Указательные местоимения
Конспект урока
Тема урока: «Указательные местоимения»
Тип урока: Комбинированный – изучение новой темы с использованием ИКТ
Цель урока: познакомить обучающихся с разрядом указательных местоимений, их значением, употреблением в речи.
Задачи урока:
формировать умение находить указательные местоимения в тексте;
развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;
воспитывать любовь к книгам, чтению, внимательное отношение к слову.
Оборудование:
1) компьютер, проектор, экран
2) презентация к уроку
3) учебник « Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.:Просвещение, 2001.
4) рабочие тетради
5) доска
Ход урока:
1. Организационный момент.
Оформление рабочих тетрадей.
2. Подводка.
Ребята, мы с вами изучаем большой раздел. Сначала мы изучали существительные, потом прилагательные, затем числительные. А теперь? ...
Давайте вспомним, что такое местоимение?
В предложении местоимение чаще всего бывает?
Какие разряды есть у местоимения? (9) Сколько мы уже прошли? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные). Про каждую группу спросить.
Хорошо. Давайте с вами посмотри на доску. Найдите все местоимения, которые в нем есть?
Наши – притяжательное
Их – личное (3 лицо – они)
Тебе – личное (2 лицо - ты)
Они – личное (3 лицо)
Которые – относительное
Рабочий текст:
Книги – это наши учителя, помощники, друзья, советчики. Учитесь ценить их с детских лет. Эти волшебники расскажут тебе о далёком прошлом, поведают о настоящем, увлекут в мир будущего. Они развивают ум, помогут вырабатывать характер. Выбирайте для чтения такие книги, которые облагораживают душу, тревожат сердце, формируют вкус.
3. Выход на тему урока:
- Какие местоимения остались без внимания? Выпишите их. (Эти, такие.)
- Что вы можете о них сказать? Определите их значение.
- Как бы вы назвали разряд таких местоимений?
- Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?
- Сформулируйте тему и цели урока.
4. Изучение нового материала.
Заполнение таблицы «Разряды местоимений».
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая используется вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики и указывает на них, их отношение к иным предметам, явлениям и пр.
Указательные местоимения – группа местоимений, которые указывают на определённый предмет, признак или количество из нескольких возможных вариантов и выделяют его из множества.
Разряд | Слова | Значение | Вопросы | Изменяются | Синтаксическая роль |
Указательные | тот-этот такой таков столько туда-сюда там-тут тогда так отсюда и др. | Ярко выражено указательное значение | Какой? Каков? Сколько? Куда? Где? Когда? Как? Откуда? и др. | Местоимения-прилаг.: по родам, числам, падежам Местоим.-числит.: по падежам Местоим.-наречия: не изменяются | Все члены предложения |
По родам, числам, падежам изменяются местоимения тот, этот, такой.
Изменяются по родам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – та, эта, такая, то, это, такое.
Изменяются по числам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот, этот, такой – те, эти, такие.
Изменяются по падежам местоимения тот, этот, такой следующим образом: тот (этот), того, тому, того, тем, о том; такой, такого, такому, такого, таким, о таком.
Местоимение таков изменяется только по родам и числам. Изменение по родам – таков, такова, таково, изменение по числам – таков, таковы.
Местоимение столько изменяется только по падежам. Просклоняем местоимение столько:
Именительный падеж – столько
Родительный падеж – стольких
Дательный падеж – стольким
Винительный падеж – столько
Творительный падеж – столькими
Предложный падеж – о стольких.
5. Закрепление: Упр.482, 484, 485, 486(устно).
Рефлексия. Игра «Кто больше?»
Задание: за 1(2) минуту записать как можно больше словосочетаний с указательными местоимениями.
6. Подведение итога.
Что узнали на уроке?
Какие особенности есть у указательных местоимений?
Оцените себя за работу на уроке.
7. ДЗ. Упр.488