СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку "Диалог"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку по теме "Диалог"

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку "Диалог"»

Разработка урока по русскому языку в 5-м классе.

Тема "Диалог".


Цели урока:


1.Формировать умение

  • самостоятельно добывать знания по заданной теме;

  • сравнивать, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы;

  • правильно ставить знаки препинания при диалоге;

  • составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалоги.



2.Развивать умение

  • самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;

  • инициативность в познавательной деятельности.



3.Воспитывать

  • желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение;

  • умение слушать, работать вместе.



Тип урока – изучение нового материала.


Вид урока – урок-исследование.


Наглядность презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

1) Учитель:

- Предлагаю вам закрыть глаза, вспомнить о чём-то хорошем и улыбнуться.

- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку

своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да

и в любом деле главное доброе начало.


2. Актуализация знаний

1) Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Пропустите строку для записи темы урока.


Словарная работа: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.


- Что объединяет записанные слова? ( Они употребляются при общении, объединены темой

«Вежливость» )

- Учитель: Молодцы! А сейчас давайте вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке.


3) Индивидуальная работа по карточкам:


- Составить устно предложение по схеме. 1ученик - А: «П?»  

2 ученик - «П», -а.

  2) В это время для остальных учащихся устный фронтальный опрос по теме «Прямая речь». Вспоминаем материал предыдущих уроков:

- Что такое «прямая речь»?


(Прямая речь - это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь).


- Как на письме обозначается, выделяется «прямая речь»?


(Прямая речь выделяется кавычками, первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.)

- Проверка карточек


3. Работа по теме урока


1) Встретились одноклассники: Лена и Сергей. Лена сказала:

– А у меня дома овсянка! (Л)

– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка. (С)

– Люблю я овсянку, она жёлтая, красивая такая, – добавила Лена. (Л)

– И я люблю, она вкусная, особенно с мёдом! – сказал Сергей. (С)

– Да ты про что говоришь?! – всплеснула руками Лена. (Л)

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? (С)

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. (Л)


Учитель:

- Ребята, что делали девочки? ( вели беседу)

- Когда нам нужно выяснить что-то у другого человека, что мы делаем? (Вступаем с ним в диалог).


Учитель: Такой разговор может быть и телефонным, это тоже диалог, если два человека обмениваются репликами.

- Скажите, что вы поняли из этого разговора? (ученики отвечают)
- Для чего нужен диалог ? (Диалог служит для беседы и обмена мнениями между

двумя или более людьми. Мы его с вами часто слышим в фильмах, на радио и т.д).

- Итак, как же называется тема нашего урока, кто догадался?………….. «Диалог»

- Запишите тему урока в тетрадях.

2) Словарно-орфографическая работа:


ДиалОГ - Диа -, два, логос – слово (греч.)


Физминутка


3)Осмысление темы учащимися

Перед каждым из вас лежит “Информационный текст”, где записаны все сведения о диалоге. Сейчас вы будете самостоятельно изучать эту тему и производить маркировку текста с помощью специальных знаков:


„ ! " - я это знал.

„ + " - новое для меня..

„ ? " - вопрос.


4) Работа по “Информационному тексту”

  1. Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

  2. Что оказалось новым?

  3. Какие возникли вопросы?

4. Закрепление. Ответы на вопросы к «Информационному тексту»


- Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких лиц)


- Что такое реплика? (Реплики – это слова каждого лица )


- Как пишется каждая реплика? (Каждая реплика в диалоге пишется с новой строки, а перед ним ставится тире)


- Какие знаки препинания ставятся, если реплики сопровождаются словами автора? (если реплики сопровождаются словами автора, ставятся те же знаки препинания, что и при прямой речи, но без кавычек.

Т.е. первое слово ее пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире).





Итак, что мы должны запомнить?

Диалог – это речь двух или более лиц.

Диалог состоит из реплик.

Реплика – это высказывание лица без слов автора.

Каждая реплика диалога пишется с новой строки.

Перед каждой репликой диалога ставится тире.

Речь автора при диалоге оформляется, как и при прямой речи.


5. Работа по учебнику


1) Выполнение упр.


- Упр. 253 . (Вставить подходящие по смыслу слова, избегая повторения глагола сказал)

Коллективный разбор диалога. Запись на доске первых двух реплик. Остальные предложения самостоятельно.


- Здравствуй, Ваня! Куда ты идёшь?- спросила Катя.

- К Пете. Он заболел, - ответил Ваня.


2) Развитие речи


- Упр.252 (устно)


- Упр. 256(устно составить диалог)


Учитель: Молодцы, ребята.


6. Итог урока


Учитель: Наш урок подошел к концу. Подведем итог урока.

- Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я узнал(а), что…

- Чем отличается прямая речь от диалога? (см. на доске схемы знаков препинания при прямой речи и при диалоге)

- Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- С какими «волшебными» словами мы познакомились на уроке?


7.Коммментирование оценок.


8.Домашнее задание: придумать и записать в тетрадь диалог на тему

«В библиотеке».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

23.06.2022 15:46
Головнева Ирина Борисовна @golovniova
Спасибо за полезную разработку урока.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!