СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему: План текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: План текста»

МБОУ «Гапкинская СОШ»













Урок по русскому языку на тему:
План текста

2 класс













Подготовила:

Учитель начальных классов

Костромина Ирина Николаевна










2019-2020 уч.г.



Цель : организовать комплексную работу с текстом , научить учащихся составлять план текста

Задачи:

  • Учить применять в учебной деятельности различные виды работы с текстом (определение темы, основной мысли, деление текста на абзацы, составление плана, пересказ);

  • Развивать словесно-логическое мышление;

  • Развивать коммуникативные качества учащихся;

  • Развивать умение давать объективную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.

Методы:

- исследовательский;
- словесные методы (беседа, пересказ);
- фронтальный;
- самостоятельная работа (работа с текстом);
- групповая работа (на основе алгоритмов).

Оборудование:
- цветные карточки для словарной работы;

-наглядные материалы: деформированные тексты;
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Мотивация к уроку.

Не то беда, что мы всегда

Чего – нибудь не знаем,

А то беда, что иногда

Незнание скрываем.

Кто пыжится, чтоб умным слыть

И скрыть прорехи в знании

Тому весь век невеждой быть –

Могу сказать заранее.

А если знаешь сам, чего

Не знаешь, не умеешь,

Тогда добьешься своего,

Узнаешь, поумнеешь.

-Ребята, как вы понимаете эти слова? ( человек должен стремиться к знаниям)

3. Каллиграфическая минутка.

Р р р р р р р р р р

Рпрлрарнртреркрсртра



4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

( ребятам раздаются карточки трех цветов, на которых задание к словарной работе)

На желтых карточках :А-4,В-3,О-2 (апрель, ветер, облако)- записать слова, составить предложение

На синих: М-8, Р-6, Ч-3 ( Москва, русский, чувствовать)-записать слова, определить часть речи

На красных : космос, космонавт, космический -записать слова, выделить корень слов

Проверка на слайде



  5.Сообщение темы урока

Вернемся к каллиграфической минутке.

Возьмите карандаш и вычеркните букву Р. Что интересного заметили? Какое слово получилось? План текста-это тема урока

Откройте учебник на с. 94 урок 127

Давайте подумаем, в каком блоке мы сегодня работаем, и какой материал надо вспомнить для того, чтобы выполнить данные задания.

Дети. Мы работаем в блоке «Развитие речи».

Нам надо вспомнить:

  • Что такое текст.

  • Как озаглавить текст.

  • Последовательность абзацев.

Нам надо научиться:

  • составлять план текста.

6. Работа над основной темой урока

1) Работа по учебнику .Работа над алгоритмом составления плана текста с.94 упр.3 звучит музыка весны

-Сколько абзацев в тексте?(3 абзаца)

-Какое предложение является главным?(звучит музыка весны)

-Выделим ключевые слова каждого абзаца.


1 абзац: весенняя песня капели, ручейка и птиц.

2 абзац: песня лета

3 абзац: звучит музыка природы


Сравним текст и план этого текста.

-Помогает ли план представить последовательность абзацев, то есть порядок основной мысли текста?


ФИЗМИНУТКА « Облако»

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.


7. Работа в группах

Мелодичность природы, ее красота выражается в различных проявлениях. Одно из них описал

Ф. Тютчев. Послушайте.

Ф. Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!


-О каком природном явлении идет речь?( о радуге)

Я предлагаю вам описание радуги разных авторов.

Работа в группах:

1 группа: Прочитай текст, озаглавь его, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

Если после дождя выглядывает солнышко, то можно увидеть радугу. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый-вот цвета радуги. А что значит слово радуга?

На этот вопрос есть два ответа. Одни говорят, что слово радуга –это дуга, цветной мост, который ведет в небо.

Другие считают, что слово радуга связано со словом радость. Действительно, когда видишь радугу, сердце радуется.

(слайд – картина радуги)



Этот оптический эффект зимой возникает очень редко: в холодное время года солнечные лучи преломляются не в капельках воды, а в ледяных кристаллах. Для появления радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Cовпадают эти условия крайне редко и обязательно при смене погоды. Недаром по народной примете увидеть радугу зимой — это к счастью (видео «северное сияние»)



2 группа: Прочитай текст, выясни, подходит ли заголовок к тексту, составь и запиши план . ( выдели ключевые слова каждого абзаца)

Зимняя радуга.

Вся северная сторона неба освещена двумя колышущимися дугами-красной и зеленой. Дуги исчезают и появляются вновь, беспрерывно изменяя свой вид, переливаясь красками.

Внезапно темное небо пронизывают, точно стрелы, яркие лучи, а порой в воздухе повисают изумрудные, с красной бахромой занавеси.

Это полярное сияние. Яркие сполохи (так называют полярное сияние на севере) играют на небе по нескольку часов подряд.

( слайд северное сияние)



3 группа: Прочитай текст, в нем 3 абзаца, восстанови порядок абзацев, озаглавь. Запиши ключевые слова к каждому абзацу.

После жаркого , душного дня сгустились тучи и полил дождь. Когда он прекратился, над головой засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой,-красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

А причина этому- солнечный свет. Как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов.

В каждой группе назначается ответственный, помогает в выполнении задания ребятам.



За правильный ответ получаем семь полосок-частей радуги.

ФИЗМИНУТКА

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.

) Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

8. Итог урока

Создаем радугу. Радуга поможет составить алгоритм действий при составлении плана.Как по ступенькам шагаем по радуге.

Слайд :

  1. Прочитайте текст

  2. Исправьте ошибки

  3. О заглавьте текст

  4. Прочитайте 1 абзац, выделите ключевое слово

  5. П рочитайте 2 абзац, выделите ключевое слово

  6. П рочитайте 3 абзац, выделите ключевое слово

  7. П рочитайте полученный план



  1. Р ефлексия

Я добавлю часть картины, получим прекрасное настроение.

-Чему научились на уроке? Что понравилось больше всего?