СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему "К. Д. Ушинский" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект онлайн - урока. Время проведения 20 минут. Дети узнали о К.Д. Ушинском, ознакомились с его рассказами, которые были направлены на воспитание добра.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему "К. Д. Ушинский" 1 класс»

План – конспект онлайн - урока по чтению УМК «Школа России»

Онлайн-урок по ссылке

https://jazz.sber.ru/jh72st?psw=OEEDDxUHUgAcUQQZShNFExNbGQ


1 класс

Урок «К. Д. Ушинский. Поучительные рассказы для детей».

Учитель МБОУ «СШ №92города Макеевка»

Самоличенко Л.Н.

Цель: познакомить учащихся с  рассказами  К. Д. Ушинского для детей из учебников «Детский мир» и «Родное слово», воспитывать доброе отношение к людям, чувство взаимопомощи, отзывчивость, стремление  приносить пользу обществу.

Задачи урока:

1.Предметные:

-  совершенствовать основные навыки чтения;

- учить давать характеристики героям произведений;

- развивать умение рассуждать, вести диалог;

 2. Метапредметные:

           а) познавательные УУД:

- развивать умение находить ответы на вопросы, используя  текст рассказа;

- развивать умение проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

           б) коммуникативные УУД:

-  учить слушать и понимать речь других;

- формировать  умение : слушать и слышать друг друга, договариваться, распределять роли, представлять свою работу;

- формировать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

- читать выразительно целыми словами;

          в) регулятивные УУД:

-  учить ставить  учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- учить   оценивать  свои мысли и поступки;

3. Личностные:

- формировать  представление о нормах поведения в процессе работы с другими учащимися;

- формировать умение понимать и принимать  положительные качества личности: дружелюбие, доброту, отзывчивость, стремление к взаимовыручке.

Оборудование: 

Компьютер, карточки.

Учебник: Горецкий В.Г.,  Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2021.

Демонстрационный материал: презентация.

Форма урока: онлайн - урок.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока

I.  Мотивация к учебной деятельности, эмоциональный настрой. (1 мин)

Звучит первый куплет песни «Дорога добра».  Музыка: Ю. Энтина, слова:

М. Минкова

«Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправится с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра»

 (Первый слайд презентациивидеофрагмент «наша школа», фотографии детей)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (1 мин)

1.   Задание для пробного действия.

- Ребята, вы знаете, сегодня утром со мной произошла удивительная история: под дверью нашей школы я нашла сюрприз, вот эту красивую посылку, но в суматохе я даже не успела посмотреть, что в ней. Давайте вместе посмотрим?  (Учитель достаёт из посылки и прикрепляет на доску листы)

- Ничего не понимаю, что нужно делать? (Дети предлагают выполнить задание)

- Правильно, для того чтобы узнать, о чём пойдёт речь на уроке вам нужно выполнить задания.

1. Соберите рассыпавшиеся буквы, и вы узнаете слово, которое подскажет тему нашего урока.

Дети составляют слово Добро.

2. Постановка задач урока (0,5 мин)

- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

(о том, что человек должен творить добро)

- Молодцы, догадались. А помогут нас убедить в этом произведения, которые мы будем читать.

- Чему еще мы будем учиться, поскольку это урок чтения?

(бегло, выразительно читать,  думать,  рассуждать,  высказывать свое мнение)

III. Актуализация  знаний. (2 мин)

 Работа по теме урока
Учитель рассказывает детям о К.Д. Ушинском.
— Прочитайте небольшое произведение К.Д. Ушинского.
— Завтра поучусь, а сегодня погуляю, — говорит ленивый.
— Завтра погуляю, а сегодня поучусь, — говорит прилежный.
— Как вы понимаете слово прилежный? (Старательный.)
Какую строчку выбрали бы вы для себя? Как вы думаете, кем по профессии был автор? (Наверное, он был учителем.)
Правильно. Глядя на портрет К.Д. Ушинского, вы можете сказать, в какое время он жил. (Он жил давно.)
Но, несмотря на это, мы много интересного и поучительного можем узнать из его произведений. Вот некоторые из книг Ушинского. Как вы думаете, о чём они? Вспомните, как с книгами нужно обращаться?

- Что вы  знаете о К. Д. Ушинском?

(Жил в 19 веке, был учителем, написал для детей интересные рассказы и сказки)

(Слайд презентации: портрет К. Д. Ушинского, изображения учебников «Детский мир», «Родное слово», сборников сказок)

- К. Д. Ушинский посвятил всю свою жизнь педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Он очень любил детей и очень им сочувствовал, потому что в то время учиться детям было трудно. Учебники, по которым учились дети, были скучные и непонятные. И вот, Ушинский решил написать такие учебники, по которым детям было бы учиться легко и интересно. Эти учебники назывались «Родное слово» и «Детский мир». Эти книги открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить. А главное, они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского понятно, что счастливым может быть только добрый, честный и трудолюбивый человек!

- Как вы думаете, ребята, каким человеком был Ушинский?

(Хорошим, много доброго сделал для других людей)

IV. Изучение нового материала (12мин)

(1 мин).

1.Знакомство с произведениями.

- Откройте учебник на с. 95.

- Прочитайте название первого произведения.

Ответы уч-ся: “Худо тому, кто добра не делает никому»

- Выскажите предположения, о чем будет текст.

Ответы уч-ся: « О том, как кто-то не хотел делать добрые дела».

(1 мин).

2.Чтение текста «Худо тому, кто добра не делает никому» учителем.

- Познакомимся с текстом и проверим наши предположения.

(2 мин).

3. Проверка восприятия. Лексический анализ.

- Подтвердились ли ваши предположения?

Ответы уч-ся: «Да, подтвердились».

-Кто герои рассказа?

Ответы уч-ся: «Герои рассказа - дети»

- Что произошло с детьми?

Ответы уч-ся: «Дети поссорились».

-Почему они поссорились?

Ответы уч-ся: «Мальчик Гриша был жадным, не хотел ни с кем делиться, никому не хотел помочь».

-Что интересного заметили в названии текста?

Ответы уч-ся: «Название текста – пословица».

-Можно ли сказать, что смысл этого рассказа заключается в этой пословице? Почему?

Ответы уч-ся: «Я думаю да, потому что нужно не отказывать друзьям в помощи. Если ты никому не поможешь, то и тебе не помогут. Потеряешь друзей и останешься один».

(3мин.)

-Прочитайте рассказ «Худо тому, кто добра не делает никому»» «жужжащим» чтением.

Устное рисование.

Физкультминутка (1 мин)

Цель: сохранение здоровья учащихся.

4. Чтение текста «Вместе тесно, а врозь скучно».

-Прочитайте рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» «жужжащим» чтением и отметьте непонятные вам слова.

(1 мин).

5.Словарная работа.

- Какие слова вы отметили?

Ответы уч-ся: «Врозь, волчок».

Итог. Проверка толкования слов по слайду.

- Что обозначает слово «врозь»?

Ответы уч-ся: «Мы считаем, что врозь значит отдельно, не вместе».

-Внимание на слайд. Прочитай значение слова. Как вы выполнили задание?

-Что обозначает слово «волчок»?

Ответы уч-ся: «Мы считаем, что волчок это игрушка - юла».

- Прочитайте текст «Ручейком».

(1 мин).

6. Проверка восприятия. Лексический анализ.

-Что же случилось с героями рассказа?

Ответы уч-ся: «Они поссорились».

-Почему они поссорились?

Ответы уч-ся: «Дети не захотели поделиться своими игрушками друг с другом».

-Почему же детям стало скучно?

Ответы уч-ся: «Потому что одному играть неинтересно».

-В чем заключается смысл этого рассказа?

Ответы уч-ся: «Нужно уметь уступать друг другу».


Цель: развивать умение анализировать произведение, формирование умения понимать и принимать положительные качества личности.

(2мин)

Выразительное чтение.

- Послушаем выступление ребят. Мы внимательно слушаем, чтобы оценить их работу, дать совет.

- Слово предоставляется ...

- Оцените выступление своих товарищей.

Итог учителя.

-Молодцы, вам удалось интонацией показать настроение и чувства героев.

Ответы уч-ся: «Сестра сказала брату: «Хочешь, возьми моих кукол и поиграй». Брат ответил: «А ты играй с моим волчком, сколько захочешь!» Дети подошли, улыбнулись друг к другу и стали играть вместе. Больше они никогда не ссорились».

Итог.

- Вы придумали добрый конец к рассказу. Я надеюсь, что у этих детей все сложилось так, как вы рассказали, и они больше никогда не ссорились.

(Слайд презентации: иллюстрация к рассказу «Худо тому, кто добра не делает никому»)

(1 мин)

  Игра «Наоборот».

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [c].

Трусливый – (смелый); пасмурный – (солнечный); легкомысленный – (серьезный) мир – (ссора) .

V. Обобщающая беседа.

- Чему учат рассказы Ушинского, о чем заставляют задуматься?

(Нужно быть дружелюбными, помогать друг другу,  уступать, уметь прощать).

- Тот, кто делает добро другим, становится счастливее, его душа становится богаче.  Добрее, наверное, станет и тот, кому помогли.

Давайте же будем творить добро!

VI. Рефлексия (работа в парах) (1 мин)

- Выберите те качества, черты характера, к  которым должны стремиться люди, чтоб наша жизнь стала лучше.

 (работа в парах: дети делят слова на две группы; у каждой пары свои слова, в общей сложности их двадцать)

Положительные                            Отрицательные

Отзывчивость                                   эгоизм

Дружелюбие                                     злость

Честность                                          подлость

Жалость                                             грубость

Щедрость                                          жадность

1 мин.

VI. Итог.

- Какие учебные задачи ставили в начале урока?

- Выполнили мы учебные задачи?

  1. Читали рассказы К. Д. Ушинского.

  2. Думали, рассуждали, высказывали свою точку зрения в ходе работы над рассказами, когда отвечали на вопросы, работали в паре, в группе.

  3. Анализировали поступки героев произведений.

0,5 мин.

VII. Домашнее задание (по желанию).

- Читайте рассказы К.Д. Ушинского для детей. Подготовьтесь рассказать о том, что прочитали. Можете сделать рисунок к прочитанному рассказу.

-Спасибо за урок!

Слайд.

Цель: совершенствование навыков чтения, развитие речи и творческих способностей учащихся.

( Слайд презентации: положительные качества остаются, отрицательные исчезают)

- С каким настроением вы уходите с урока?

(Дети оценивают своё настроение с помощью смайликов)

(Седьмой слайд презентации: «Поделись своей добротой!»  Звучат слова песни «Дорога добра»)

Итого: 20 мин.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!