СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему: "Фразеологизмы, их особенности употребления"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о фразеологии и фразеологизме как единице языка, об особенностях  строения фразеологизмов и употребления их в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: "Фразеологизмы, их особенности употребления"»

Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства




План урока

Разработал ФИО Кушнарёва Анна Валентиновна

Согласовано

Председатель МЦК ___________________

Дата ______Подпись_______________

Место проведения кабинет № 25 русского языка и литературы

Участники _________________

Профессия/специальность


Учебная дисциплина/

Междисциплинарный курс

русский язык

Тема урока

Фразеологизмы, их особенности употребления.

Регламент урока

45 минут

Вид урока

урок-беседа с элементами лекции, использованием презентации

Тип урока


обобщение и систематизация учебного материала

Технологии обучения


технология объяснительно-иллюстративного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:


образовательные (обучающие)

обобщить и систематизировать знания обучающихся о фразеологии и фразеологизме как единице языка, об особенностях строения фразеологизмов и употребления их в речи.

развивающие

развивать языковую коммуникативную компетенцию; совершенствовать коммуникативно-речевые умения, навыки правописания.

воспитательные

воспитывать у обучающихся культуру общения, культуру ведения беседы, самостоятельность, умение сопереживать за товарища; прививать любовь к русскому языку, интерес к его познанию.

Обеспечение учебного занятия

Техническое обеспечение:

персональный компьютер, проектор, экран.

Учебно-методическое обеспечение:

- электронная презентация «Фразеологизмы, их особенности употребления»;

- дидактические карточки-задания;

- учебники Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2014;

-тест по теме «Фразеологизмы, их особенности употребления»



























Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

2 минуты

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Откройте тетради и запишите число и тему нашего урока: «Фразеологизмы, их особенности употребления». Слайд 1

Проверяют готовность к занятию.


2. Мотивация деятельности

3 минуты

Сегодня от вас потребуется внимание, сосредоточенность, активность, чтобы как можно больше знаний взять с урока. Знания эти пригодятся вам в жизни.

Ребята, вы и оглянуться не успеете, как пролетят ваши годы обучения в колледже, и вы станете выпускниками. Надеюсь, выражение «не успеете оглянуться» у вас не вызвало недоумения, как у четырехлетней девочки, спросившей мать:

- Скоро наступит лето? Мать ответила:

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Девочка стала как-то странно вертеться. Вертелась, вертелась и говорит:

- Я оглядываюсь, а лета всё нет.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых лежат и сидят какие-то странные люди.

-Скажите, что не позволило детям понять сказанное взрослыми? Какое сложное и интересное явление русского языка лежит в основе этих забавных случаев, рассказанных К. Чуковским в книге «От двух до пяти»?


-Так что же означает фразеологизм «не успеешь оглянуться»?

- А «живут на ножах»?

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы – фразеологизмы.

Ребята, попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.



Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.












Эти выражения называются фразеологизмами.




Скоро.


Враждуют




Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология»; уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний

4 минуты

Фронтальный опрос.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию.

- Давайте вспомним, что такое фразеология?

       




Запишите это определение в тетрадях. Слайд 2


- А что такое фразеологизмы?






Запишите определение понятия «фразеологизмы» в тетрадях. Слайд 2


Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например: Слайд 3

зарубить на носу – запомнить;

как в воду глядеть – предвидеть,

считать ворон - бездельничать.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

Слушают преподавателя.



(Фразис – «выражение»,   логос – «учение»). Особый раздел лингвистической науки, изучающий фразеологизмы.


Записывают определение понятия «фразеология».

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.



Записывают определение понятия «фразеологизмы».


Слушают преподавателя.

4. Изучение нового материала

15

минут

4.1. Основные признаки фразеологизмов (прослушивание сообщения обучающегося с использованием презентации). Рассмотрим основные признаки фразеологизмов.


Фразеологизмы –  это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение.

4.2. Происхождение фразеологизмов русского языка (рассказ преподавателя с использованием презентации). Слайды 4-11

4.3. Происхождение фразеологизмов «нить Ариадны», «ящик Пандоры», «остаться с носом, зарубить на носу» (сообщение обучающегося).

4.4. Фразеологизмы-синонимы, -антонимы, -омонимы (рассказ преподавателя с использованием презентации). Слайд 15

Как и слово фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например, у фразеологизма тертый калач (в значении «опытный человек») есть фразеологизм-синоним стреляный воробей; у фразеологизма непочатый край (в значении «много») есть фразеологизм-антоним раз-два и обчелся (в значении «мало»).

Омонимы: пустить петуха – поджечь и пустить петуха – фальшиво спеть ноту.

4.5. Типы фразеологизмов по стилистической окраске (рассказ преподавателя с использованием презентации). Слайд 16

Являясь синонимами, фразеологизмы могут отличаться стилистической окраской. Фразеологизмы с точки зрения их стилистической окраски, могут быть разграничены на нейтральные, возвышенные и разговорные или просторечные.

Стилистически нейтральные: во что бы то ни стало, время от времени, находить общий язык, от мала до велика.

Возвышенные фразеологизмы: придают речи торжественность, приподнятость. К ним относятся такие фразеологизмы: хлеб насущный, внести свою лепту, краеугольный камень.

Разговорные, просторечные –– им присуща эмоционально-экспрессивная окраска, эти фразеологизмы придают речи непринужденный характер, они наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской.

4.6. Типы фразеологизмов по структуре (рассказ преподавателя с использованием презентации).

Слайд 17 По своей структуре фразеологизмы могут быть разными, все фразеологические единицы делятся на 3 разряда:

-фразеологические сочетания,

-фразеологические единства,

-фразеологические сращения. (запись в тетрадях)

Слайд 18 Во фразеологических сочетаниях одно из слов употребляется лишь в сочетании с другим. Подобрать синоним (трескучий мороз – сильный мороз, расквасить нос – разбить нос).

Слайд 19 Во фразеологических единствах каждое слово фразы имеет свое значение, но в совокупности слова приобретают переносный смысл.

Вешать лапшу на уши:

Слайд 20 Слова, входящие в состав фразеологических единств, могут иметь и прямое значение, например: держать камень за пазухой (таить злобу, быть готовым отомстить), сматывать удочки (поспешно уходить), закинуть удочку (осторожно намекать на что-либо, предварительно разузнать).

Слайд 21 Фразеологические сращения – это «застывшие» смысловые единства, свойственные данному языку. Иногда их называют «витаминами» или «изюминками» речи. Значения фразеологических сращений никогда не совпадают со значениями слов, их составляющих, и поэтому они не переводимы на иностранный язык.

Слушают сообщение обучающегося и просматривают слайды. Обучающийся выступает с сообщением. Составляют опорную таблицу.


Слушают преподавателя.





Просматривают слайды.



Слушают сообщение обучающегося. Обучающийся выступает с сообщением.
































Слушают преподавателя, смотрят слайды презентации.





Слушают преподавателя, смотрят слайды презентации.





















5. Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала

15 минут

Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части.

Задание 1 (устный опрос). Слайды 22-23

Какое лексическое значение имеют фразеологизмы?

Море по колено – ничто не страшно.
Мухи не обидит – кроткий человек.
Как две капли воды – очень похожи друг на друга.
Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело.
Витать в облаках – мечтать.
Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять чью-то волю.
Водить за нос – обманывать.
Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

Перемывать косточки – обсуждать

Рукой подать – близко

Глас вопиющего в пустыне - напрасный, тщетный призыв

Стреляный воробей – очень опытный человек

Как рыба в воде – уверенно

Ни рыба ни мясо – безликий, безвольный человек

Обвести вокруг пальца – обмануть

Кот наплакал - очень мало

Седьмая вода на киселе – дальний родственник

Гонять лодыря – бездельничать.


Задание 2.

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор (устно): Слайд 24

Слово в слово Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку Комар носа не подточит



Задание 3. Замените фразеологизм одним словом (устно). Слайд 25

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

  3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Задание 4. Найди в тексте фразеологизмы. Объясните их значение (устно). Слайд 26

Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тёртый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет.

Задание 5. Работа с учебником (упр. 71, с. 65-66). Слайд 27

Рукой подать – очень близко; с первого взгляда – сразу; с горем пополам – с трудом; с первых слов – сразу; засучив рукава – с энтузиазмом; затаив дыхание – внимательно; на каждом шагу – постоянно, везде; остаться с носом – остаться ни с чем; опустить руки – отчаяться; так себе – средненько; чёрным по белому – понятно; не на шутку – всерьёз; козёл отпущения – виновник всех бед; два сапога пара – очень похожи; мороз по коже – почувствовать страх.


Задание 6. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. Запишите их (работа в парах с дидактическими карточками).

1 пара обучающихся.

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Сию минуту

Ума палата

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

2 пара обучающихся


Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Пожимать плечами

Встал не с той ноги

Всего ничего

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Кот наплакал

Не в духе

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Засучив рукава

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Чуть свет

На ночь глядя

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

Не разлей вода


Задание 7. Допишите вторую часть фразеологизма и объясните его значение (Самостоятельная работа с карточкой у доски).

  1. От нечего …

  2. Ни к селу …

  3. Спустя …

  4. Утереть …

  5. Пальчики …

  6. Зарубить на …

  7. С минуты …

  8. Прикусить …

  9. Яблоку негде …

  10. Бросать деньги …

  11. В час по …

  12. Ни жив …

  13. Ни в зуб …

  14. Язык без …

Задание 8. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами (устно). Слайд 28

Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.

Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.

Тестовые задания (самостоятельно).

Пришло время закрепить наши знания. Для этого я предлагаю выполнить вам самостоятельно тестовые задания по вариантам.

Вариант 1.

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

 а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения

Вариант 2.

  1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить_______»

а) Тантала;

б) Гордия;

в) Ариадны;

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и суме­ла в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.





Отвечают.



























Лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».


НОС



УШИ


ВЕТЕР




Отвечают.









Выполняют письменное задание в тетради.










Выполняют письменное задание в тетради.






























Выполняет задание на доске.



















Отвечают













Выполняют тестовые задания.

























6. Подведение итогов и рефлексия занятия

6 минут

6.1. Беседа с обучающимися. Слайд 29

Итак, давайте вернемся к целям, которые вы ставили в начале урока.

- Какие цели мы ставили?

- Достигли ли мы этой цели?

-Как вы думаете, можно ли обойтись без фразеологизмов в речи? Какую роль фразеологизмы играют в речи?

- Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

6.2. Оценка деятельности (выставление оценок с комментариями преподавателя).

6.3. Сообщение домашнего задания. СЛАЙД 30

Составить связный текст, употребив не менее 10 фразеологизмов.





Отвечают.


Отвечают.


Отвечают.



Отвечают.






Записывают домашнее задание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!