |
- В конце урока вы проверите: измениться ваша самооценка или нет.
Проведём небольшое исследование, когда в существительных пишется суффикс -ик- (-чик-), а когда -ек-.
- Как узнать, какой суффикс нужно писать ? Решить орфографическую задачу нам помогут заключительные строки четверостишья, в которых содержится подсказка СЛАЙД 14
Жили ключик и замочек,
Домик сторожили.
Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)
Вы бы не открыли.
- В каком падеже стоят существительные в 3 строчке? (родительный падеж)
- Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)
- При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе?
- А теперь уточним, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник стр.115(читает учащийся)
9. ЗАРЯДКА для глаз ( 4 мин) СЛАЙД 15 - 18
10.Давайте составим алгоритм правописания суффиксов существительных -ек-, -ик- (-чик-). (СЛАЙД № 19)
- Шаг первый: поставьте существительное в форму родительного падежа (ед.ч.).
- Шаг второй: если гласная суффикса не выпадает, то пишу -ик- (носик – носика; шкафчик – шкафчика); если выпадает, то -ек- (сыночек – сыночка; орешек – орешка).
Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило. СЛАЙД 20
“В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс -ик был прилежным учеником, а его друг, суффикс -ек, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.
11. Задание для красного карандаша
В маршрутном листе задание - Ваша задача найти ошибки, исправить их, используя алгоритм доказать правильность своего утверждения.
Горошик, годик, сыночик, вопросик, бантек, подарочик, дождик, ежек, мячек, клубочик.
12. Физминутка (3 мин)
– Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.
Пёсик, василёчек, звоночек, кирпичик, самолётик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
13.Работа с текстом (СЛАЙД №21) (Читает учитель) (4 мин)
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу ожило, зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- В каком предложении содержится основная мысль? (во втором)
- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
(Пока учащиеся выполняют выборочный диктант, один ученик у доски выполняет морфологический разбор существительного ручеёчек)
- Проверим, что получилось. СЛАЙД 22
дождичек лучик
ручеёчек колокольчик
цветочек кузнечик бутончик
Дополнительный вопрос: при каком условии пишется суффикс -ек-, -ик-?
(В суффиксах существительных -ек-, -ик- пишется -е-, если при склонении гласная выпадает, если гласная остаётся, пишем -и-)
- Проверим морфологический разбор существительного ручеёчек.
I Ручеёчек – сущ.; (что?)
II Нач. ф. – ручеёчек; пост. пр.: нариц., неодуш., муж. р., 2 скл.; непост. пр.: в им. п., в ед. ч.
III Превратился (что?) ручеёчек (подлежащее)
- Кто быстрее посчитает количество букв и звуков в этом слове? Ответ обоснуйте. (8 букв, 9 звуков; буква ё после гласной обозначает два звука – [й’], [о])
14.Прием «Написание синквейна» ( 4 мин) СЛАЙД 23,24
– А сейчас давайте оформим вывод, написав синквейн в парах
Напоминаю:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение.
Написание синквейна детьми.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Гласный, уменьшительно-ласкательный.
3.Изменяем, не выпадает, выпадает.
4.Если слово ты изменишь, узнаешь какой суффикс надо писать.
5.Внимание.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Исчезающий, остающийся.
3.Пишется, убегает, остается.
4.Гласный звук исчез – пиши суффикс –ек –.
5.Ласкательный.
1.Суффиксы –ик –,–ек –.
2.Маленький, ласковый.
3.Подставлю, слышим, пишем.
4.Гласный звук не пропал – пиши суффикс –ик –, а пропал, значит, суффикс –ек –.
5.Добрый.
15.Итог урока. Д/з с. 115 №478 морф разбор сущ ( 4 мин)
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
-Над какой темой мы сегодня работали?
- Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?
16. Рефлексия.
2. Возьмите маршрутный лист, найдите табличку. Оцените свои знания в конце урока.
| Начало урока | Конец урока |
Я знаю алгоритм написания суффиксов - ИК-, - ЕК- |  | |
Я умею его применять | | |
Мне это не известно… | | |
Надеюсь, что ваша оценка в конце урока стала выше.
- У кого результаты оценки в начале и в конце урока совпали? Поднимите руки.
- А у кого нет?
В конце урока мне бы хотелось прочитать вам стихотворение для лучшего запоминания правила.
Вот братишки в нашей книжке –
Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-.
Чтоб писать их без ошибки,
Вот что сделала ученик:
Правило учил, учил…
Взял слова – и изменил!
Если гласная сбежала,
Это «Е» была сначала:
Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –
Пишем «Е» без проволочек.
Если гласная осталась,
То, конечно, оказалось,-
Это «И», а суффикс - «ИК»-.
Это понял ученик!
И на строчке чуть пониже
Он опять примеры пишет:
КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК,
ЛУЧИКА и ЛУЧИК.
Изменять слова умеем,
Про себя теперь проверим:
ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК;
КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!
Пусть диктуют громче, тише –
Мы не спутаем братишек.
ТЕСТ
1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к
2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к
3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к
4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к
7. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик
8. В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник
Код ответов:№з 1 2 3 4 5 6 7 8
Ответ 3 1 4 2 2 4 1 3