СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему " "Часть слова. Корень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был разработан для закрепления темы " Корень".

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему " "Часть слова. Корень"»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»














Технологическая карта урока по русскому языку.

Тема: Часть слова. Корень.

2 класс









Выполнила

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ с. Бердюжье

Уфельман Алена Владимировна















с. Бердюжье

2016 год

Технологическая карта с методической структурой урока

русского языка во 2 классе

Тема: Часть слова. Корень.


Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

І

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1


- Здравствуйте, ребята!

- Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?

Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится.

-Как ты понимаешь смысл этих слов? Есть одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»!

Организует обучающихся. Настраивает детей на работу.

Приветствуют учителя стоя.



Высказывают своё мнение.


Личностные



Регулятивные






II

Актуализация знаний.


– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа». Слайд 2

Рассмотрим рисунок на

слайде 3

– Что мы видим? (корень).

– Что такое корень? (Подземная часть растения.)

– Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)

– Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)

– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.) Слайд 4.

Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения.





Выясняет, что дети знают по теме урока.




Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы.

Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске.



Отвечают на вопросы учителя.


Высказывают собственное мнение.

Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.


Регулятивные






Коммуникативные







Познавательные






Личностные




III

Формулирование проблемы, планирование деятельности


– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме.

Слайд 5

Составим план работы.

После ответов учеников, на доске появляется план (Слайд 6):

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

Актуализирует учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала.


Формулируют тему урока, составляют общий план работы.

Выслушивают иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.


Коммуникативные


Регулятивные


Познавательные

IV

Сообщение нового материала.


Развитие умений – применение знаний.









































































Физкультминутка

(Приложение 2)























V. Закрепление изученного материала.













Физкультминутка

(Приложение 3)

Слайд 12.

1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Работа на доске.

Слайд 7

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

(На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садовник, садовый, посадка, рассада).

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

(Е. Измайлов)

– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными, родственными.)

– Что такое однокоренные (родственные) слова? (Слова, имеющие общую часть и близкие по значению.)

– Выделите корень значком.

– Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

Слайд 8.

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)

– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)

– Проведём маленький эксперимент (опыт).

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)

– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)

– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)

– Сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова. В корне заключён общий смысл однокоренных слов..)

– От него образуются («растут») другие слова.

Учитель может добавить:

– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)

- Откройте учебники и сравните на все ли вопросы мы дали правильные ответы!

- А вы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись.

- Встаньте! Слайд 9.

2. Работа с доской.

Слайд 10.

– Какая общая часть есть у этих слов?

– Что общего у них в значении?

– С каким словом они все связаны? Докажите это.

– Какой корень «посадили» здесь?

Упр. 4

3. Работа в Рабочей тетради

Задание № 2 стр. 10

– Назовите проверочное слово к слову л…пить.

– Какую букву нужно написать в этом слове?

– Какие слова являются проверочными для слова?

– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?

(Лепка, лепится.)

4. Работа в группах.

Слайд 11.

– Докажите, что корень главная часть слова. В этом поможет

I группе – слово лес;

II группе – слово дом.

Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.










5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова.

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарищей?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)



Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь.











Выявляет имеющиеся знания.





Побуждает к самостоятельным действиям.





Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов.





Тренирует детей в выделении корня слова.





Побуждает к высказыванию собственного мнения.




Побуждает к самоконтролю.


Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности.



Побуждает к выполнению самостоятельной работы.












Развивает умение находить общую часть однокоренных слов.


Развивает умение находить корень и обозначать его в

словах, специальным знаком.










Организует работу в микрогруппах.

Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов.

Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе.





Побуждает обучающегося к проведению самоанализа.


Побуждает к высказыванию собственного мнения.







Закрепляет умение делать вывод.



Наблюдают за работой на доске.
















Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь.

Выслушивают иное мнение.


Высказывают собственное мнение.


Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов.



















Размышляют, обосновывают свои ответы на уже приобретенных ранее знаниях.



Делают выводы.





Самостоятельно прочитывают правила изученные ранее.

Выполняют упражнения для снятия усталости, восстановления работоспособности.



Находят в тексте информацию, понятие.


Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе.

Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания.


Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным.

Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями.


Выполняют упражнения для глаз


Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы.

Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение.




Делают общий вывод.





Познавательные








Регулятивные











Коммуникативные






Личностные








Познавательные





























Познавательные








































Познавательные

















Коммуникативные






Регулятивные









Личностные


VI

Итог урока











Рефлексия

– Найдите правильное определение корня.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения».

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов».

Слайд 13.

Ответьте на вопросы:

- Я научился…

- Я смог….

- Мне понравилось…

- Было трудно… Слайд 14.


Организует самостоятельную работу по нахождению нужной информации.

Побуждает к умозаключениям по теме урока.



Побуждает к анализу урока, к самоанализу.



Высказывают собственное мнение





Проводят самоанализ собственной деятельности на уроке





Познавательные



Регулятивные




Личностные


VІI

Домашнее задание


1.Вырастить дерево с корнем – труд-.

2.Придумайте сказку про корень. (По желанию.) Слайд 15.


Организует и контролирует запись Д/З


Самостоятельно записывают Д/З в дневник


Регулятивные



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!