СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку во втором классе. УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Что такое имя прилагательное?"»

Класс: 2 а

Учитель: Лисина Дина Александровна

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.: «Просвещение»

Тема урока: «Что такое имя прилагательное?»

Содержательная цель: расширить понятийную базу учащихся за счет включения знаний о части речи «имя прилагательное».

Деятельностная цель: научить детей применять знания о признаках прилагательном для распознавания прилагательных и выделения их из общей речи. Учить ребят использовать прилагательные длятого, чтобы сделать свою речь более выразительной,красивой и полной.

Задачи: 

  1. Организовать выделение детьми существенных признаков имени прилагательного как части речи;

  2. Обобщить и систематизировать знания у детей, уже имеющих определенные представления о прилагательных;

  3. Помочь выявить роль прилагательных в речи;

  4. Развивать умение детей распознавать имена прилагательные в речи;

  5. Учить использовать имена прилагательные в речи для ее «украшения».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе диалога;

- формирование умения работать в группах;

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 

Оборудование:

- Инструкционные листы с разделами «самооценка»;

- информационные листы(информация о прилагательном);

- карточки «Работаем в паре»;

- карточки «Сказка»;

-карточки для игры «Ассоциации»;

- учебники;

- проектор, ноутбук;

- презентация.













Ход урока:

  1. Организационный момент (мотивирование к учебной деятельности)- 1-2 минуты

– Здравствуйте, ребята! Подарите улыбки друг другу. Начнем урок.

  1. Актуализация знаний– 4-5 минут

- Скажите, с чего начинается урок русского языка? (с записи числа, чистописания). Число записывать сегодня мы не будем. Работать будем на инструкционных листах. Они у вас даже подписаны.

-Найдите строчку ЧИСТОПИСАНИЕ.

  1. Слайд 2 - На чистописании мы будем писать:

первая строчка –сочетание оро

вторая строчка – сочетание очк

-Найдите строчку СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  1. Словарная работа.

Слайд 3. -Выпишите из данных словарных слов те, в которых есть сочетание оро.

-Подчеркните в записанных словах именно сочетание оро. Запомните, как пишутся эти слова, особенно нужно запомнить тем ребятам, которые еще допускают в них ошибки.

Слайд 3

-Какие слова выписали? Прочитай орфографически. Остальные проверяют правильность написания в своих тетрадях.



- Найдите среди словарных слов то, в котором есть сочетание очк. Какое это слово?

- Запишите его.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

- Какая еще орфограмма есть в этом слове? (в сочетаниях чк, чн,щн,нщ ь не пишется)

-Какой частью речи является слово девочка? Докажите. (обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?) Значит оно какое? (одуш.)

- Нарицательное оно или собственное?

- Какое число у этого имени существительного?

- Измените число.

- Подберите к слову девочки подходящий по смыслу глагол. Докажите, что это глагол. Определите число глагола.( мн.) Почему? (потому что действие совершают несколько девочек)

  1. Постановка учебной задачи – 4-5 минут.

-Поиграем в игру ассоциации. Слайд 5.

-Какие слова вам вспоминаются сразу, как только вы слышите слово девочка (маленькая, красивая, умная, платье, бантики, прыгает, куклы, скакалка, учится и др.).Карточки (учитель крепит на доску).

М.Б. волосы, любить, платье, бантик, туфли, юбка, красивая, косички, прыгать, скакалка, маленькая, большая, бегать) недостающие дописывает.



-Теперь давайте определим, какой частью речи являются каждое из слов. Учитель указывает на слово, ребенок называет часть речи.

Дети могут назвать прилагательное, они могли слышать о нем.

Учитель: -Мы с вами изучили существительное, глагол, но вы уже называете и прилагательное. Откуда вы узнали о нем?

Кто уже догадался какая будет тема урока?

-Тема нашего урока так и звучит «Что такое имя прилагательное?» Слайд 6.

-Давайте определим уровень ваших знаний.

На инструкционном листе у вас есть окошко, Палитра знаний. Начало урока

Закрасьте звездочку соответствующим цветом. Слайд 7

*Оказалось, что некоторые из вас все знают о прилагательном. Я предлагаю вам поработать на уроке и систематизировать свои знания, может быть вы узнаете что-то новое.

*Те, кто что-то слышал, узнают в ходе работы, все, что нам нужно знать о прилагательном. Дополнят свои знания новой информацией.

*И, наконец, те, кто ничего не знал о прилагательном, на уроке узнают о нем.

-Какие цели мы поставим перед собой на занятии? Слайд 8

-Что именно мы должны знать к концу урока об этой части речи «имя прилагательное»?

Что обозначает прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какова роль прилагательных в речи?

И от какого слова зависит.

  1. Открытие нового знания– 7-8 минут.

–Поиграем в игру, которая называется

«НАЗОВИ  ПРИЗНАК».

-Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга по цвету, по форме, по размеру, по материалу, и по другим признакам. Слайд 9. Игра такая -

Я показываю рисунок (лимон,  мяч,чашка,  кусок пиццы).

Ваша задача:  описать  реальный предмет  по  всем  возможным  признакам. Учитель показывает картинки.

-Что вы сейчас называли? (признаки предметов).

-Вы обозначали признаки данных предметов словами разных частей речи? (нет, все прилагательные). Мы можем сделать вывод: что же обозначает имя прилагательное?

Прилагательное обозначает признак предмета.

признак

предмета - на доску



Физминутка. Дракончик.(Делаем зарядку, запомните прилагательные, которые услышите в стихотворении)

Задание 2.

Для выполнения следующего задания вам придется поработать в группе.

Каждой группе я дам картинку какого-то предмета или животного. Вам нужно сделать так, чтобы эту картинку не увидели ребята из других групп. Далее вы совещаетесь, подбираете 3 или 4 прилагательных, которые как можно точнее описывают данный предмет. Записываете эти слова в строку, где написано задание № 2. Другие группы должны отгадать что же у вас на картинке.

№ 1 – волк, № 2 – белка, № 3- молоко, № 4 – зайцы, № 5 – стол, № 6 – яблоко, №7 – арбуз.

Группа называет прилагательные. Ответы других групп.-Покажите картинку. – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь? Задайте вопрос от *слова волк к слову серый. Учитель вывешивает на доску ответы – вопросы.

- Мы уже можем сделать вывод: на какие вопросы отвечают прилагательные?

Прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Какой? Какая? Какие? Какое?

- на доску



-Открою вам секрет: прилагательные могут отвечать и на другой вопрос. Но об этом вы узнаете позже, а если вам интересно можете сами поискать информацию об этом.(где?)

Задание 3.

-А сейчас откройте учебник на стр. 86, найдите упр. 149. Прочитай высказывание А.Н.Толстого выразительно Слайд 10

-Кто может прочитать слова-прилагательные, которые использует автор для описания русского языка?

- Кто может прочитать текст без выделенных слов?

-Какой текст интереснее, красивее, ярче, выразительнее? С прилагательными или без них.

- Какой можно сделать вывод? Какую роль прилагательные играют в нашей речи? (Прилагательные уточняют, дополняют речь, делают ее более красивой, «раскрашивают» ее. Прилагательные нужны для образности, яркости нашей речи)

Задание 4.Слайд 11

Работаем в паре.

Найди и подчеркните волнистой линией в тексте прилагательные, а над теми словами, с которыми прилагательные связаны поставьте крестик, как в образце. Прочитайте получившиеся словосочетания по образцу:

Х

Образец: книга (какая?) интересная

Последние дни стояла ясная погода. Повеял тёплый ветерок. По оврагам бегут весёлые ручейки. Зазеленела молодая травка. Ласковое солнышко улыбается людям.

- Понаблюдайте, к какой части речи всегда относится имя прилагательное? От какой части речи зависит? (Имя прилагательное всегда относится к существительному.)

- Кто уже может сформулировать и сказать, что такое прилагательное? '

Слайд12. Повторите это определение хором.
























  1. Первичное закрепление– 4-5 минут

  1. - Посмотрите в учебник, стр.86. Прочитайте правило мудрой совы. Отличается ли определение, которое вы сформулировали сами, от того, что предлагает нам сова?

