СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку " Деепричастие как особая форма глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок познакомит учащихся с деепричастием.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку " Деепричастие как особая форма глагола"»

Урок русского языка в 7 классе    Деепричастие как особая форма глагола  Подготовила Ахмедова В.Л.

Урок русского языка в 7 классе

Деепричастие как особая форма глагола

Подготовила Ахмедова В.Л.

Цель: путём самообразовательной деятельности получить представление об общем значении, морфологических признаках, синтаксической роли деепричастия. Научиться правильно писать не с деепричастиями.

Цель: путём самообразовательной деятельности получить представление об общем значении, морфологических признаках, синтаксической роли деепричастия. Научиться правильно писать не с деепричастиями.

Знакомство с деепричастием.   К истокам слова  Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н.М. Шанского узнаём , что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин « деепричастие» В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть. Но что же обозначает первая? Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберём слово, в которое тоже входит « дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. ( Из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя « Занимательно о русском языке» )

Знакомство с деепричастием.

К истокам слова

Из краткого этимологического словаря русского языка под редакцией Н.М. Шанского узнаём , что в XVII веке учёный Мелентий Смотрицкий ввёл в русскую грамматику термин « деепричастие»

В термине «деепричастие» нам знакома вторая часть. Но что же обозначает первая? Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберём слово, в которое тоже входит « дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что и деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие. ( Из книги В.А. Ивановой, З.А. Потихи, Д.Э. Розенталя « Занимательно о русском языке» )

1.Маки осыпались и роняли на землю лепестки. 2. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

1.Маки осыпались и роняли на землю лепестки.

2. Маки осыпались, роняя на землю лепестки.

Наблюдаем и сопоставляем  Рассмотрите таблицу. Сопоставьте признаки причастия и деепричастия. Сделайте вывод о деепричастии как особой форме глагола .  План разбора Причастие I. Общее значение Деепричастие (лексическое и грамматическое) Признак предмета по II.Морфологические признаки  действию Какой? Играющий (-ая, -ее, -ие) Признаки глагола (вид, время,возвратность); признаки прилагательного (род, число, падеж) III. Синтаксическая Добавочное действие Определение,  роль Что делая? Что сделав? Признаки глагола (вид, возвратность) Признаки наречия (неизменяемость) сказуемое (краткая форма)  Играя, поиграв  Обстоятельство (не употребляется без сказуемого)

Наблюдаем и сопоставляем Рассмотрите таблицу. Сопоставьте признаки причастия и деепричастия. Сделайте вывод о деепричастии как особой форме глагола .

План разбора

Причастие

I. Общее значение

Деепричастие

(лексическое и грамматическое)

Признак предмета по

II.Морфологические признаки

действию Какой? Играющий (-ая, -ее, -ие)

Признаки глагола (вид, время,возвратность); признаки прилагательного (род, число, падеж)

III. Синтаксическая

Добавочное действие

Определение,

роль

Что делая? Что сделав?

Признаки глагола (вид, возвратность)

Признаки наречия (неизменяемость)

сказуемое (краткая форма)

Играя, поиграв

Обстоятельство

(не употребляется без сказуемого)

Запомним определение  Сравни свой вывод с правилом . Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, которые ставятся к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав? Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь. Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись

Запомним определение Сравни свой вывод с правилом .

Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки глагола и наречия. Подобно другим формам глагола, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида, например: улыбаясь – несовершенного вида. Вопросы, которые ставятся к деепричастиям, напоминают вопросы к глаголам несовершенного и совершенного вида: что делая? и что сделав?

Зависимое слово – существительное или местоимение – ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) – покрасив (что?) стену (В.). С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например:

Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте. – Рассказывает (как?) улыбаясь.

Приземлившись, он с радостью посмотрел вокруг. – Посмотрел (когда?) приземлившись

Развиваем конструкторско-творческие способности Посмотри на рисунок. Составь три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используй для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

Развиваем конструкторско-творческие способности

Посмотри на рисунок. Составь три предложения, из которых было бы ясно, какие действия совершил ученик. Используй для этого слова, написанные на классной доске. Какие слова в составленных предложениях обозначают основное действие, а какие – добавочное?

Тренировочные упражнения  Задание 1 Определите, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркните глаголы и деепричастия как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйтесь алгоритмом рассуждения в рамке. Внимание! Применяя данное выше определение,  рассуждай так: Выглянув в окно,  Петя увидел. – Петя  увидел – выглянув; увидел – основное действие ,  а добавочное – выглянув, значит, выглянув –  деепричастие .

Тренировочные упражнения Задание 1

Определите, о каких основных и дополнительных действиях говорится в отрывке из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»? Подчеркните глаголы и деепричастия как члены предложения. При определении деепричастий воспользуйтесь алгоритмом рассуждения в рамке.

Внимание!

Применяя данное выше

определение,

рассуждай так:

Выглянув в окно,

Петя увидел. – Петя

увидел – выглянув;

увидел – основное действие ,

а добавочное –

выглянув, значит, выглянув

деепричастие .

ТЕКСТ  А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.    Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

ТЕКСТ

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

Подбоченясь, выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили, не переводя дух.

Проверь себя. А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.    Подбоченясь , выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя , нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили , не переводя дух.

Проверь себя.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы.

Подбоченясь , выезжали паны, окружённые несметными слугами. И стали наступать они, тесно на козацкие таборы, грозя , нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло всё поле, а запорожцы всё палили и палили , не переводя дух.

Задание 2 Укажите, какие выделенные слова обозначают основные действия, раскрасьте их синим цветом, а какие – добавочные, раскрасьте их красным цветом. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Бе…жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь  призрачными оч…ртаниями. Ветер чутко дремл…т, затаившись в иглистых ветвях, (не) зарябит уснувш…й воды, (не) шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыл…ями, бе…покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр…жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху. (А. С. Серафимович)

Задание 2

Укажите, какие выделенные слова обозначают основные действия, раскрасьте их синим цветом, а какие – добавочные, раскрасьте их красным цветом. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Бе…жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч…ртаниями. Ветер чутко дремл…т, затаившись в иглистых ветвях, (не) зарябит уснувш…й воды, (не) шелохнёт зелёной хвои.

Стаи перелётных уток, шлёпая крыл…ями, бе…покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр…жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху.

(А. С. Серафимович)

Проверь себя . Бе з жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч е ртаниями. Ветер чутко дремле т , затаившись в иглистых ветвях, не  зарябит уснувш е й воды, не шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток, шлёпая крыл ь ями, бе с покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр а жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху.  (А. С. Серафимович)

Проверь себя .

  • Бе з жизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными оч е ртаниями. Ветер чутко дремле т , затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувш е й воды, не шелохнёт зелёной хвои.
  • Стаи перелётных уток, шлёпая крыл ь ями, бе с покойно подымаются с воды, изогнув длинные шеи, белея в воде отр а жениями, чутко прислушиваясь к лесному эху.

(А. С. Серафимович)

Физминутка

Физминутка

 Проведём наблюдение Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли правилу они подчиняются. 1. Не  зная (дееприч.) броду, не  суйся (глал.) в воду. 2. Не  накормив (дееприч.) лошадь, далеко не  уедешь (глагол). 3. Не  продавай (глал.) шкуры, не  убив (дееприч.) медведя. 4. Говорить не  думая (дееприч.) – что стрелять не  целясь (дееприч.) . 5. Не  развязав (дееприч.) мешок, не  узнаешь (глал.) , что в нём.

Проведём наблюдение

  • Сравните правописание не с деепричастиями и с глаголами. Сделай самостоятельный вывод, одному ли правилу они подчиняются.

1. Не зная (дееприч.) броду, не суйся (глал.) в воду. 2. Не накормив (дееприч.) лошадь, далеко не уедешь (глагол). 3. Не продавай (глал.) шкуры, не убив (дееприч.) медведя. 4. Говорить не думая (дееприч.) – что стрелять не целясь (дееприч.) . 5. Не развязав (дееприч.) мешок, не узнаешь (глал.) , что в нём.

Применяем изученное на практике  Цифровой диктант  1. В походе каждый должен знать своё дело и (не) тратить время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не) доумевали : разве рассказанное местными жителями – правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не) чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не) дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники, (не) определившие заранее свой маршрут, обречены на долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7. Повинную голову меч (не) сечёт . 8. Заря, ещё (не) закрытая чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила, семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11. Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая .

Применяем изученное на практике Цифровой диктант

  • 1. В походе каждый должен знать своё дело и (не) тратить время на лишние разговоры. 2. Путешественники (не) доумевали : разве рассказанное местными жителями – правда? 3. Мы ещё долго оставались на краю обрыва, (не) чувствуя усталости после длительного перехода. 4. (Не) дооценивая мелочи при подготовке к походу, вы можете столкнуться со многими проблемами. 5. Путешественники, (не) определившие заранее свой маршрут, обречены на долгие часы блужданий. 6. Мне вся эта сцена представилась главой ещё (не) написанной сказки. 7. Повинную голову меч (не) сечёт . 8. Заря, ещё (не) закрытая чёрной тучей, освещала окна. 9. Эта (не) забываемая гроза закончилась, и мы заснули. 10. (Не) прочитав правила, семиклассники (не) смогли выполнить упражнения. 11. Дети слушали рассказ бабушки молча, (не) перебивая .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ ГЛАГОЛ 1, 2, 7, 10. ПРИЧАСТИЕ 5, 6, 8, 9. ДЕЕПРИЧАСТИЕ 3, 4, 10, 11.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

  • ГЛАГОЛ 1, 2, 7, 10.
  • ПРИЧАСТИЕ 5, 6, 8, 9.
  • ДЕЕПРИЧАСТИЕ 3, 4, 10, 11.
Принимаем участие в игре  «Найди лишнее»  В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди его. 2. (Не) хотя, (не) взлюбив, 1. (Не) написав, (не) слушая, (не) досыпая, (не) понимая, (не) домогая, (не) навидя (не) зная, (не) соглашаясь 4. (Не) скошено, (не) глядя, (не) спросив, (не) услышав, (не) умолкая 3. (Не) читая, (не) люблю, (не) поднимаясь, (не) уезжая,  (не) сказав

Принимаем участие в игре «Найди лишнее»

В каждой из четырёх групп слов есть одно лишнее, найди его.

2. (Не) хотя,

(не) взлюбив,

1. (Не) написав,

(не) слушая,

(не) досыпая,

(не) понимая,

(не) домогая,

(не) навидя

(не) зная, (не) соглашаясь

4. (Не) скошено,

(не) глядя,

(не) спросив,

(не) услышав,

(не) умолкая

3. (Не) читая,

(не) люблю,

(не) поднимаясь,

(не) уезжая,

(не) сказав

Проверь себя  «Найди лишнее» 1. Недомогая 2. Не понимая 3. Не люблю 4. Не скошено

Проверь себя «Найди лишнее»

  • 1. Недомогая
  • 2. Не понимая
  • 3. Не люблю
  • 4. Не скошено
Развиваем творческие способности и связную речь    Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия.  При необходимости используй свои примеры. Материал для справок: Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.

Развиваем творческие способности и связную речь

Расскажи, как ты возвращаешься домой после удачного, хорошего дня в школе и как после неудачного. Описывая свои действия, стремись к точности и выразительности. Воспользуйся материалами для справок, включающими деепричастия. При необходимости используй свои примеры.

  • Материал для справок:

Бежать, весело перепрыгивая через лужи; идти, спотыкаясь на каждом шагу; возвращаться, гордясь полученной оценкой; мучиться, предчувствуя огорчение мамы.

Творческая работа Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи . На противоположной стороне улицы я увидел Сашу. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу . Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы.

Творческая работа

  • Сегодня был удачный день в школе, и я бежал домой, весело перепрыгивая через лужи . На противоположной стороне улицы я увидел Сашу. Он шёл, спотыкаясь на каждом шагу . Коля получил плохую оценку по контрольной. Наверное, он мучается, предчувствуя огорчение мамы.
Тест по теме «Деепричастие»  1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает: а) действие; б) признак действия; в) признак предмета по действию; г) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. В деепричастии совмещены признаки: а) глагола и существительного; б) глагола п прилагательного; в) глагола и наречия; г) глагола и местоимения. 3. Деепричастия: а) склоняются; б) спрягаются; в) склоняются и спрягаются; г) не склоняются и не спрягаются 4. В предложении деепричастия обычно бывают:  а) обстоятельством;  б) определением;  в) дополнением;  г) сказуемым. 5. Найдите предложение, где помимо основного действия есть ещё и добавочное:  а) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.  б) Я поднимаю бинокль и вглядываюсь в глубину мёртвой пустыни.  в) День был серый и ветреный.  г) Птицы то поднимались шумной тучей, то , покружившись, садились.

Тест по теме «Деепричастие»

1. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает:

а) действие;

б) признак действия;

в) признак предмета по действию;

г) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом.

  • В деепричастии совмещены признаки:

а) глагола и существительного;

б) глагола п прилагательного;

в) глагола и наречия;

г) глагола и местоимения.

3. Деепричастия:

а) склоняются;

б) спрягаются;

в) склоняются и спрягаются;

г) не склоняются и не спрягаются

4. В предложении деепричастия обычно бывают:

а) обстоятельством;

б) определением;

в) дополнением;

г) сказуемым.

5. Найдите предложение, где помимо основного действия есть ещё и добавочное:

а) Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.

б) Я поднимаю бинокль и вглядываюсь в глубину мёртвой пустыни.

в) День был серый и ветреный.

г) Птицы то поднимались шумной тучей, то , покружившись, садились.

Проверь себя.  1  2  г  3  в  4  г  5  а  г

Проверь себя.

1

2

г

3

в

4

г

5

а

г

Подсчёт баллов за урок. 26 – 30 баллов «3» 31 - 41 баллов «4» 42 - 52 баллов «5»

Подсчёт баллов за урок.

26 – 30 баллов «3»

31 - 41 баллов «4»

42 - 52 баллов «5»

Итог урока   Я узнал ... Я научился… Мне понравилось … Было трудно ... Я много времени уделил подготовке, мне понравилось…

Итог урока

Я узнал ...

Я научился…

Мне понравилось …

Было трудно ...

Я много времени уделил подготовке, мне понравилось…

Домашнее задание Параграф 26, упражнение 161.

Домашнее задание

Параграф 26, упражнение 161.

Спасибо всем за работу!!!

Спасибо всем за работу!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!