Разработка урока по русскому языку в 5-м классе.
Тема "Диалог".
Цели урока:
1.Формировать умение
-
самостоятельно добывать знания по заданной теме;
-
сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы;
-
правильно ставить знаки препинания при диалоге;
-
составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.
2.Развивать умение
3.Воспитывать
-
желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;
-
умение слушать, работать вместе.
Тип урока – изучение нового материала.
Вид урока – урок-исследование.
Наглядность презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
1) Учитель:
- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку
своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да
и в любом деле главное доброе начало.
2. Актуализация знаний
1) Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Пропустите строку для записи темы урока.
Словарная работа: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
- Что объединяет записанные слова? ( Они употребляются при общении, объединены темой
«Вежливость» )
- Учитель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке.
3) Индивидуальная работа по карточкам:
- Составить устно предложение по схеме. 1ученик - А: «П?»
2 ученик - «П», -а.
2) В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:
- Что такое «прямая речь»?
(Прямая речь - это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь).
- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?
(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)
- Проверка карточек
3. Работа по теме урока
1) Встретились одноклассники: Лена и Сергей. Лена сказала:
– А у меня дома овсянка! (Л)
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка. (С)
– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавила Лена. (Л)
– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Сергей. (С)
– Да ты про что говоришь?! – всплеснула руками Лена. (Л)
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? (С)
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. (Л)
Учитель:
- Ребята, что делали девочки? ( вели беседу)
- Когда нам нужно выяснить что-то у другого человека, что мы делаем? (Вступаем с ним в диалог).
Учитель: Такой разговор может быть и телефонным, это тоже диалог, если два человека обмениваются репликами.
- Скажите, что вы поняли из этого разговора? (ученики отвечают)
- Для чего нужен диалог ? (Диалог служит для беседы и обмена мнениями между
двумя или более людьми. Мы его с вами часто слышим в фильмах, на радио и т.д).
- Итак, как же называется тема нашего урока, кто догадался?………….. «Диалог»
- Запишите тему урока в тетрадях.
2) Словарно-орфографическая работа:
ДиалОГ - Диа -, два, логос – слово (греч.)
Физминутка
3)Осмысление темы учащимися
Перед каждым из вас лежит “Информационный текст”, где записаны все сведения о диалоге. Сейчас вы будете самостоятельно изучать эту тему и производить маркировку текста с помощью специальных знаков:
„ ! " - я это знал.
„ + " - новое для меня..
„ ? " - вопрос.
4) Работа по “Информационному тексту”
-
Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
-
Что оказалось новым?
-
Какие возникли вопросы?
4. Закрепление. Ответы на вопросы к «Информационному тексту»
- Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)
- Что такое реплика? (Реплики – это слова каждого лица )
- Как пишется каждая реплика? (Каждая реплика в диалоге пишется с новой строки, а перед ним ставится тире)
- Какие знаки препинания ставятся, если реплики сопровождаются словами автора? (если реплики сопровождаются словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.
Т.е. первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире).
Итак, что мы должны запомнить?
Диалог – это речь двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это высказывание лица без слов автора. Каждая реплика диалога пишется с новой строки. Перед каждой репликой диалога ставится тире. Речь автора при диалоге оформляется, как и при прямой речи. |
5. Работа по учебнику
1) Выполнение упр.
- Упр. 253 . (Вставить подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал)
Коллективный разбор диалога. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.
- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь?- спросила Катя.
- К Пете. Он заболел, - ответил Ваня.
2) Развитие речи
- Упр.252 (устно)
- Упр. 256(устно составить диалог)
Учитель: Молодцы, ребята.
6. Итог урока
Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итог урока.
- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что…
- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге)
- Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?
- С какими «волшебными» словами мы познакомились на уроке?
7.Коммментирование оценок.
8.Домашнее задание: придумать и записать в тетрадь диалог на тему
«В библиотеке».
Русский язык 9 класс ФГОС
Русский язык 11 класс ФГОС
Русский язык 8 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 5...
За страницами учебника. Русский язык....
Русский язык 5 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 7...
Электронная тетрадь по русскому языку...
© 2021, Катчиева Сусанна Аубекировна 321 0
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы