II Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Слайд 2 Рассмотрим рисунок на слайде 3 – Что мы видим? (корень). – Что такое корень? (Подземная часть растения.) – Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.) – Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.) – Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.) Слайд 4. | Организует самостоятельную работу детей в тетрадях, побуждает к высказыванию собственного мнения. Выясняет, что дети знают по теме урока. Активизирует деятельность обучающихся через наводящие вопросы. | Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют запись в тетради, опираясь на запись на доске. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают собственное мнение. Делают вывод, опираясь на уже имеющиеся знания. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные |
IV Сообщение нового материала. Развитие умений – применение знаний. Физкультминутка (Приложение 2) V. Закрепление изученного материала. Физкультминутка (Приложение 3) Слайд 12. | 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня. Работа на доске. Слайд 7 Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. (На доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садовник, садовый, посадка, рассада). Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. (Е. Измайлов) – Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными, родственными.) – Что такое однокоренные (родственные) слова? (Слова, имеющие общую часть и близкие по значению.) – Выделите корень значком. – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол. Слайд 8. Это слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло – Стало много новых слов. – Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.) – Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.) – Проведём маленький эксперимент (опыт). – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.) – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? (Без корня.) – Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.) – Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.) – Сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова. В корне заключён общий смысл однокоренных слов..) – От него образуются («растут») другие слова. Учитель может добавить: – Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.) - Откройте учебники и сравните на все ли вопросы мы дали правильные ответы! - А вы, как я вижу, немного притомились. Без физкультминутки не обойтись. - Встаньте! Слайд 9. 2. Работа с доской. Слайд 10. – Какая общая часть есть у этих слов? – Что общего у них в значении? – С каким словом они все связаны? Докажите это. – Какой корень «посадили» здесь? Упр. 4 3. Работа в Рабочей тетради Задание № 2 стр. 10 – Назовите проверочное слово к слову л…пить. – Какую букву нужно написать в этом слове? – Какие слова являются проверочными для слова? – Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными? (Лепка, лепится.) 4. Работа в группах. Слайд 11. – Докажите, что корень главная часть слова. В этом поможет I группе – слово лес; II группе – слово дом. Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен. 5. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова. Вопросы к отвечающему ученику: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с помощью товарищей? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | Побуждает обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи однокоренных слов в тетрадь. Выявляет имеющиеся знания. Побуждает к самостоятельным действиям. Побуждает к многократному проговариванию филологических терминов. Тренирует детей в выделении корня слова. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Побуждает к самоконтролю. Формирует способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Побуждает к выполнению самостоятельной работы. Развивает умение находить общую часть однокоренных слов. Развивает умение находить корень и обозначать его в словах, специальным знаком. Организует работу в микрогруппах. Побуждает обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу однокоренных слов. Формирует способность поиска нужной информации для доказательства мнения в микрогруппе. Побуждает обучающегося к проведению самоанализа. Побуждает к высказыванию собственного мнения. Закрепляет умение делать вывод. | Наблюдают за работой на доске. Самостоятельно записывают полученную информацию в тетрадь. Выслушивают иное мнение. Высказывают собственное мнение. Проводят исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием филологических терминов. Размышляют, обосновывают свои ответы на уже приобретенных ранее знаниях. Делают выводы. Самостоятельно прочитывают правила изученные ранее. Выполняют упражнения для снятия усталости, восстановления работоспособности. Находят в тексте информацию, понятие. Самостоятельно работают в тетрадях на печатной основе. Подбирают проверочные слова, опираясь на ранее полученные знания. Проводят исследовательскую работу, подбирают однокоренные слова к указанным. Опираясь на полученный список слов, в ходе наблюдения над которыми, проводят обмен мнениями. Выполняют упражнения для глаз Объясняют свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение группы. Проводят самоанализ, выслушивают иное мнение. Делают общий вывод. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Познавательные Познавательные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные |