Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части. Задание 1 (устный опрос). Слайды 22-23 – Какое лексическое значение имеют фразеологизмы? Море по колено – ничто не страшно. Мухи не обидит – кроткий человек. Как две капли воды – очень похожи друг на друга. Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело. Витать в облаках – мечтать. Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять чью-то волю. Водить за нос – обманывать. Сесть на шею – быть обузой для другого человека. Перемывать косточки – обсуждать Рукой подать – близко Глас вопиющего в пустыне - напрасный, тщетный призыв Стреляный воробей – очень опытный человек Как рыба в воде – уверенно Ни рыба ни мясо – безликий, безвольный человек Обвести вокруг пальца – обмануть Кот наплакал - очень мало Седьмая вода на киселе – дальний родственник Гонять лодыря – бездельничать. Задание 2. Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор (устно): Слайд 24 Слово в слово Вилами на воде писано Тютелька в тютельку Комар носа не подточит
Задание 3. Замените фразеологизм одним словом (устно). Слайд 25 Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Задание 4. Найди в тексте фразеологизмы. Объясните их значение (устно). Слайд 26 Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тёртый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет. Задание 5. Работа с учебником (упр. 71, с. 65-66). Слайд 27 Рукой подать – очень близко; с первого взгляда – сразу; с горем пополам – с трудом; с первых слов – сразу; засучив рукава – с энтузиазмом; затаив дыхание – внимательно; на каждом шагу – постоянно, везде; остаться с носом – остаться ни с чем; опустить руки – отчаяться; так себе – средненько; чёрным по белому – понятно; не на шутку – всерьёз; козёл отпущения – виновник всех бед; два сапога пара – очень похожи; мороз по коже – почувствовать страх. Задание 6. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам. Запишите их (работа в парах с дидактическими карточками). 1 пара обучающихся. Найдите фразеологические синонимы Витать в облаках | Связывать по рукам и ногам | Вставлять палки в колеса | Из другого теста | Небо и земля | Семи пядей во лбу | В тот же миг | Сию минуту | Ума палата | Строить воздушные замки | Найдите фразеологические антонимы Душа в душу | Как звезд на небе | С гулькин нос | Последняя спица в колесе | Играть первую скрипку | Как кошка с собакой | Рукой подать | За тридевять земель | Восходящая звезда | Угасшее светило | 2 пара обучающихся Найдите фразеологические синонимы Набрать в рот воды | Пожимать плечами | Встал не с той ноги | Всего ничего | Теряться в догадках | Играть в молчанку | Кот наплакал | Не в духе | Как сквозь землю провалился | Днем с огнем не найдешь | Найдите фразеологические антонимы Как из-под земли вырос | Засучив рукава | Бить баклуши | Сидеть сложа руки | Как кошка с собакой | Чуть свет | На ночь глядя | Как сквозь землю провалился | Не покладая рук | Не разлей вода | Задание 7. Допишите вторую часть фразеологизма и объясните его значение (Самостоятельная работа с карточкой у доски). От нечего … Ни к селу … Спустя … Утереть … Пальчики … Зарубить на … С минуты … Прикусить … Яблоку негде … Бросать деньги … В час по … Ни жив … Ни в зуб … Язык без … Задание 8. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами (устно). Слайд 28 Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал; на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться. Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно. Тестовые задания (самостоятельно). Пришло время закрепить наши знания. Для этого я предлагаю выполнить вам самостоятельно тестовые задания по вариантам. Вариант 1. 1. Укажите предложение с фразеологизмом. а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г) В луже сидеть — любимое занятие свиней. 2. Укажите предложение с фразеологизмом. а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес. б) Топором не размахивай. в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс. г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом. 3. Укажите предложение с фразеологизмом. Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену. б) Комар сел мне на шею. в) Только дай слабину — мигом на шею сядут! г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня. 4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»? а) сильно разбогатеть; б) нравственно опуститься, одичать; в) терпеливо ждать; г) возмужать, повзрослеть. 5. Укажите неверное утверждение а) фразеологизмы - свободные сочетания слов; б) существуют фразеологизмы-синонимы; в) фразеологизмы придают речи живость и образность; г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения Вариант 2. Укажите предложение с фразеологизмом. а). Сидел кот в мешке и мяукал. б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался. в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая. г) Эти ваши предложения — кот в мешке 2. Укажите предложение с фразеологизмом а) Не только дом разрушен — двора не осталось. б) До постоялого двора осталось три версты. в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора. г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом 3. Укажите предложение с фразеологизмом а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв. б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо. в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда! г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката 4. Закончите фразеологизм: «нить_______» а) Тантала; б) Гордия; в) Ариадны; г) царя Соломона 5. В каком предложении не используется фразеологизм? а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. |