2. -Возьмите зеленый лист. Информацию, которая напечатана на нем, я взяла в Интернете. Прочитайте все, что на нем написано. Выберите информацию о прилагательном, которая вас заинтересовала, прочитаете ее нам вслух.


Прилагательные бывают полной и краткой формы: красивый – красив, белый – бел.


От прилагательного часто можно образовать наречие: веселый – весело, быстрый – быстро.


В процессе эволюции языка некоторые прилагательные перешли в разряд существительных. К их числу относятся: прачечная, парикмахерская, кладовая, ванная и другие



Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой.

В комедии Фонфизина "Недоросль" Митрофан сдаёт экзамен по грамматике:
Вопрос:
«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? » - «Дверь, котора дверь? » - «Котора дверь! Вот эта» . -«Эта? Прилагательна» . -«Почему же? » - «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна» .



Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова: Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета.


-Надеюсь, что вы лучше, чем Митрофанушка разбираетесь в частях речи. Давайте посмотрим.

Физминутка.

Когда я называю существительное вы должны поднять вверх руки и опустить их, если называю глагол – вы должны присесть и встать, если называю прилагательное поворачиваетесь один раз вокруг себя. ( Стол, улыбаться, красивый, маленький, ложка, танцевать, белый, шоколад, шоколадный, свеча, радость, вежливый)



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)– 4-5 минут.

- Многое мы сегодня уже узнали о прилагательном. А теперь давайте потренируемся составлять словосочетания с прилагательными, подбирать к именам существительным подходящие по смыслу прилагательные. Выполнять вы будете разные задания. Найдите на листах задание 5.







Задание 5.Слайд 13

Разноуровневое задание на инструкционных листах

1.Для слабых детей и ребенка ОВЗ

Снежная медведь

Новое яблоко

Хищный зима

Косолапый платье

Зеленое шкаф

Деревянный зверь

Задание. Соедини линиями прилагательные из первого столбика с подходящими по смыслу существительными из второго столбика.

2.Задание для сильных детей.

Ученик

Друг

Тарелка

Рыбка

Арбуз

Заяц

Задание. Подберите и запишите подходящее по смыслу прилагательное.

с двумя видами заданий. Слайд 14 (проверка).

-Те, кто выполнял это задание (2), проверяет себя самостоятельно. Рисуем соответствующий смайлик.

-Те, кто делал это задание, расскажите, какие прилагательные подобрали.



  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение -7-8 минут. (резервное) или дом. задание (- На партах у вас лежат листы для выполнения домашнего задания) Слайд 15

(1. Работа в группах)

-Давайте потренируемся использовать прилагательные в своей речи. Задание называется Заколдованная сказка

(вставить прилагательные)


Сказка.


На планете------------------ жили------------------------- человечки, у них были----------------глаза, ----------------волосы, ----------------------уши. Зато у них был очень------------------характер.

Домики у человечков были -----------------------------, с крышами. Их охраняли ---------------------дракончики и --------------------страусы. Они сидели на ----------------------верёвочках и рычали. На -------------------------------------деревьях пели -------------------песни ------------------------------мухи. В ----------------------------------лесах водились --------------------------------слонята, ------------------------цыплята, -----------------------ёжики и -----------------------------ящерицы.


(-Текст у всех групп одинаковый. Но сказки, мне кажется, получаться разные.

Представитель группы читает то, что у группы получилось.)




  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)– 2-3 минуты.

1. -Наше занятие подходит к концу. Давайте снова обратимся к палитре знаний. Только теперь нашли окошко палитра знаний Конец урока Слайд 16

-Закрасьте звездочку соответствующим цветом. У кого цвет звездочки изменился? У кого нет?

- Что вы получили от этого урока?

-Удалось ли нам всем вместе достичь целей, которые мы поставили в начале урока? Слайд 17

Повторите хором, что такое имя прилагательное.Слайд 18

2. Теперь посмотрим на ваше настроение. На партах есть карточки с пушистиками. Посмотрите на них внимательно. Раскрась того пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя. Слайд 19. Поднимите карточки.

-Встаньте. Всем большое спасибо за урок. Можете отдыхать.